Олигархию — в огонь!
Грузия продолжает эпично ссориться с Европой. Не секрет, что Европарламент «Грузинскую мечту» не жалует и уже принял пять критических резолюций по Грузии. Однако 12 февраля 400 евродепутатов поддержали, безусловно, самый жесткий призыв к Еврокомиссии, который мало чем отличался от популярного лозунга протестных улиц Тбилиси «Олигархию — в огонь!».
«Европарламент не признает легитимность самопровозглашенного правительства партии “Грузинская мечта”. В резолюции депутаты Европарламента призвали международное сообщество присоединиться к бойкоту самопровозглашенных властей, которых они обвиняют в подрыве демократии страны и пресечении инакомыслия, и призывают к новым, справедливым и свободным выборам», — это не какая-то интерпретация случившегося грузинской оппозицией, а сообщение Европейского парламента на официальной странице в соцсетях.
Резолюция Европарламента также призывает Еврокомиссию ввести санкции против всей семьи почетного председателя правящей партии миллиардера Бидзины Иванишвили — его супруга и четверо детей указаны поименно, также прилагается длинный список родственников семейства, премьер-министра, министров правительства, спикера парламента, мэра Тбилиси, судей Конституционного суда, главы Национального банка и даже руководителей проправительственных телекомпаний.
Резолюция осудила репрессии против мирных демонстрантов, политических оппонентов и СМИ, обвинив «Грузинскую мечту» в нарушении прав человека и демократических норм, узурпации власти, фальсификации выборов и откате от демократии.
Само собой, Европарламент потребовал немедленного освобождения всех политических заключенных, включая журналистку Мзию Амаглобели, которая уже больше месяца держит протестную голодовку.
Из документа выясняется, что Европарламент отказывается признавать президентом избранного правительством на этот пост Михаила Кавелашвили и призывает европейские структуры сотрудничать только с пятым президентом Саломе Зурабишвили. Именно ее предлагают пригласить на предстоящий саммит политического сообщества ЕС (обычно такие мероприятия посещает премьер-министр).

Полицейские применяют водомёты и слезоточивый газ для разгона участников акции протеста в Тбилиси, 29 ноября 2024 года. Фото: David Mdzinarishvili / EPA
Также Европарламент прямо критикует лидеров Венгрии и Словакии — Виктора Орбана и Роберта Фицо — за то, что их позиция мешает Евросоюзу установить санкции против Иванишвили. В итоге евродепутаты призывают ввести санкции против «Грузинской мечты» национальные парламенты стран ЕС, как это уже сделали страны Балтии и Чехия.
Также в Страсбурге впервые заговорили о том, что следует пересмотреть соглашение об Ассоциации Грузии с ЕС, включая договор о свободной торговле и безвизовый режим.
Отдельным параграфом евродепутаты призывают ускорить переадресацию 120 млн евро грузинскому неправительственному сектору и независимым СМИ — это та финансовая помощь, которую на фоне ухудшения отношений Еврокомиссия полгода назад отказалась предоставлять правительству Грузии.
Уход из ПАСЕ
Год только начался, а резолюция стала уже вторым европейским фиаско, которое «Мечте» пришлось пережить в Страсбурге. До этого, в конце января, правящая партия сама исключила себя из старейшего европейского института — Парламентской Ассамблеи Совета Европы, в котором состояла с 1999 года.
Грузинская делегация решила уйти по собственной инициативе, когда на зимней сессии ассамблеи выяснилось, что Грузия может лишиться права голоса в одном из главных органов Совета Европы.
После голосования с показательным результатом 114 за при 13 против ПАСЕ решила отложить ратификацию мандатов членов грузинской делегации до «возвращения Грузии на демократический путь».
Были поставлены четкие условия: назначение новых выборов парламента и освобождение «всех политических заключенных» — а это около 50 участников акций протестов в Грузии, которым после задержания были предъявлены обвинения в уголовных преступлениях. При этом были названы конкретные сроки: до следующей сессии Ассамблеи, то есть до апреля. ПАСЕ объяснила свое решение в том числе и тем, что «со стороны властей Грузии до сих пор не последовало осуждения жестокости полиции и других нарушений прав человека».
Возмущенная требованием назначить новые выборы глава делегации «Грузинской мечты» в ПАСЕ Тея Цулукиани решила, что стране лучше вообще не показываться на Ассамблее, чем ждать апреля в ожидании наказания, и заявила, что Грузия по собственной инициативе прекращает работу в Ассамблее.

Тея Цулукиани. Фото: Aron Urb / Flickr
Цулукиани, которая сама начинала карьеру с работы в структурах Совета Европы в Страсбурге, обвинила ПАСЕ в «шантаже избранной грузинским народом власти» и «оскорблении грузинского народа». Из Тбилиси ее похвалил Ираклий Кобахидзе, назвавший решение Цулукиани «безальтернативным».
На самом деле Цулукиани просто взяла пример с самого Кабахидзе — именно он в ноябре прошлого года объявил о заморозке процесса переговоров по вступлению Грузии в Евросоюз, несмотря на то, что меньше года назад Грузия получила статус страны-кандидата в ЕС.
Это решение, спровоцировавшее массовые протесты по всей Грузии, Кобахидзе тогда тоже объяснил нежеланием поддаваться «шантажу» со стороны европейских структур.
«Грош цена» или миллиарды евро
Уже на следующий день после принятия Европарламентом разгромной резолюции Кобахидзе объявил, что Грузия готова к возобновлению переговоров с ЕС, но теперь «решение должен принять Брюссель».
Готовность продолжать процесс переговоров с ЕС премьер «Мечты» выражал и неделю назад, в интервью Euronews: «Нынешнее состояние наших отношений нас не устраивает. Мы заинтересованы в установлении здоровых отношений с Евросоюзом, чего на данный момент нет, но мы уверены, что это не из-за политики Грузии».
Кобахидзе винит в проблемах «европейскую бюрократию», надеется, что «в ближайшие годы подход к Грузии станет более справедливым», и советует ЕС «быть более гибким в подходе к новым членам».
Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас между тем заявляет, что «Грузия не оправдывает никаких ожиданий страны-кандидата». Скорее всего, Каллас смотрит Euronews, а там показывают не только интервью Кобахидзе, но и акции протеста в Тбилиси, в том числе и кадры, на которых люди в черной форме без опознавательных знаков беспощадно избивают лежащих на асфальте демонстрантов.
После шестой разгромной резолюции Европарламента «Грузинская мечта» собрала политсовет, участники которого, посовещавшись, предрекли Евросоюзу возможную кончину от «дип стейт» (Deep State, или «глубинного государства»). Термин был взят «Мечтой» на вооружение с легкой руки Дональда Трампа и, по замыслу подражателей, должен подчеркивать их солидарность с 47-м американским президентом (хотя и сам Трамп, как однажды объяснил Кобахидзе, может не справиться с этой коварной и таинственной силой).

