СюжетыОбщество

«Телевизор у нас большой, его не тронули, слишком тяжелый»

Жители Курской области массово жалуются на случаи мародерства. К ним может быть причастна глава одного из пострадавших районов

«Телевизор у нас большой, его не тронули, слишком тяжелый»

Жители пункта временного размещения в Курской области. Фото: Администрация Курской области

Месяц назад Курский гарнизонный военный суд вынес первый приговор по делу о мародерстве в Курской области. Военнослужащего Станислава Лопатина признали виновным по ч. 1 ст. 356.1 УК РФ, однако никаких деталей, касающихся того, что конкретно совершил Лопатин и какое наказание получил, в суде не сообщили. 23 января — еще один приговор. За мародерство в крупном размере с применением насилия был осужден военный по имени Никита Соболев. Оба преступника, судя по всему, действовали в западных районах Курской области, когда в августе 2024 года в регион зашли украинские войска.

В августе 2024 года Суджанский район оказался оккупирован ВСУ, а соседние опустели. К такому сценарию в области не готовились, поэтому местные жители бежали, бросив свои дома. Кореневский район, куда украинские части так и не дошли, захлестнула волна мародерства. Вернувшиеся на свой страх и риск местные жители обнаружили, что их дома разграблены, а в некоторых кто-то жил. Теперь жертвы мародеров хотят добиться компенсаций и массово обращаются в органы, но те смотрят на проблему сквозь пальцы.

Проект «Ветер» узнал, что чувствуют ограбленные мародерами и как с этим может быть связана одиозная глава района Марина Дегтярева.

от редакции

Текст впервые был опубликован на сайте проекта «Ветер».

«Вытащили инструментов на 40–50 тысяч рублей из сарая, собаку убили» 

Как рассказал нам многодетный отец и житель Коренево Владимир Е., в первые дни вторжения он вместе с семьей выехал из поселка. В середине сентября, когда линия фронта сдвинулась на запад, жителям района и волонтерам разрешили на время вернуться.

«Мы [с братом] поехали рано утром, когда было еще темно, чтобы не напороться на дрон. Несколько раз ездили, однажды даже под обстрел попали. Как приехали [первый раз] — ворота открыты, во дворе видно, что «копались», украли газовый баллон. Вытащили инструментов на 40–50 тысяч рублей из сарая, собаку убили. Пропали бензопила, бензокоса, дрель, болгарка, набор ключей.

В дом залезли через окно. Вынесли коробку с запчастями для компьютера: видеокарта 30–40 тысяч, для многодетной семьи это большие деньги. Я собирал старшему сыну компьютер, чтобы он мог учиться, заниматься, и вот как получилось. Телевизор у нас большой, но его не тронули, видно, слишком тяжелый. Самое обидное, что весь дом вверх дном перевернули. Могу предположить, что инструменты со двора могли взять военные — это я могу понять, инструменты нужны. Но когда зашел в дом, а там такой бардак — это было немножко обидно.

Я до последнего не верил. Мы уже были в ПВР, я людям говорил: «Да вы что? Там [в поселке] есть полиция и военные, они будут патрулировать, не дадут дома разворовывать», — а получилось все совсем по-другому», — сетует он.

Как и многие жители Коренева, Владимир хочет добиться компенсации и собирается обратиться в полицию, однако, как говорят его знакомые, стражи порядка не принимают заявления о мародерстве и советуют жертвам писать, что «произошла кража».

Пункт помощи жителям Курской области пострадавших от военных действий. Фото:  Администрация Курской области

Пункт помощи жителям Курской области пострадавших от военных действий. Фото: Администрация Курской области

Ложная тревога 

Как рассказал нам курский активист Владимир Синельников, к многочисленным случаям мародерства неясным образом может быть причастна скандально известная глава района Кореневского района Марина Дегтярева. «На ее участие в этом указывают как сами военные, так и жители», — говорит активист.

По его мнению, «мародерством занимаются преимущественно зеки на службе», а глава Дегтярева могла вступить «в сговор с комендантом» — речь идет, вероятно, о коменданте Курского гарнизона. Дегтярева якобы давала ему указания. Наш собеседник утверждает, что в его распоряжении есть голосовые сообщения и Дегтяревой, и коменданта, которые свидетельствуют об их взаимодействии. Однако Синельников отказался предоставить какие-либо доказательства, сославшись на давление.

Чиновница, о которой говорит Синельников, «прославилась» осенью 2024 года, когда ее освистали на встрече с экс-губернатором Смирновым. Возмущенные жители Кореневского района несколько месяцев добивались отставки Дегтяревой. Они винят чиновницу в провале эвакуации и утверждают, что во время вторжения украинских войск она бежала, бросив земляков на произвол судьбы.

Позже всплыла еще одна деталь: до вторжения родственники Дегтяревой владели местным стрип-клубом «Black Angels», где, по данным телеграм-каналов, работниц принуждали к проституции, а глава района этот клуб якобы «крышевала». Под давлением беженцев экс-губернатор Смирнов предложил главе района уйти в отставку. Однако Дегтярева не ушла и даже пересидела самого Смирнова. Сдвинуть Дегтяреву не помогли и две с половиной тысячи подписей, собранных кореневцами за ее отставку.

Как выяснилось, вопросы к главе у районной администрации были и раньше: 12 февраля Синельников снова публично обвинил Марину Дегтяреву, на этот раз в превышении должностных полномочий и дезинформации. Общественник сообщил, что два года назад, 11 октября 2022 года, чиновница распространила среди жителей ложное сообщение: «Разведка донесла, что завтра планируются массированные удары не только по приграничью, но и по Кореневскому району», — и попросила жителей быть наготове.

Марина Дегтярева. Фото со страницы главы Кореневского района в VK

Марина Дегтярева. Фото со страницы главы Кореневского района в VK

По словам Синельникова, в селе началась паника и многие поспешили уехать, однако никаких ударов так и не случилось. После этого в местное отделение полиции поступило заявление на Дегтяреву. Ответ на него попал в руки Синельникова: из опубликованных блогером бумаг следует, что «в действиях Дегтеревой усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 286 ч. 2 УК РФ» — превышение полномочий госслужащим.

Дело «футболили», направляя то прокуратуру, то в СК, — однако чиновницу так и не привлекли.

Два года спустя произошла обратная ситуация: во время наступления ВСУ Дегтярева попросила людей «ограничить передвижение по поселку», хотя люди в комментариях уже паниковали: «Почему нас не оповестили, что нужно уезжать?» «Эвакуацию нужно было начать уже вчера!» Но глава района отвечала: «Эвакуация носит рекомендательный характер. Звоните на 112, вам все расскажут». Результатом стал полный провал эвакуации. Большинству жителей пришлось эвакуироваться своими силами.

Осенью 2024 года беженцы в очередной раз обратились в СК с требованием проверить действия Дегтяревой. 8 февраля врио губернатора Хинштейн во время встречи с жителями сообщил, что проверка главы района закончилась ничем: Следственный комитет не нашел нарушений и отказался возбуждать уголовное дело против нее. Однако несколько дней спустя стало известно, что СК еще раз проверит Дегтяреву, и снова в связи с провалом эвакуации.

Автор: Павел Кузнецов

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.