КомментарийОбщество

Россия между изоляцией и Европой

Новый доклад Фонда имени Фридриха Эберта показывает, как меняется отношение россиян к внешней политике, войне в Украине и роли страны в мире

Россия между изоляцией и Европой

Фото: Юрий Кочетков / EPA

Security Radar 2025, доклад Фонда Фридриха Эберта, подготовленный к Мюнхенской конференции по безопасности, показывает резкое ухудшение восприятия безопасности в Европе. В России фиксируются поддержка текущей внешней политики и сильные различия во взглядах между молодежью и более старшим поколением. В то же время в европейских странах люди боятся ядерной эскалации и считают войну в Украине одним из главных факторов нестабильности.

«Новая-Европа» пересказывает ключевые выводы исследования о текущих вызовах безопасности в мире.

Россия: высокая тревожность и устойчивость к критике власти

Исследование показало, российское общество становится всё более изоляционистским на фоне международных санкций. В то же время 77% россиян считают политику ЕС враждебной, но 69% продолжают идентифицировать себя с европейской культурой.

Старшая исследовательница Фонда имени Фридриха Эберта и одна из авторок доклада Александра Динес отмечает, что Европа по-прежнему на подсознательным уровне ассоциируется у людей с чем-то хорошим: «Высокий стандарт жизни (вспомним “евроремонт”), качественный импорт и популярные бренды (автомобили, бытовая техника и т. д.), воспоминания об отпуске или же представление о красивых местах, где хотелось бы когда-нибудь побывать».

— К тому же какова альтернатива? Азиатская культура? Скорее нет, даже для жителей к востоку от Урала. Своя собственная, самобытная, русская («особый путь» и т. д.)? Эту модель активно пытается продвигать российская верхушка. На фоне западных санкций и «весь мир против нас», «нас никто не любит» и так далее есть шанс, что в случае продолжения войны и противостояния с Западом запрос на такую самобытную идентификацию с течением времени будет расти. Но пока это не так:

как и до начала полномасштабного вторжения, в 2021-м, подавляющее большинство россиян ассоциируют себя с европейской культурой, — говорит собеседница «Новой-Европа».

Она также обращает внимание, что понятие «Запад» в массовом восприятии россиян неоднородно. Как показал опрос фонда, отношение к США намного более враждебно, чем к Евросоюзу. Это видно и на прямых вопросах, и на вопросе про ответственность за войну (на ЕС возлагается значительно меньшая ответственность, чем на США).

Также 70% российских респондентов уверены, что Россия становится лидером стран вне Запада, еще 64% считают международное право неактуальным, столько же ожидают новых войн в Европе. Лишь 29% боятся мировой войны — это меньше, чем в большинстве стран, где проходил опрос.

Видна и разница мнений между поколениями, так как молодые россияне до 30 лет чаще признают вину России за войну в Украине (44%). По мнению Динес, это дает «некоторую надежду».

Мужчина с флагом НОД в одиночном пикете против политики США в Украине у посольства США, Москва, 6 ноября 2024 года. Фото: Юрий Кочетков / EPA

Мужчина с флагом НОД в одиночном пикете против политики США в Украине у посольства США, Москва, 6 ноября 2024 года. Фото: Юрий Кочетков / EPA

— Наш опрос показал, что молодежь несколько более критически относится к происходящему и более внимательна к источникам информации (то есть меньше смотрит телевизор и меньше доверяет официальным нарративам). Но неясно, откуда будут браться будущие точки кристаллизации протеста или политической организации, — подчеркивает она.

Исследовательница убеждена, что без систематической общественной проработки ошибок и преступлений путинского времени нет пути к серьезным политическим изменениям. Пока непонятно, возникнет ли на такую проработку запрос, особенно в отсутствие однозначного краха, проигрыша в войне. В то же время дает надежду на какие-то изменения то, что «в стране всё еще возможна активность — волонтерство, местами даже протесты по экологической повестке».

Если не учитывать отдельно мнение молодежи, то в целом 73% россиян винят в войне США , 32% — ЕС, еще 30% — Украину, а Россию — только 22%. Отвечая на вопрос о причинах войны, респонденты называют защиту интересов России (37%), борьбу с фашизмом (23%) и защиту русскоязычного населения Донбасса (21%).

Опасения по поводу личного будущего испытывают 80% россиян, при этом мнения о личном экономическом положении разделились: 47% не ожидают ухудшения, 46% ожидают, причем более молодые респонденты выражают большую обеспокоенность. Также 56% россиян считают, что Россия должна сосредоточиться на внутренних делах и снизить участие в международных конфликтах.

Внутренняя информационная картина остается противоречивой. Общественное мнение о беспристрастности СМИ заметно изменилось:

доля тех, кто считает СМИ предвзятыми, снизилась с 54% в 2021 году до 34%, а восприятие СМИ как объективных выросло с 33% до 60%.

47% россиян получают новости из телевидения, 40% — из социальных сетей, среди молодежи особенно популярен Telegram. При этом пользователи онлайн-СМИ видят в них больше предвзятости (около 85%), а телезрители считают ТВ более объективным (около 80%). Несмотря на пропаганду, 48% поддерживают идею компромиссного решения по Украине.

Отношение к международным организациям остается сложным. 51% поддерживают усиление роли ООН, 48% — ОБСЕ, но 70% выступают против увеличения влияния НАТО. 55% россиян считают США главной угрозой, а почти 80% респондентов одобряют стратегический союз с Китаем.

