
Фото: Константин Либеров / проект «Хочу жить»
В начале войны глава управления ФСИН (УФСИН) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Игорь Потапенко потребовал от спецназа службы «быть жестокими, не жалеть» пленных украинцев. Об этом The Wall Street Journal рассказали бывшие сотрудники ФСИН.
На совещании генерал-майор Потапенко рассказал подчиненным, что в случае с украинскими военнопленными не будут действовать ограничения на насилие и не будут работать видеорегистраторы. Надзиратели, согласно этим правилам, должны будут работать вахтовым методом — сменять друг друга каждые четыре недели.
Такие же инструкции получили и сотрудники спецназа ФСИН в других регионах, в частности, в Бурятии, Москве и Пскове, сообщил WSJ. Позже правила распространились на все места, где содержались военнопленные. Надзиратели восприняли эту информацию как карт-бланш на любые виды насилия к пленным украинцам, рассказали источники издания.
Сотрудники спецназа ФСИН не закреплены за конкретными колониями, отметил WSJ. В случае с пленными украинцами, такие бойцы действовали вместе с тюремщиками из конкретной колонии, контролируя их действия.
Работавшие с военнопленными сотрудники ФСИН всегда носили балаклавы, говорится в материале. Там также отмечается, что тюремщики применяли электрошокер к гениталиям заключенных, пока не садились батарейки, избивали людей так, чтобы нанести максимальный ущерб, экспериментируя с тем, какой тип материала будет наиболее болезненным.
Украинцев били так, что ломались резиновые полицейские дубинки. Их заменили полипропиленовыми трубами, рассказал WSJ один из бывших спецназовцев ФСИН. Избитым отказывали в медицинской помощи, что приводило к гангрене и ампутациям.
«Охранники намеренно били заключенных по одному и тому же месту изо дня в день, не давая гематомам заживать. Это приводило к заражению крови и гниению мышечной ткани. По крайней мере один человек умер от сепсиса», — сказал WSJ один из экс-сотрудников ФСИН, работавший в колонии в Воронеже.

Фото: Константин Либеров / проект «Хочу жить»
О пытках WSJ рассказали двое бывших сотрудников спецназа ФСИН и один тюремный медик. Все трое вошли в программу защиты свидетелей после дачи показаний следователям Международного уголовного суда.
Сотрудники спецназа ФСИН отметили, что уволились со службы до начала пыток украинских пленных, но поддерживали связь с коллегами в тюремной системе. Рассказы собеседников издания были подкреплены документами, показаниями человека, который помог тюремщикам выехать из России, а также интервью с украинскими заключенными.
Одного из них, Павла Анфисова, на протяжении двух с половиной лет перемещали из одной колонии в другую. В октябре 2024 года мужчина оказался на свободе в рамках обмена.
По словам Анфисова, самые жестокие избиения происходили во время этапирования в новые тюрьмы. В колонии в Тверской области мужчину завели в медицинский кабинет, приказали раздеться и начали бить электрошокером, одновременно брея голову и бороду.
После этого Анфисова заставили кричать «Слава России, слава спецназу!», а затем — идти голым в другой конец комнаты и петь гимны России и СССР. Когда он сказал, что не знает слов, охранники снова избили его дубинками и кулаками. После возвращения домой Афисов боялся спать в течение нескольких дней — он думал, что все это лишь сон и что, проснувшись, он снова окажется в российской тюрьме.
Еще один военнопленный украинец Андрей Егоров после освобождения узнал, что у него сломаны пять позвонков. В Брянской области, по словам мужчины, заключенных заставляли бегать стометровку по коридору с матрасом над головой. В это время надзиратели стояли по бокам и били пленных в ребра. Добежав до конца коридора, украинцы должны были отжиматься и приседать, а тюремщики избивали их во время каждого подъема.
В ноябре 2024 года главу УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленобласти Игоря Потапенко назначили на должность вице-губернатора города.