После поражения правых консерваторов из партии «Право и справедливость» (PiS) на выборах 2023 года в Польше в стране стали пересматривать многие решения предыдущего правительства. Так новая коалиция, возглавляемая бывшим председателем Европейского совета Дональдом Туском, пытается восстановить в стране демократические нормы и обратить вспять начавшийся при PiS авторитарный откат.
Одними из первых Туск уволил руководителей общественных СМИ, которых обвиняли в распространении пропаганды, и перестроил работу этого сектора в целом. В последние месяцы новое правительство сосредоточилось на отмене судебных реформ эпохи PiS, которые подорвали независимость судебной системы и были раскритикованы Еврокомиссией.
Но сторонники предыдущего кабинета просто так сдаваться не готовы. Они пытаются затормозить изменения с помощью судей, которых PiS сама ранее и назначила, а также активно используют право вето действующего президента страны и соратника PiS Анджея Дуды. Противостояние в Польше дошло до того, что в начале февраля глава Конституционного суда Польши Богдан Свенчковский обвинил Туска в попытке подорвать конституционный строй республики «в составе организованной преступной группы».
Чем закончится новый виток противостояния политических сил в Польше и почему Дональд Туск, кажется, не принимает эти обвинения всерьез — специально для «Новой-Европа» разбирался независимый журналист Александр Горский.
Откатить авторитарный откат
У консерваторов из «Права и справедливости» (PiS) и проевропейских центристов из нынешней коалиции польского правительства, возглавляемого Дональдом Туском, мало что общего. Отношения с ЕС, свобода СМИ, соцполитика, верховенство права: по всем этим вопросам у двух политических сил в стране взгляды буквально противоположны. Поэтому нет ничего удивительного в том, что как только Туск вернулся в офис премьер-министра Польши (эту должность он занимал в 2007–2014), его кабинет принялся за пересмотр решений, принятых за почти десятилетнее правление PiS.
Большую часть своего периода во власти «Право и справедливость» стремилась изменить политический, социальный и экономический ландшафт Польши на основе своих консервативных и националистических взглядов. Флагманским преобразованием здесь стала судебная реформа, целью которой было ослабление независимости этой ветви власти и создание инструментов контроля у правящей партии над судьями.
Начиная с 2015 года консерваторы последовательно:
- изменили порядок назначений в Национальный судебный совет (НСС), передав это полномочие парламенту; сами смогли назначить 15 из 25 членов НСС;
- создали дисциплинарную палату для наказания судей, которые выносили решения против правительства и приняли «Закон о наморднике», прямо запрещающий судьям препятствовать судебным реформам;
- назначили около двух тысяч судей по всей стране по новым законам и правилам;
- подчинили себе Конституционный трибунал — аналог Конституционного суда в Польше — через назначение 5 из 15 судей, смену главы трибунала и изменения порядка принятия решений (с простого большинства до ⅔ от состава суда);
- ослабили независимость Верховного суда с помощью того же решения о понижении пенсионного возраста судей с 75 до 60 лет; это дало возможность назначить в суд около 40% связанных с PiS кандидатов.

Люди держат в руках гигантский польский национальный флаг во время демонстрации против судебной реформы, проводимой партией Право и Справедливость (PiS), 23 июля 2018 года перед зданием Сената в столице польши Варшаве. Фото: Wojtek Radwanski / AFP / Scanpix / LETA
Главная цель понятна — ограничить возможность судебной власти играть роль противовеса в отношениях с законодательной и исполнительной ветвями, обе из которых в тот момент контролировались PiS. В итоге судебная независимость в стране практически исчезла, PiS поставила существенную часть органов власти под свой контроль.
Такие действия экспертами оценивались как авторитарный откат и критиковались Еврокомиссией за разрушение демократических основ и верховенства права. И именно позиция Брюсселя стала проблемой для дальнейшего сохранения власти PiS.
Урсула плюс Дональд
Поскольку члены ЕС обязаны соблюдать не только национальные, но и общеевропейские нормы, Брюссель имеет права реагировать, если видит нарушение одного из основополагающих принципов — такого как независимость судебной системы — внутри какой-либо из стран..
Начиная с 2015 года Еврокомиссия выносила Варшаве предупреждение за предупреждением, но PiS продолжал проводить свои реформы. Кульминацией стало создание в Польше дисциплинарной палаты, которая фактически вводила тиранию против оставшихся независимых судей. В начале 2020 года суд ЕС даже обязал Варшаву приостановить деятельность этой палаты. Но PiS и здесь не уступила Брюсселю, пойдя лишь на «косметические» изменения в НСС.
В итоге польский Конституционный суд, уже тогда уже находившийся под контролем партии, даже официально объявил в 2021 году, что национальное польское законодательство имеет верховенство перед правом ЕС, шаг, который мог даже привести к выходу Польши из Евросоюза.
В результате Еврокомиссия пошла на крайнюю меру, заморозив отведенные Польше €137 миллиардов из бюджета ЕС и фонда восстановления Европы после пандемии и наложив штраф в €1 миллион в день за отказ расформировать дисциплинарную палату. Правительство в Варшаве часто критиковалось с трибуны Европейского парламента, политики в Брюсселе обсуждали использование статьи 7 Договора о ЕС, согласно которой можно приостановить право голоса члена объединения в Совете ЕС.
Экономическое давление из Брюсселя сыграло свою роль в том, что PiS проиграл выборы в 2023 году, и к власти пришла центристская оппозиционная коалиция Туска, обещавшая отменить скандальные реформы своих предшественников.
Сформировав правительство, команда Туска разработала план, по которому независимость судебной системы в Польше будет восстановлена.
В марте 2024 года парламент страны принял резолюцию о незаконности ранее назначенных судей в Конституционный трибунал и снизил зависимость Национального судебного совета от парламента. Эти первые шаги Туска положительно сказались на отношениях Польши с ЕС: ранее замороженные средства были перечислены Варшаве в полном объеме.
Однако борьба PiS еще не проиграна.
Даже находясь в оппозиции в парламенте, «Право и справедливость» все еще обладает немалыми полномочиями через своего союзника, президента Польши Анджея Дуду. Кроме того, назначенные в период власти PiS судьи противодействуют попыткам откатить реформы на своих местах.
Острая фаза конфликта должна была закончиться после проведения президентских выборов в мае 2025 года, где Дуда не может выставить свою кандидатуру после двух сроков на посту, что повышало шансы близкого к Туску политика. Однако, именно накануне старта избирательной кампании команда премьера столкнулась с новым препятствием на своем пути.

