КомментарийСпорт

Транс-спортсменки хотят уничтожить женский спорт?

«Новая-Европа» объясняет, что происходит с гендерными вопросами в спорте последние сто лет, и разбирается, насколько обоснована позиция Трампа, запретившего транс-спортсменок

Транс-спортсменки хотят уничтожить женский спорт?

Кастер Семеня из ЮАР выступающая за команду Африки, на Кубке мира IAAF, Чехия, 9 сентября 2018 года. Фото: Martin Divisek / EPA

5 февраля президент США Дональд Трамп подписал указ о запрете на участие транс-спортсменок в соревнованиях на уровне школ, колледжей и вузов. 6 февраля президент американской Национальной ассоциации студенческого спорта Чарли Бейкер сообщил, что теперь к женским студенческим соревнованиям будут допускаться только цисгендерные женщины. «Отныне женский спорт будет только для женщин. Борьба за женские виды спорта окончена», — заявил Трамп при подписании указа.

Разбираемся, насколько обоснована обеспокоенность президента США правами женщин в спорте — и действительно ли транс-люди представляют угрозу цисгендерным спортсменкам.

Почему это произошло сейчас?

Президент Трамп в своей инаугурационной речи пообещал закрепить биологические понятия «мужчины» и «женщины», а также «защитить женщин от радикальной гендерной идеологии». Дата подписания указа была выбрана не случайно. 5 февраля в Америке — национальный день девочек и женщин в спорте. 39 лет назад этот день был учрежден в память об американской волейболистке Фло Хайманн, продвигавшей идеи равенства в женском спорте.

Трамп — далеко не первый политик, обеспокоенный гендерными вопросами в спорте. Первые скандалы на эту тему начались еще в первой половине XX века. В 1936 году глава американского олимпийского комитета Эйвери Брендедж предложил проверять соответствие биологического пола спортсмена с данными, содержащимися в заявке на участие в соревнованиях. Он выступил с этой инициативой после трансперехода чехословацкой интерсекс-персоны Зденека Кубека. В 1930-х годах спортсмен выступал как цисгендерная женщина и поставил несколько мировых рекордов в беге на различные дистанции. В 1936-м Кубек перенес хирургическую операцию и сменил имя. История настолько взволновала спортивное сообщество, что в 1936 году, накануне Олимпийских игр в Берлине, международная легкоатлетическая федерация (IAAF, сегодня World Athletics/WA) ввела обязательную проверку соответствия биологического пола заявке в случае, если возникают сомнения на этот счет. Рекорды Кубека были аннулированы, спортсмену пришлось вернуть медали.

Президент США Дональд Трамп подписывает указ о запрете трансгендерных спортсменов в женском спорте, Вашингтон, США, 5 февраля 2025 года. Фото: Jim Lo Scalzo / EPA

Президент США Дональд Трамп подписывает указ о запрете трансгендерных спортсменов в женском спорте, Вашингтон, США, 5 февраля 2025 года. Фото: Jim Lo Scalzo / EPA

Истории спортсменов Витольда Сментека из Польши и Марка Уэстона из Великобритании похожи на историю Кубека. При рождении они были записаны как девочки, добились выдающихся спортивных результатов в 1936–37 годах и прошли через процедуры трансперехода.

Несмотря на проверки, интерсекс-спортсмены всё равно оказались в числе участников Олимпийских игр 1936 года в Берлине. Так, в прыжках в высоту немецкая интерсекс-спортсменка Дора Ратьен заняла четвертое место, уступив 2 сантиметра цис-спортсменкам из Венгрии, Британии и Германии. В 1938 году выяснилось, что Дора имеет в том числе мужские половые признаки, — все ее медали и рекорды были аннулированы. В 1939 году Ратьен заменила все документы на мужские и стала представляться Генрихом.

Долгое время гендерные и половые вопросы в спорте оставались предметом многочисленных дискуссий, но речи о полноценной борьбе за права интерсекс-персон не шло. Громким прецедентом, после которого спортивные федерации стали активно пересматривать свои правила и стандарты относительно интерсекс-людей, стала история южноафриканской интерсекс-легкоатлетки Кастер Семени, спортсменки с гиперандрогенией (аномалия, при которой показатели гормонов в женском организме соответствуют мужским — Прим. ред.).

В 2009 году Кастер Семеня выиграла чемпионат мира на дистанции в 800 метров, продемонстрировав необычайно высокую скорость. Международная легкоатлетическая федерация инициировала расследование, в ходе которого было установлено, что уровень мужских гормонов в организме Семени значительно повышен.

Этот случай получил широкую огласку в СМИ: в некоторых публикациях спортсменку называли унизительным словом «гермафродит».

WA постановила, что для участия в международных соревнованиях бегунья должна проходить терапию: принимать супрессии, подавляющие повышенную выработку тестостерона. «Меня тошнило, я набирала вес, у меня случались панические атаки. Я всерьез опасалась, что у меня случится сердечный приступ», — рассказывала позже Семеня о своем опыте приема препаратов.

