12 февраля президент США Дональд Трамп провел телефонные переговоры с Владимиром Путиным, а сразу после этого поговорил с президентом Украины Владимиром Зеленским. Американский лидер также анонсировал личную встречу с Путиным в Саудовской Аравии и заявил, что договорился «немедленно начать переговоры» по войне в Украине. Путин в ответ пригласил Трампа в Москву.
«Новая-Европа» вместе с политологами рассказывает, насколько реальны мирные переговоры в ближайшее время и к чему они могут привести.
Раздел влияния
Российские политологи настороженно относятся к возможным переговорам о войне в Украине и тому, к какому результату они могут привести. Политолог Григорий Голосов отмечает, что для Трампа нет такого понятия, как «честная сделка». Эксперт подчеркивает, что для американского президента все люди — «хвастуны, жадины и дураки»:
— У его контрагента, в общем-то, такая же [антропология], но это ничего не меняет, с точки зрения Трампа. Он знает, у кого на самом деле здравый смысл, а кто живет в мире фантазий.
Другой важной деталью остается то, что в список переговорщиков Трамп не включил спецпредставителя США по вопросам Украины и России Кита Келлога. Вместо него от США ими будут заниматься госсекретарь Марко Рубио, директор ЦРУ Джон Рэтклифф, советник по национальной безопасности Майкл Уолтц и спецпосланник на Ближнем Востоке Стив Уиткофф. Политолог Татьяна Становая предполагает, что именно Москва не хотела сотрудничать с Келлогом. Она также считает, что Путин, со своей стороны, может привлечь к переговорам бывшего посла России в США Юрия Ушакова.
В целом же Становая отмечает, что терпение Путина принесло свои плоды. Пока изначально «планы» Трампа были «откровенно враждебными», он старался расположить политика к себе: «Быть сговорчивым, проявлять гибкость и демонстрировать готовность к компромиссу». И благодаря этому «добился первого шага: начала переговоров по существу».
Сама экспертка скептически относится к перспективам этих переговоров. По ее мнению, Трамп хочет прекращения огня и какого-то соглашения, способного на время отодвинуть украинский вопрос на второй план. Но Путин хочет видеть Украину, лишенную военного потенциала, с переписанной конституцией и гарантией невступления в НАТО:
— Не заблуждайтесь: Путин полностью готов к тому, что эти переговоры провалятся. С точки зрения Кремля, Запад не может сделать ничего, что могло бы обратить вспять территориальные завоевания России и предотвратить распад Украины в долгосрочной перспективе.
С помощью Трампа этот процесс может ускориться, без его помощи он всё равно рано или поздно произойдет. Тем временем Путин будет продолжать льстить и умиротворять Трампа, предлагая уступки, которые Трамп будет представлять как огромный успех и чудесную сделку. Но эти уступки — например, прекращение огня, — не удержат Россию от ее конечной цели: добиться «дружественной» Украины на своих условиях.
Политолог Маргарита Завадская в разговоре с «Новой-Европа» подчеркивает, что пока никакой конкретики относительно мирных переговоров нет. Она отмечает, что Трамп давал обещания остановить войну, а потому это для него сейчас имиджевая история.
«С российской стороны есть некоторые стимулы каким-то образом подводить итоги так называемой операции, но у России есть ресурс двигаться дальше. Но, судя по всему, Россия подустала, у нее очень большие издержки. Мне кажется, что Россия начинает приближаться к каким-то важным пороговым значениям, за которые уже не хочется переступать. С другой стороны, ресурс, очевидно, еще есть. Это не ситуация, когда обе стороны измождены настолько, что не могут продолжать дальше», — объясняет экспертка.
Завадская подчеркивает, что при этом Украина оказывается в крайне неприятной ситуации, к тому же никого из европейских лидеров не поставили в известность.

Дональд Трамп и Владимир Путин участвуют в совместной пресс-конференции, Хельсинки, 16 июля 2018 года. Фото: Brendan Smialowski / AFP / Scanpix / LETA
Не учтены интересы Украины
Бывший премьер-министр Швеции Карл Бильдт в X сравнил возможные переговоры по Украине с Мюнхенским соглашением 1938 года. Тогда Германия, Великобритания, Франция и Италия подписала документ, по которому Чехословакия вынужденно передала Германии Судетскую область. Это было попыткой умиротворения Гитлера, которая не сработала.
«Это, конечно, новаторский подход к переговорам — еще до их начала идти на очень большие уступки. Даже Чемберлен не опускался так низко в 1938 году. Тот Мюнхен в любом случае закончился очень плохо», — написал политик.
Аналогичные исторические параллели провел и политолог Владимир Пастухов. По его мнению, мир после переговоров будет «мерзким, но всё же лучше войны»:
— Как с Финляндией, у которой оттяпали 20% территории, как с Германией, которую «поделили по-союзнически». Как с Венгрией, Чехословакией и Польшей, которых оставили в одиночестве, не реагируя на советскую агрессию. Да, хотелось бы лучше, чтоб было больше похоже на сказку, а вышло как всегда.