Премьер-министр Польши Дональд Туск и президент Польши Анджей Дуда во время военного парада по случаю Дня Вооруженных сил Польши в Варшаве, Польша, 15 августа 2024 года. Фото: Leszek Szymanski / EPA-EFE
Подрыв конституционных основ
5 февраля глава Конституционного трибунала Польши Богдан Свенчковский, назначенный на этот пост Анджеем Дудой в декабре 2024 года, подал уголовную жалобу в отношении премьера Польши и еще нескольких высокопоставленных чиновников по обвинению в попытке подорвать конституционные основы страны с помощью «атаки на судебную власть и независимость СМИ».
Уже 6 февраля в офисе Генерального прокурора Польши подтвердили, что начали расследование по факту жалобы Свенчковского. Поскольку министр юстиции и генеральный прокурор Адам Боднар является одним из обвиняемых, для обеспечения беспристрастности расследования делом будет заниматься заместитель генерального прокурора Михал Островский.
Несмотря на тяжесть обвинения, сам Туск отнесся к этому делу чрезвычайно легко.
Премьер отверг любые обвинения и опубликовал в соцсети X видео в ответ на претензии Конституционного суда. В коротком ролике закадровый голос сообщает Туску, что его обвиняют в госперевороте, на что премьер Польши отвечает: «У нас есть дела и поважнее. Займемся этим позже».
Интересно то, что почти год назад глава PiS Ярослав Качиньский уже угрожал Туску «пожизненным заключением» за «насильственную смену государственного строя». Видимо, «Право и справедливость» год вынашивала этот план, решив привести его в исполнение ближе к президентским выборам, чтобы добиться еще большей поляризации польского общества.

Лидер оппозиционной партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский выступает во время демонстрации протеста против предполагаемых нарушений закона коалиционным правительством, а также против миграционного пакта перед зданием Министерства юстиции в Варшаве, Польша, 14 сентября 2024 года. Фото: Leszek Szymanski / EPA-EFE
Двоевластие в Польше
Президентские выборы в Польше состоятся 18 мая 2025 года. Основные кандидаты — поддерживаемый Туском мэр Варшавы Рафал Тшасковский и Кароль Навроцкий, кандидат от PiS. С приближением дня голосования опросы общественного мнения показывают все меньший разрыв между двумя кандидатами.
На майских выборах президента решится, сможет ли коалиция Туска полностью контролировать исполнительную ветвь власти, — условие, необходимое для полного демонтажа реформ PiS.
И процесс этот не останавливается: в январе 2025 года коалиция Туска проголосовала за изменение регламента сертификации результатов национальных выборов, согласно этому предложению так называемые «неосудьи» — судьи, назначенные в период реформ, проводимых PiS, — не будут допущены до этой процедуры. В ходе прений утверждалось, что судебные органы ЕС не раз выступали против назначений этих судей, что дает право органам власти не считаться с их мнением.
PiS ожидаемо раскритиковала документ как попытку узурпации власти. Однако последнее слово остается за президентом: Дуда должен подписать этот законопроект. И пока нет никаких свидетельств того, что он собирается это сделать, а у правящей коалиции не хватает голосов, чтобы преодолеть президентское вето.
Несовпадающие позиции, разнящиеся трактовки национального и европейского права, поляризация общества — всё это может привести к тому, что в Польше появятся два президента: каждый одобренный и принятый своей стороной баррикад. «Может возникнуть ситуация, когда независимо от того, кто победит на выборах, другая сторона всё равно не признает его президентом», — заявил судья Верховного суда Петр Прусиновский. Если такой правовой тупик действительно возникнет, то найти выход из него будет крайне непросто.

Премьер-министр Польши Дональд Туск на пресс-конференции в канцелярии премьер-министра в Варшаве, Польша, 9 августа 2024 года. Фото: Pawel Supernak / EPA-EFE
Таким образом, цена победы на предстоящих президентских выборах необычайно высока для парламентских республик. Поэтому обвинение в госперевороте было предпринято близкими к PiS силами именно сейчас.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: contact@novayagazeta.eu
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».