Сегодня спортсменка продолжает судиться с WA в CAS, пытаясь доказать, что необходимость сдерживать природную выработку тестостерона — дискриминационная мера. За это время она дважды (в 2012 и в 2016 году) завоевала олимпийское золото на дистанции 800 метров и многократно становилась чемпионкой мира и Африки.

Но ведь повышенный уровень тестостерона помогает спортсменкам победить соперниц с «нормальным» уровнем?

Тестостерон — один из показателей, который влияет на спортивные результаты человека.

Чаще всего скандалы, связанные с тестостероном, возникают в силовых и циклических видах спорта (легкая атлетика, велоспорт, плавание), поскольку этот гормон позволяет быстро наращивать мышечную массу, повышать выносливость при нагрузках и активнее сжигать жировую ткань. Так, российскую легкоатлетку Елену Чуракову в 2013 году отстранили от всех соревнований за употребление допинга — в том числе тестостерона. В 2008 году WA на два года дисквалифицировала белорусскую толкательницу ядра Юлию Леонтюк за употребление тестостерона. Похожая ситуация с мужчинами: в 2003 году был аннулирован европейский рекорд британского спринтера Дуэйна Чемберса в беге на 100 метров. Та же судьба постигла американца Тима Монтгомери, установившего мировой рекорд на стометровке: спортсмен в 2008 году признался в употреблении тестостерона.

Однако превышение тестостерона в организме необязательно связано с его употреблением — как в случае Кастер Семени. В 2011 году WA выпустила критерии участия в соревнованиях женщин с гиперандрогенией. Согласно документу, если показатели тестостерона превышают 10 наномоль на литр, спортсменке необходимо обращаться за медицинской помощью, чтобы снизить значения до «нормальных». Из-за этих правил как минимум четыре легкоатлетки в возрасте 18–21 лет с аномально высокой выработкой мужских гормонов прошли через удаление внутренних яичек, вагинопластику, уменьшение клитора и прием эстрогена — при этом последние три процедуры никак не влияют на уровень тестостерона.

В 2014 году индийская спринтерша Дути Чанд была временно отстранена от соревнований из-за превышения мужских гормонов в организме. В результате расследования Спортивного арбитражного суда (CAS) выяснилось, что в организме Чанд наблюдается повышенная выработка мужских гормонов, на которую спортсменка не может влиять. Чанд стала судиться с CAS, объясняя, что не желает подвергать себя унизительным процедурам, меняя свою природу, — это стало важным прецедентом в борьбе за женские права и в исследовании влияния тестостерона на спортивные результаты.

В 2015 году Международный Олимпийский комитет разрешил участвовать в Играх атлеткам с гиперандрогенией.

Дути Чанд из Индии на Азиатских играх, Джакарта, Индонезия, 25 августа 2018 года. Фото: Mast Irham / EPA

Дути Чанд из Индии на Азиатских играх, Джакарта, Индонезия, 25 августа 2018 года. Фото: Mast Irham / EPA

Всё равно кажется логичным, что трансженщинам легче победить цис-женщину. Разве это не так?

Не совсем. Исследования о спортивных преимуществах трансженщин в сравнении с цис-женщинами стали проводиться только в XXI веке. Однако все они проводятся на малых группах не атлетов. Это связано с тем, что число транслюдей составляет примерно 0,5% мирового населения, а в среде профессиональных спортсменов их еще меньше, что затрудняет любую исследовательскую работу. Тем не менее, имеющиеся данные о физических преимуществах трансженщин перед цис-женщинами сводятся к тому, что физиологические «бонусы» трансчеловека пропадают со временем: какие-то раньше, какие-то позже. В конечном счете физиологические показатели трансчеловека — как мужчин, так и женщин — выравниваются до показателей цис-людей.

Например, в забеге на полторы мили спустя два года гормональной терапии трансженщины показывают результаты выше, чем цисгендерные женщины, но ниже, чем цисгендерные мужчины. А вот спустя четыре года гормональной терапии трансженщины перестают обгонять цис-женщин и показывают средние результаты.

Аэробные показатели и уровень гемоглобина, который влияет на транспортировку кислорода в мышцы, — то есть помогает лучше выдерживать нагрузки — также снижаются до показателей цис-женщин. То же самое происходит с показателями ИМТ: трансженщины набирают жировую массу и теряют мускулатуру, а с трансмужчинами происходит обратное. Трансмужчины спустя четыре года терапии начинают бегать так же, как и цис-мужчины.

Какие сейчас правила участия транс-спортсменок в международных соревнованиях?