Политолог Александр Баунов сравнивает Путина и Трампа со Сталиным и Рузвельтом, «поделившими мир». По его словам, российский политик давно предлагал США вместе победить какого-нибудь общего врага и сейчас им стала война в Украине.
«В этом отношении оправдался тезис Путина, похожий на тезис Франко времен выхода из международной изоляции: мы несгибаемо останемся стоять там, где были, а они прогнутся под нас. Тактика — «применить силу, а потом стать необходимым для урегулирования последствий».
Но никогда этот прием не применялся так грубо, так откровенно, под прикрытием собственного ядерного оружия, и не был принят с такой готовностью», — считает эксперт.
Политолог отмечает, что Россия для Трампа сейчас «сторона конфликта» и равноправный участник его урегулирования. В результате роль самого Путина в начале войны выводится за скобки, и «ему выдается новая роль миротворца, совместно с Трампом». Американский президент, когда звонит Путину раньше Зеленского, по мнению эксперта, пытается втянуть Россию «в общий западный коллектив». Но делает это слишком поздно. Как пишет Баунов, Россия необратимо изменилась на ближайшее историческое время, и сближение США с ней «вряд ли принесет безопасность Европе и миру, хотя может принести отрезвление». При этом он считает, что Вашингтон сближается с Москвой не ради Европы, а ради себя. Он также отмечает, что известный своим «непрерывным потоком окриков и ультиматумов» Трамп в разговоре о Путине старается быть подчеркнуто доброжелательным и льстивым:
— «Мы обсуждали Украину». Упоминание на первом месте означает, что она для Трампа приоритет в отношениях с Россией.
«Ближний Восток» через запятую после Украины — очень хорошее для Путина развитие разговора. Это значит, что американский президент видит в нём не только агрессора, которого надо остановить, пусть ценой уступок со стороны жертвы, но и глобального игрока, с участием которого можно решать остальные проклятые вопросы.
Среди других достижений российского политика, по мнению Баунова, то, что «в языке Трампа возникает некое коллективное «мы» с Путиным — в отношении Украины», а также обещание обменяться визитами. Политолог объясняет, что «визит американского президента любой диктатурой воспринимается как высшая форма международной легитимации, практически магический ритуал снятия дипломатического проклятия»:
— Теперь будет бешеная работа, чтобы совместить тезис о великой истории и войне с тезисом о визите и получить визит на парад Победы, а к нему можно приурочить и остановку огня (то есть опять же победу). Тогда американский президент, как минимум для внутреннего пользования, присутствовал бы на российском параде победы — над Украиной, нацизмом в прошлом и, так сказать, в настоящем.

Президент Франции Эммануэль Макрон приветствует Дональда Трампа и Владимира Зеленского в Елисейском дворце перед торжественной мессой по случаю открытия Собора Парижской Богоматери, Париж, Франция, 7 декабря 2024 года. Фото: Henri Szwarc / Starface / Scanpix / LETA
Украинский историк и политолог Сергей Пахоменко в разговоре с «Новой-Европа» также обратил внимание, с какой готовностью Трамп принял традиционную кремлевскую «историческую» повестку дня об исключительной роли России во второй мировой войне. По его мнению, это не просто дипломатический ход с целью подобрать «ключ» к Путину.
«Трамп и ранее неоднократно об этом говорил, о миллионных жертвах России и о совместной борьбе России и США во второй мировой войне. Не исключено, что он даже может получить приглашение на парад 9 мая в Москве и не исключено, что даже примет его», — отмечает эксперт.
По его словам, становится понятно, что надежды на то, что Трамп будет если не адвокатом Украины (об этом наивно было даже мечтать), то хотя бы «честным маклером» в его стремлении завершить войну, улетучиваются очень быстро:
— Очевидно, этого и следовало ожидать, учитывая личную предрасположенность американского президента к Кремлю и его специфическое отношение к мировому порядку. Разговор с Путиным не только прорвал дипломатическую изоляцию кремлевского лидера со стороны влиятельных западных лидеров. Это был лишь вопрос времени. Гораздо показательнее, что Трамп открыто разделяет кремлевские нарративы. Вопрос Украины пока решается без участия Украины и даже без участия Европы, о чём свидетельствует его уклончивый ответ на вопрос, будет ли Украина равноправным участником мирного процесса.
Кроме того, как отмечает Пахоменко,
из комментариев Трампа отчетливо видно, что он уравнивает жертву и агрессора, «а сама война произошла как бы сама собой и задача США просто остановить ее, при этом как бы не имеет значения на каких условиях и что будет с Украиной как с государством».
Он также подчеркивает, что новый глава Пентагона уже высказался, что Украине не стоит ожидать ни членства в НАТО ни возвращения потерянных территорий.
«Показательно, что в состав делегации в Мюнхен не включен Келлог, спецпредставитель по Украине, который показывал готовность прислушиваться к украинским интересам», — указывает политолог.
С другой стороны он подчеркивает, что, кроме комплементарных к Путину комментариев, в разговоре не было никакой конкретики:
— Все знают непредсказуемость Трампа, его способность менять свое мнение и позицию. Возможно, европейские лидеры смогут повлиять на ситуацию в дальнейшем. Это оставляет хотя бы призрачное окно возможностей для того, чтобы украинские интересы были учтены.
