СюжетыОбщество

Царство Земное прежде Небесного

Как Патриарх осадил священника за слова о превосходстве веры над патриотизмом

Царство Земное прежде Небесного

Богослужение в 16-ю годовщину интронизации патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя. Фото: Александр Авилов / Агентство «Москва»

Перепалка главы РПЦ со священником из подмосковного Можайска на собрании в храме Христа Спасителя взорвала православный интернет. О. Алексий Шляпин напомнил о религиозном призвании церкви, патриарх возразил, что это политическая структура, пригрозив романтичному батюшке. Кто такой иерей Шляпин и почему РПЦ возглавляет атеист?

По крайней мере некоторые участники встречи патриарха Кирилла с подмосковным духовенством заранее знали, что это произойдет. В ролике, запечатлевшем вопрос клирика Никольского собора Можайска патриарху Кириллу, слышен закадровый шепот: «Снимай, снимай, сейчас будет». Мизансцена развернулась в зале церковных соборов храма Христа Спасителя (ХХС) 11 февраля, на ежегодном собрании клириков Московской митрополии РПЦ (в отличие от Московской епархии, она охватывает приходы только Московской области, разделенные ныне на пять епархий).

«Как-то неправильно, — посетовал священник, — что в официальных церковных документах слова “отечество”, “родина” употребляются с большой буквы… Для христианина Отечество — это Царство Небесное». О. Алексий заметил, что в церковных документах даже слово «вера» пишется с маленькой буквы, и выразил несогласие «с патриотическими тенденциями в церковных документах и вообще в жизни нашей поместной церкви. Священники должны вести людей в Царство Небесное, а не патриотизмом заниматься», — подытожил он.

Довольно банальные для христианского пастыря рассуждения вызвали у г-на Гундяева вспышку гнева. Мало кто заметил, как вначале он прошептал: «Пророчество отца Ионы...»

А затем громко отчитал ревнителя благочестия: «Первый раз такое слышу! Вы, батюшка, не из Западной Украины случайно? Идите, сядьте и серьезно подумайте обо всём том, что вы сейчас тут ляпнули».

Зал, наполненный более чем тысячью священников, взорвался смехом и аплодисментами. Куда предстоит сесть священнику и сколько времени потребуется на необходимые размышления, патриарх не пояснил.

Однако уже на следующий день, 12 февраля, сайт о. Алексия оказался заблокирован, а прихожане на условиях анонимности рассказали журналистам, что домой к священнику приходили силовики и вроде бы был обыск. Как написал один из сторонников патриарха, «такая постановка вопроса, да еще и в период военных действий, ставит этого батюшку (Алексия Шляпина) в разряд врагов Церкви и народа».

Загадочное «пророчество отца Ионы», которое, вероятно, Кирилл относит к себе, принадлежит почитаемому в РПЦ старцу, жившему в Одесском Успенском монастыре и скончавшемуся в 2012 году на 88-м году жизни. О. Иона говорил, что православные обязаны отделиться от того патриарха, который начнет «соглашаться с правительством, а правительство не туда руководит, куда надо… Неправильно их благословлять, а надо их вразумлять, если они ведут не туда народ».

По итогам собрания в ХХС была принята резолюция, 11-й пункт которой (вероятно, его и пытался оспорить священник перед голосованием) гласит: «2025 год объявлен Президентом России Годом защитника Отечества. Собрание призывает клириков митрополии через молитву и проповедь укреплять любовь к Родине, в особенности в связи с празднованием 80-летия Победы в Великой Отечественной войне».

Скриншоты из видео «священник Алексий Шляпин vs патриарх Кирилл». Фото: YouTube /  Храм Державной иконы Божией Матери

Скриншоты из видео «священник Алексий Шляпин vs патриарх Кирилл». Фото: YouTube / Храм Державной иконы Божией Матери

Клирику Никольского собора Можайска священнику Алексию Шляпину 49 лет, в священный сан он был рукоположен в 1998-м тогдашним ректором Московской духовной семинарии епископом Евгением (Решетниковым), ныне он митрополит Таллиннский, депортированный в РФ властями Эстонии. Редко, но исправно получал церковные награды, последней из которых в 2022-м стала палица (почетный элемент богослужебного облачения).

Еще будучи семинаристом, Шляпин стал последователем харизматичного священника Даниила Сысоева, строителя храма св. апостола Фомы на Кантемировской в Москве, где тот и был убит предположительно исламским радикалом в 2009 году. Свое учение, отчасти скопированное с американского протестантского фундаментализма, о. Даниил называл «уранополитизмом» («небесным гражданством»), противопоставляя его земному патриотизму и считая служение земной родине «даже до смерти» разновидностью идолопоклонства. Такой взгляд на условность земного отечества присущ Новому Завету и отцам ранней церкви. Святитель Косма Этолийский поучает: «Христиане, здесь у нас нет родины. Эта земля не наша: суша была создана для животных, море для рыб, воздух для птиц. Бог потому и создал нас ходящими головой к небу и вложил ум в голову, чтобы мы всегда стремились на нашу истинную родину — Царствие Небесное».

