СюжетыОбщество

Когда проявления расизма в спорте и не только стали нормой?

Рустам Александер рассуждает о неприглядной стороне общества после скандала с бразильским футболистом «Норильского Никеля»

Когда проявления расизма в спорте и не только стали нормой?

9 января в ходе футбольного матча «Сибиряк» — «Норильский никель» в Новосибирске игрок бразильского происхождения Нандо покинул поле в знак протеста против расистских кричалок с трибун. Российский футбольный союз принял решение оштрафовать «Сибиряк» (чьи болельщики позволили себе оскорбительные выкрики в адрес команды противника) на полмиллиона рублей.

Причины поведения болельщиков могут быть разными — и традиционная, печально известная склонность футбольных фанатов (кстати, не только российских!) к расистским и националистическим выходкам, и более общие, распространенные далеко за пределами футбольного сообщества культурные стереотипы.

Естественно, если человек живет в среде, где расовые стереотипы считаются нормой, ему сложно критически мыслить и относиться уважительно к тем, кто на него не похож. Давайте разберемся, в какой момент проявления расизма в обществе стали нормой.

В сталинские времена СССР был достаточно закрытой страной — и для выезда граждан, и для въезда иностранцев. При этом в конце 1920-х — начале 1930-х Советский Союз активно зазывал в страну зарубежных специалистов, предлагая им щедрое вознаграждение и приличные условия для жизни в обмен на их вклад в дело индустриализации. Одним из таких специалистов был американский инженер Роберт Робинсон, темнокожий мужчина, который постоянно подвергался расистским нападкам в своих родных США.

В 1930 году по приглашению советской стороны Робинсон приехал в Сталинград, где устроился на работу. Там же работали и другие белые американцы, которые невзлюбили Робинсона из-за его цвета кожи и даже организовали на него нападение. Нападение было предотвращено, а случай широко освещали в советских СМИ. Газеты вступились за Робинсона, порицая «американский расизм». Американцы, которые напали на Робинсона, были депортированы.

Такова была официальная позиция советского руководства, которая активно транслировалась гражданам: расизму в СССР места нет.

Многие вещи, которые провозглашала советская пропаганда, имели мало общего с реальностью. И расовой вопрос не был исключением. Да, темнокожие граждане не подвергались системной дискриминации, которая существовала в США (а она была действительно шокирующей по своим масштабам). Но бытовой расизм в СССР все равно существовал — и в своих мемуарах Робинсон признавался, что такой расизм был куда опаснее:

«Поскольку русские кичатся тем, что они свободны от расовых предрассудков, расизм их более жесток и опасен, чем тот, с которым я сталкивался в годы юности в Соединенных Штатах… На самом деле всех нерусских считают в этой стране неполноценными. В соответствии с негласной шкалой неполноценности, армяне, грузины и украинцы лучше других нерусских. Азиатам из советских республик — тем, у кого желтая кожа и узкие глаза, — отводится место в самом низу этой шкалы. Черные — и того хуже. Реальность расизма противоречит картине социального совершенства, нарисованной властями».

Открытие фестиваля молодежи и студентов в Москве, 28 июля 1957 года. Фото: Manfred&Barbara Aulbach / Wikimedia (CC BY-SA 3.0)

Открытие фестиваля молодежи и студентов в Москве, 28 июля 1957 года. Фото: Manfred&Barbara Aulbach / Wikimedia (CC BY-SA 3.0)

При этом интерес к темнокожим гражданам тоже существовал. Летом 1957 года в Москве прошел Фестиваль молодежи и студентов — столицу заполнили десятки тысяч иностранных граждан, среди которых были и гости из африканских стран. Советские граждане — мужчины и девушки — активно знакомились с ними и вступали в романтические отношения. Согласно некоторым свидетельствам, в роддомах СССР 1958 года появился на свет 531 темнокожий ребенок.

Фестиваль молодежи проходил в 1957-м, во времена оттепели. В этот самый период Никита Хрущев искал себе «друзей» среди различных стран «третьего мира», которые смогли бы помочь ему противостоять западному миру. Африканские страны, которые как раз выходили из-под колониальной зависимости европейских стран, были идеальными кандидатами. В 1960 в Москве был создан институт Патриса Лумумбы (известный как Университет дружбы народов), предназначенный для иностранных студентов из Азии, Африки и Латинской Америки.

Несмотря на то, что советское правительство приветствовало иностранцев из стран «третьего мира», студенты часто жаловались на бытовой расизм граждан. В отдельных случаях он доходил до крайностей.

Так, в декабре 1963 года более пятисот африканских студентов вышли на Красную площадь протестовать против убийства студента из Ганы. Протестующие утверждали, что его зарезал советский мужчина.

Бытовой расизм по отношению к африканским студентам усилился в конце 1980 года, когда в СССР пришла эпидемия ВИЧ. Студенты из Африки тут же стали изгоями — и средства массовой информации, и чиновники публично обвиняли их в распространении вируса.

Лекция в Университете дружбы народов в Москве, октябрь 1961 года. Фото: Sovfoto / Universal Images Group / Shutterstock / Rex Features / Vida Press

Лекция в Университете дружбы народов в Москве, октябрь 1961 года. Фото: Sovfoto / Universal Images Group / Shutterstock / Rex Features / Vida Press

После развала Советского Союза государственные прокламации о дружбе и сотрудничестве со странами Африки стали не актуальны. Африканские студенты продолжили учиться в российских вузах (преимущественно в РУДН), а бытовой расизм, естественно, никуда не ушел. Пресса обращала внимание на его проявления только в крайних случаях — например, в случае убийства иностранного студента. При этом в конце 2010-х удалось снизить количество преступлений и конфликтов на фоне расовой ненависти.

В 2018 году в крупных российских городах прошел чемпионат мира по футболу: улицы Москвы городов заполнили болельщики из Бразилии, Испании, Мексики и прочих стран. Для многих россиян, подобно советскому фестивалю 1957-го, чемпионат стал своеобразным окном в мир. К счастью, как отмечали иностранные СМИ, никаких серьезных инцидентов на почве расизма во время чемпионата не было. Однако многие русские мужчины не на шутку обиделись на иностранцев, приревновав к ним российских девушек. В некоторых изданиях даже развернулись дискуссии о том, насколько «приличным» было поведение российских болельщиц. Члены радикальной группы «Мужское государство» открыто обвиняли женщин в разврате и оскорбляли болельщиков из других стран.

Кстати, это самое «Мужское государство» стало одним из катализаторов расистских скандалов в России после фестиваля. В 2020 году члены группы устроили травлю матери-одиночке, воспитывающей чернокожего ребенка. Впоследствии группа организовывала и другие кампании по травле темнокожих граждан в России.

Колумбийские футбольные болельщики поддерживают свою команду, Красная площадь, Москва, 30 июня 2018 года. Фото: Facundo Arrizabalaga / EPA

Колумбийские футбольные болельщики поддерживают свою команду, Красная площадь, Москва, 30 июня 2018 года. Фото: Facundo Arrizabalaga / EPA

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.