В 2015 году МОК сообщил, что участие транс-спортсменок в Олимпийских играх возможно при соблюдении следующих условий:

  • «Спортсменки должны соответствовать женской гендерной идентичности (идентифицировать себя женщиной и принимать гормональную терапию. — Прим. ред.) [...];
  • Спортсменка должна доказать, что уровень общего тестостерона в сыворотке крови был ниже 10 нмоль/л в течение как минимум 12 месяцев до ее первого соревнования [...];
  • Уровень общего тестостерона в сыворотке крови спортсменки должен оставаться ниже 10 нмоль/л в течение всего периода желаемого допуска к соревнованиям в женской категории;
  • Соблюдение этих условий может контролироваться с помощью тестирования. В случае несоблюдения этих условий допуск спортсменки к женским соревнованиям будет приостановлен на 12 месяцев».

В 2021 году МОК выпустил новые рекомендации по участию транс-спортсменов в соревнованиях: из них исчез критерий относительно показателей тестостерона. В дополнительном разъяснении к рекомендациям МОК напомнил, что

статистически «угроза» участия транс-спортсменок сильно переоценена: «Менее 0,001% сегодняшних олимпийцев открыто идентифицируют себя как транс и / или небинарные персоны».

При этом соблюдение рекомендаций МОК не носит обязательный характер: каждая спортивная федерация, в том числе национальная, самостоятельно выстраивает политику критериев допуска транс-атлетов. Так, например, WA и Международная федерация водных видов спорта руководствуются тем, что допуск транс-спортсменок возможен только в случае отсутствия мужского пубертата: если спортсменка до совершеннолетия принимала блокаторы пубертата, а затем начала гормональную терапию в соответствии со своим гендером, минуя этап мужского полового созревания. Уровень тестостерона в организме спортсменки не должен превышать 10 нмоль/л.

Как тогда определить пол и гендер спортсменки?

В 1936 году проверка пола «подозрительных» спортсменок подразумевала только медицинский осмотр внешних половых органов, однако спортивные чиновники искали способ придумать более комплексный подход. В истории были и неудачные способы «проверки» — например, хромосомные генетические тесты. От них отказались в 1999 году, когда стало понятно, что их результаты не имеют корреляции с фактическими возможностями спортсменок.

Сегодня определением пола и гендера спортсменок занимается медицинская комиссия спортивной национальной федерации. В комиссию входят эндокринологи, гинекологи, психологи, а также эксперты по гендерным / трансгендерным вопросам. Чаще всего такие комиссии собираются в случае, если есть основания полагать, что атлетка является интерсекс-персоной.

И всё-таки, что тогда влияет на результат спортсменок?

Однозначного ответа на этот вопрос нет ни у спортивных врачей, ни у чиновников спортивных ведомств. МОК в своих рекомендациях об инклюзивности замечает, что на результаты и всю спортивную карьеру влияет огромное количество факторов: начиная от места рождения, финансового достатка семьи и заканчивая генетическими аномалиями. Так, например, доступ к наиболее передовым тренировочным техникам, наличие современного инвентаря, высокий уровень спортивной медицины и фарм-поддержка дают атлетам серьезное преимущество — но это не становится поводом разделять спортсменов по признаку доступа к технологиям.

Майкл Фелпс в бассейне Олимпийского водного стадиона в Рио-де-Жанейро, Бразилия, 2 августа 2016 года. Фото: Patrick B. Kraemer / EPA

Майкл Фелпс в бассейне Олимпийского водного стадиона в Рио-де-Жанейро, Бразилия, 2 августа 2016 года. Фото: Patrick B. Kraemer / EPA

Другой пример — пловец Майкл Фелпс, чей индекс примата (соотношение роста к длине рук.Прим. ред.), сильно выше среднестатистического мужчины, что позволяет ему плыть быстрее других атлетов.

В каждом виде спорта есть ограничения, которые уравнивают спортсменов. Например, в единоборствах и тяжелой атлетике есть ограничения в весовых категориях. Однако есть и способы эти ограничения обходить. Так, в биатлоне периодически возникают «астматические» скандалы, когда лыжников обвиняют в злоупотреблении терапевтическими исключениями (прием препаратов, которые без медицинских показаний являются допингом. — Прим. ред.).

Тогда почему столько шума именно вокруг транс-спортсменок?

Примерно по той же причине, по которой после любой авиакатастрофы часть людей испытывают дискомфорт от мыслей о предстоящем перелете: хотя авиатранспорт очень безопасен, запоминаются единичные случаи падения самолетов. Аналогичное происходит с любыми запретами, в том числе для транс-людей: дискриминация столь малочисленной социальной группы, напротив, привлекает к ней внимание. Это создает ложное впечатление того, что транс-спортсменки заполонили стадионы и не дают цис-спортсменкам побеждать на соревнованиях. Хотя в действительности транс-атлеток можно посчитать, что и сделал еще в декабре 2024 года президент американской Национальной ассоциации студенческого спорта Чарли Бейкер. По его словам, на полмиллиона спортсменов приходится менее десяти транс-атлетов. Таким образом, Дональд Трамп своим указом запретил участвовать в спортивных соревнованиях людям, которых можно буквально пересчитать по пальцам обеих рук.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.