54% россиян считают, что на мировой арене страна недооценена, тогда как 38% считают, что Россия получает заслуженный статус. Половина респондентов связывает свое благополучие с процветанием других стран, несмотря на санкции и попытки изоляции.

Александра Динес в разговоре с «Новой-Европа» предположила, что с течением времени Россия будет «отплывать» от Запада — от того самого культурного пространства, к которому большинство россиян себя всё еще причисляет. По ее мнению, в результате длительной изоляции и санкций Россия будет отставать еще больше, чем раньше, в экономическом, а значит, и в социальном плане.

— Ей будет еще труднее модернизироваться и слезать с сырьевой иглы. Не факт, что Китай сможет или захочет компенсировать западные технологии, от импорта которых так зависит Россия. Усилия по импортозамещению и наращиванию военного производства имеют некоторый успех с экономической точки зрения и с точки зрения занятости. Но это откат в прошлое, напоминающий советскую плановую экономику, не обеспечивающую население нужными товарами и в конце концов рухнувшую под давлением гонки вооружений, — объясняет экспертка.

Москва, 5 февраля 2025 года. Фото: Максим Шипенков / EPA

Москва, 5 февраля 2025 года. Фото: Максим Шипенков / EPA

Динес считает, что будет меньше связей с Западом, будет сокращаться знание друг о друге, взаимные поездки, сотрудничество на экономическом и исследовательском уровне. Это сильно и надолго отбросит страну вспять. К тому же траты на войну — 40 процентов бюджета — считаются unsustainable (не способствующими устойчивости. Прим. ред.) даже в краткосрочной перспективе. В социальном плане, по ее словам, ситуация несет как минимум два важных долгосрочных риска. Первый — утечка мозгов.

— Уехали самые думающие, творческие, критически настроенные. Многие из них молодые, многие не вернутся. Без них «человеческий капитал» в стране, безусловно, будет беднеть. К тому же убиты, посажены в тюрьму или оказались в изгнании фактически все оппозиционные политики или потенциальные точки кристаллизации будущей политической организации, — говорит Динес.

Помимо этого, в России появляются ветераны войны. Из-за этого после демобилизации можно ожидать рост насилия, домашнего насилия и психологических травм среди сотен тысяч людей, которые воевали. По ее мнению, российская социальная система вряд ли к такому подготовлена.

Несмотря на это, неверно было бы сказать, что Россия полностью изолирована. Как подчеркивает исследовательница, страна изолирована Западом и его союзниками, но большая часть мира Россию не осуждает, в войну не вникает и продолжает связи со страной.

— Немало людей в странах за пределами Евросоюза (но даже и в нем самом) в нашем опросе согласились с высказыванием, что Россия становится лидером стран «глобального большинства». Таким образом, в долгосрочной перспективе возможно, что Россия будет вписываться в «незападные» констелляции, такие как страны БРИКС.

Украина: курс на интеграцию с Западом

85% украинцев считают Россию главной угрозой для Европы, а 84% винят ее в развязывании войны
, говорится в исследовании. Лишь 12% видят ответственность Украины, 26% — США, и 15% — ЕС.

Также украинцы активно поддерживают западные санкции против России (90%, в 2021 году — 67%) и поставки оружия (90%) Украине. 81% хотят вступить в НАТО, а 83% — в ЕС, что значительно выше показателей 2021 года (62% и 71%, соответственно).

39% считают, что важно заставить Россию проиграть, даже если это приведет к эскалации, 30% надеются на дипломатическое решение конфликта, и лишь 23% ожидают военной победы Украины.

Киев, Украина, 6 ноября 2024 года. Фото: Sergey Dolzhenko / EPA

Киев, Украина, 6 ноября 2024 года. Фото: Sergey Dolzhenko / EPA

Общие страхи и проблемы

В среднем по Европе 38% респондентов считают, что ситуация с безопасностью ухудшается. Наибольший пессимизм по этому поводу выражают жители Германии (59%), Франции (56%) и Швеции (58%). Также почти 80% респондентов в Италии (79%), Турции (78%) и Швеции (77%) считают, что мир вступает в эпоху войн и конфликтов, а уровень обеспокоенности в Германии вырос с 70% в 2021 году до 82% в 2024 году.

Если говорить о конкретных угрозах, то, согласно ответам респондентов, Россия является ключевой угрозой для европейской безопасности. В Швеции, Латвии и Польше так считают более 70% опрошенных.

Отдельные страхи связаны с угрозой ядерной войны.

В Грузии ее опасаются 76%, в Латвии — 69% опрошенных, в Украине — 66%, в России, Италии, Великобритании — по 65%.

В Польше тревогу по поводу ядерной эскалации испытывают 51% респондентов, что является самым низким показателем среди стран, участвовавших в опросе.

Также поддержка расширения санкций против России остается высокой почти везде, кроме Сербии (12%). Более 50% в Италии, Германии, Польше, Латвии, Швеции и Франции поддерживают такие меры.

Доклад показывает, что Европа сталкивается с растущими угрозами прежде всего из-за войны в Украине и риска ядерной эскалации. Авторы исследования рекомендуют не ограничиваться конфронтацией, а усиливать международное сотрудничество и роль таких институтов, как ООН. Также они отмечают, что завершение войны в Украине должно оставаться приоритетом.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.