Реакция американских СМИ на план Трампа по обсуждению войны в Украине с Путиным
Статья в The Atlantic начинается со строчки «Сегодня война в Украине завершилась, по крайней мере в каком-то смысле». Журналист Джонатан Лемир пишет, что несмотря на продолжающиеся обстрелы со стороны России и кровопролитные бои между двумя армиями, пытающимися хоть немного сдвинуть замороженные линии фронта, сегодня «началась новая и, возможно, последняя глава почти трехлетнего конфликта».
Лемир обращает внимание на то, что Трамп, заявлявший о желании быстро положить конец войне, вмешался в конфликт показательным образом: сначала позвонил Путину, что Белый дом представил как начало переговоров о завершении войны в Украине, и лишь потом позвонил Зеленскому с целью «проинформировать о разговоре». Трамп анонсировал очную встречу с Путиным, но не обещал того же Зеленскому. Президент Украины встретится с вице-президентом США Джей Ди Вэнсом во время Мюнхенской конференции по безопасности в конце этой недели.
Журналист издания отмечает, что телефонный звонок от Трампа стал для Путина очень важным событием, учитывая, что бывший президент США Джо Байден разорвал все контакты со своим российским коллегой после нападения России на Украину в феврале 2022 года. Этот разговор с Трампом и анонс очной встречи стали «вознаграждением» для Путина, который дотянул войну до ноябрьских выборов в США, говорится в статье. «Перед звонком Зеленскому Трамп написал в Truth Social, что он скажет ему, что они с Путиным согласились немедленно начать переговоры. Тем самым он отодвинул Украину на второй план в ее собственной войне», — считает Лемир.

Эммануэль Макрон, Владимир Путин, Владимир Зеленский и Ангела Меркель во время рабочей сессии на саммите по Украине в Елисейском дворце, Париж, 9 декабря 2019 года. Фото: Ian Langsdon / EPA
The Wall Street Journal пишет, что Трамп переписывает общепринятые схемы разрешения сложных мировых конфликтов, предлагая переговоры по Украине и «разрушая надежды на создание палестинского государства своим планом переселения всех жителей сектора Газа». По мнению издания, таким образом президент США отрицает политику страны, проводимую десятилетиями, показывая, что «традиционные ответы Вашингтона уже были испробованы и потерпели неудачу».
«Для Трампа Газа и Украина выглядят примерно одинаково. Тысячи людей погибают напрасно. Города лежат в руинах. Древняя ненависть подпитывает бесконечную войну»,
— отмечает WSJ. Издание цитирует старшего директора Центра им. Рафика Харири и программ по Ближнему Востоку в Atlantic Council Уильяма Векселера, который поясняет, что в обеих ситуациях Трамп хочет меньше американского участия и меньше риска для США.
Bloomberg тоже отмечает, что телефонный звонок Путину подчеркивает намерение Трампа выполнить предвыборные обещания и отказаться от подхода Байдена, который избегал прямых контактов между США и Россией и позволял Украине взять инициативу в свои руки.
Reuters напоминает, что в прошлом Трамп неоднократно позитивно высказывался о Путине, за что его критиковали. Сам политик настаивал, что «ни один президент США еще не был столь жестким по отношению к Москве». Вскоре после своей инаугурации он пригрозил России новыми санкциями, если она не прекратит войну.
Многие американские СМИ обращают внимание на то, что такой шаг Трампа «ошеломил Европу» и вызвал обеспокоенность среди союзников Украины. Более пяти высокопоставленных европейских чиновников предположили в разговоре с Financial Times, что президент США потребует от них оплатить восстановление Украины и разместить там свои войска для поддержания мирного соглашения, в котором они сами не будут участвовать.
«Трамп видит в нас деньги. И, честно говоря, мы не совсем ясно представляем себе, как будет выглядеть наше место за переговорным столом в обмен на эти деньги», — сказал один из собеседников издания.
После заявления Трампа о разговоре с Путиным шесть европейских стран, включая Германию, Францию и Великобританию, сказали, что Украина и Европа должны быть вовлечены в переговорный процесс.
«В любых переговорах Европа должна играть центральную роль», — заявила глава дипломатии ЕС Кая Каллас.
Действия Трампа разозлили и некоторых республиканцев, включая представителя штата Небраска Дона Бэкона, который в своем посте в социальных сетях предупредил о «последствиях за вознаграждение захватчика», замечает Bloomberg.
Позже в среду Трамп выступил перед журналистами в Овальном кабинете и сказал, что планирует отправить больше помощи Украине. «Я здесь, чтобы попытаться добиться мира», — добавил он.
«Если США пообещают России, что Украина никогда не сможет вступить в НАТО, если США не позволят Украине вступить в НАТО, Путин достигнет одной из своих главных целей в этой войне», — объяснила директор проекта «Геостратегия Севера» Германского фонда Маршалла Кристин Берзин.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: contact@novayagazeta.eu
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».