Ираклий Кобахидзе. Фото: David Mdzinarishvili / EPA
В итоге заявление «Грузинской мечты» в ответ на принятую в Страсбурге резолюцию выглядело так: «Либо deep state уничтожит Евросоюз, либо Евросоюз найдет в себе силы каким-то образом выйти из-под влияния deep state».
Это «ремейк» высказывания Трампа от 2023 года о том, что «либо deep state уничтожит Америку, либо мы уничтожим deep state». При этом «Грузинская мечта» изо всех сил пыталась быть дипломатичной: «Так же, как мы желаем президенту Трампу победы в борьбе с “дип стейт”, мы желаем и Европе избежать пагубного влияния deep state. В этой борьбе мы будем на стороне патриотически настроенных европейцев».
Кстати, перед голосованием в Европарламенте Кобахидзе заранее сказал, что этой резолюции «грош цена», и она ничем не навредит Грузии. Но прямо в Тбилиси «Грузинской мечте» ответил за ЕС посол Германии в Грузии Петер Фишер. И говорил он не о грошах, а о миллиардах, которые «загибающийся» Евросоюз планирует выплатить Молдове.
«До 1 миллиарда 800 млн евро — такую сумму Евросоюз выделит Молдове на 2025–2027 годы для подготовки к членству в ЕС. Между тем в Грузии некоторые высказывают озабоченность тем, что deep state может “уничтожить” Евросоюз. Как гражданин ЕС, я не согласен с такими опасениями», — написал в Х Фишер.
Надо сказать, что молдавская евроинтеграция обычно вызывает у грузинских властей приступы зависти и гнева, так как раньше именно Грузия считалась самой успешной в «ассоциированном трио» с Молдовой и Украиной.
Пример Молдовы часто использует и грузинская оппозиция — в отличие от Грузии, Молдова очень успешно идет к заявленной цели, хотя особо не присоединялась к санкциям против России после начала полномасштабной войны в Украине и не открывала на своей территории никакого «второго фронта».
Между тем лидеры «Мечты» утверждали, что именно этого — участия в войне и введения собственных санкций против РФ — от них требовали западные лидеры, чему они стойко сопротивлялись, чтобы не подвергать страну угрозе военного вторжения России.
Мюнхен
И еще немного по поводу немецких дипломатов: МИД Германии в последний день 2024 года объявил, что запретил въезд в страну девяти гражданам Грузии, которые «несут ответственность за насилие в отношении протестующих и представителей оппозиции в Грузии». Конкретные фамилии объявлены не были, но, скорее всего, это руководство МВД Грузии и главы спецназа полиции, которые уже попали в санкционные списки нескольких стран, включая США и Великобританию.
В любом случае, глава грузинского правительства не попадет в неловкую ситуацию на паспортном контроле в Германии, так как на открывающийся сегодня важный европейский форум — Мюнхенскую конференцию по безопасности — пригласили не Ираклия Кобахидзе, а Саломе Зурабишвили.
Вопрос Грузии на конференции обсудят на отдельной панельной дискуссии, которая так и называется — «Грузия в центре внимания». Зурабишвили также примет участие в дискуссии «Гибридная тактика России».

Саломе Зурабишвили. Фото: Zurab Tsertsvadze / AP Photo / Scanpix / LETA
Общение главы правительства «Грузинской мечты» после выборов ограничено ближайшими соседями — Азербайджаном и Арменией, ну а кроме них в список стран-собеседниц входят Казахстан и Объединенные Арабские Эмираты, где Кобахидзе с начала года был уже дважды.
Западные партнеры, за исключением Виктора Орбана, все еще избегают общения с «Мечтой» и не спешат поздравлять с президентством Михаила Кавелашвили. Зато бывшего футболиста тепло поздравил белорусский лидер Александр Лукашенко — но это в тех кругах, куда «Мечта» надеется вернуться, скорее, компромат, чем достижение.
На этом фоне не очень верится в разъяснение администрации правительства, согласно которому никто из грузинских официальных лиц не поехал бы в Мюнхен, «даже если бы получил приглашение».
С другой стороны, Кобахидзе и в прошлом году отказался посетить Мюнхен — тогда в СМИ решили, что в «Мечте» обиделись на то, что в ежегодном докладе форума основатель и почетный председатель партии Бидзина Иванишвили был упомянут в качестве «российского олигарха». Возможно, сейчас, всего год спустя, когда против Иванишвили уже действуют американские финансовые санкции, в «Грузинской мечте» вспоминают о тех временах с легкой грустью.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: contact@novayagazeta.eu
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».