В русле этой древней традиции, «не открывая Америки», исповедовал свою веру можайский иерей. И то, что она стала маргинальной и «западноукраинской» для патриарха и большинства РПЦ, — симптом массовой болезни, которая на церковном (греческом) языке называется «апостасией» («отступлением», или девальвацией). На заблокированном ныне сайте о. Алексий сетовал:

«Государство, общество, мир хотят, чтобы люди оставались гражданами земли. Порядочными, законопослушными, верноподданными, но гражданами земли. Но не хочет допустить, чтобы люди становились гражданами Неба, подданными Небесного Царя, освободились от власти мира сего. Т. е. мир стремится использовать Христианство для поддержки своих идеологий, для удовлетворения своих земных и языческих стремлений. Но при этом ненавидит Христа, ненавидит Крест, не терпит чистое Слово Божие. Но мы не должны поддерживать государственные и общественные идеологии, стремления мира сего… Мы должны учить не патриотизму, не краеведению, не культуре и т. д., а только и исключительно Христианству».

В уже далеком, но переломном для современной истории РПЦ 2012 году на пастырском семинаре Можайского благочиния Шляпин говорил: «В церковном сознании РПЦ имеет место навязанный со стороны государства и нации ложный стереотип, будто патриотизм является составляющей Христианства. На самом деле патриотизм — это мировоззрение языческое. Это одна из болезней церковного сознания».

Священник Алексей Шляпин. Фото:  ieralexei.ortox.ru

Священник Алексей Шляпин. Фото: ieralexei.ortox.ru

Патриарх Кирилл не раз заявлял о себе как о носителе мировоззрения, типологически более близкого мягкой версии позднего советского атеизма, слегка приправленного техно-оккультизмом, чем к христианству, особенно евангельскому. Например, в конце ноября прошлого года, на очередном Всемирном русском соборе в Кремле, г-н Гундяев призывал не бояться Апокалипсиса и иронизировал над «так называемым Вторым пришествием». Всей этой библейской «мифологии» он противопоставлял путинское чудо-оружие «Орешник» (оказавшееся на поверку куда более мифологичным) — «фантастическое оружие», наводящее кошмар на «западных стратегов». Не нужно быть высоколобым богословом, чтобы заметить, насколько такой взгляд контрастирует с Евангелием, из которого мы узнаем, что и самого Иисуса Христа приговорили к смертной казни за нелояльность политическому режиму и провозглашение себя царем (правда, «не от мира сего»).

Отвечая на вопрос можайского священника, Кирилл изложил классическую формулу так называемого «сергианства» — учения, возникшего в недрах РПЦ в 1920–30-е годы в рамках кампании по переподчинению церкви атеистическому сталинскому режиму. Свое название учение получило от имени назначенного Сталиным первого патриарха «обновленной» РПЦ — Сергия (Страгородского), который называл себя «красным». Нынешний глава РПЦ напомнил, что к 1941 году его церковь была практически разгромлена в результате гонений и репрессий и, тем не менее, она заняла активно патриотическую позицию, поддержав руководство СССР и Красную армию. «И к чему это привело? — задался вопросом Кирилл. — К радикальному изменению положения Церкви в нашей стране <в лучшую сторону>». Это подчеркнуто антиевангельская позиция оппортунизма: нужно служить любой власти, чтобы усиливать свои земные позиции.

Заметим, что в результате соглашательства Сергия со Сталиным и трансформации РПЦ в политический департамент советского режима репрессии против священнослужителей, оставшихся верными евангельскому христианству (так называемых катакомбников), только усилились в 1940-е годы.

Саму же РПЦ ее соглашательство привело в пропасть духовного и физического рабства перед режимом и органам ГБ, чем она поначалу тяготилась, но со временем (в частности в лице патриарха Кирилла) научилась получать от этого удовольствие.

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Матф., 6:33), — призывает Христос в Своей Нагорной проповеди. Патриарх же Кирилл противопоставляет этой заповеди обязанность своей корпорации быть прежде всего «ответственной за судьбу страны». Подмену Царства Небесного царством земным, то есть замену Бога земным политическим идолом, апостол Павел называет идолопоклонством. Своим смиренным, но прямым вопросом священник Алексий Шляпин обнаружил антихристианскую сущность РПЦ и, по всей видимости, предрешил свою дальнейшую судьбу и исход из квазирелигиозной корпорации.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.