16 января на 79-м году жизни скончался режиссер и сценарист Дэвид Линч. В 2024-м у него диагностировали эмфизему, после чего он почти полностью прекратил появляться на публике.
Линч оставил огромный след в истории мирового кинематографа. За более чем 45-летнюю карьеру он создал множество культовых произведений, включая сериал «Твин Пикс» и фильмы «Малхолланд Драйв», «Синий бархат» и «Человек-слон». Благодаря неповторимому авторскому стилю его работы стали культурными феноменами. Линч удостаивался высших наград Каннского и Венецианского кинофестивалей, а также почетной премии «Оскар» за вклад в кинематограф.
Кинокритики и фанаты Линча рассказали «Новой-Европа» о значимости постановщика.
Кинокритик Антон Долин
Любимое произведение: «Твин Пикс»
Я с «Твин Пикса» начинал не только любить Линча, но и вообще кинематограф авторский, американский и не только. Именно тогда, в начале 90-х, когда я заканчивал школу и начинал учиться в университете, по телевизору в России начали показывать «Твин Пикс».
Позже я пересматривал его несколько раз. Наверное, изучил наизусть. Он стал для меня входной дверью в кино нестандартное, радикальное и экспериментальное. Потом я пересмотрел всего остального Линча, познакомился с творчеством еще десятков других авторов и стал сам кинокритиком.
Мне казалось, что любовь к тому — в чем-то наивному — сериалу поблекла, но Линч совершил неожиданный для всех жест и снял третий сезон в 2017-м и снова безошибочно украл мое сердце. Собственно, он стал для меня таким островом, на котором я спасался в пандемию. Я смотрел в день по серии «Твин Пикса», сначала из старых сезонов, а затем — нового, и в тот же день писал в своеобразный дневник впечатления об увиденном. Из этого сложилась книжка.
Так что Линч для меня — обитатель «Твин Пикса». Не случайно это единственный его фильм, в котором он сам сыграл одну из главных ролей.
В целом, влияние Линча на индустрию грандиозно и связано с тем, что он делал совершенно уникальный кинематограф, который был бескомпромиссным во всем.
После драмы с экранизацией «Дюны» (фильм 1984 года провалился из-за вмешательства студии, ограничений и сложного сюжета. Дэвид Линч отрекся от картины, хотя позже она стала культовой. — Прим. ред.) и индустрии, и самому Линчу стало ясно, что он не может быть исполнителем заказа какого-то продюсера. Он сформировал свой уникальный стиль, который по ходу дела только радикализировался. Последний полнометражный фильм Линча «Внутренняя империя» — это в то же время и самая экспериментальная, новаторская его картина.
Его главный трюк в том, что можно быть верным самому себе, делать вещи, которые никак не заискивают перед индустрией и широкой публикой, и при этом оставаться и успешным, и любимым, и популярным, продолжая хранить свою творческую независимость. На самом деле это очень мало кому удается. Но не потому, что Линч гениальнее всех, а потому, что он еще и самый упорный, и самый свободолюбивый.
Мигель Феррер, Кайл Маклахлен, Дэвид Линч и Дэвид Боуи, 1992 год. Фото: Ronald Grant A / New Line Cinema / Mary Evans Picture Library / Scanpix / LETA
Писатель и сценарист Дмитрий Глуховский
Любимые произведения: «Твин Пикс», «Голова-ластик»
На каждом жизненном этапе мне нравились какие-то новые работы Линча. В детстве я смотрел «Твин Пикс», но потом, когда я открыл для себя счастье отцовства, в полной мере оценил «Голову-ластик».
Когда я изучал драматургию, я понял, что есть люди, добившиеся свободы от условностей. И одним из таких был Дэвид Линч. Методы нарратива, применяемые нашим подсознанием во снах, он переложил на язык кино, и получились работы, невероятные степенью своей свободы, проникновенности и невербального образного воздействия на сознание и на подсознание.
Поэтому Линч для меня — это человек совершенно свободный, ничем не скованный и не ориентированный на коммерцию, в отличие от других сюрреалистов, например, [Сальвадора] Дали. И ориентированный не на критическую оценку, а на какое-то высказывание.
Человек, который экспериментировал не для того, чтобы сознательно пытаться создать некий новый киноязык и с ним прославиться, войти в золотой зал мирового кинематографа, а просто ищущий себя и рассказывающий свою историю тем языком, который ему наиболее близок.
И этот язык, наименее бюрократизированный, наименее подчиненный правилам, вдруг оказывается невероятным образом самым эмоциональным, самым ярким и самым впечатляющим.
Линч на меня повлиял тем, что позволил сделать многое из того, что хотелось. Раньше казалось, что это не делается таким образом и не принимается людьми. Есть же определенные правила, по которым пишется киносценарий и которым необходимо следовать.
И есть человек, который способен отбросить все эти казавшиеся незыблемыми правилами условности и напрямую передать от своего подсознания твоему все эти невероятные по степени воздействия, чарующие истории — каким-то удивительным способом, образным рядом и будто бы по беспроводной связи.
Вот он настоящий чаровник, он настоящий волшебник.
Дэвид Линч на открытии выставки своих фотографий в Катовице, Польша, 25 ноября 2009 года. Фото: Andrzej Grygiel / EPA
Журналистка и литературный критик Анна Наринская
Любимое произведение: «Малхолланд драйв», «Твин Пикс»
Трудно сказать, что из Линча у меня любимое, может быть, «Малхолланд драйв». Я многие его фильмы пересматриваю.
Если говорить о самом сильном впечатлении, то таковым был сериал «Твин Пикс», показанный в России в 93-м году. Он более-менее по времени совпал с расстрелом Белого дома, со штурмом Останкино и со всеми этими событиями, которые абсолютно не укладывались в голове. «Твин Пикс» с Черным Вигвамом и его миром, где на самом деле принимаются все решения о жизни на Земле, стал лучший комментарием к тому, что в тот момент происходило в Москве. И этот сериал объяснял реальность гораздо лучше, чем всякие политические комментарии о том, что одна политическая формация сменяет другую.
Последний сезон «Твин Пикса», выпущенный в 2017 году, уже совершенно нереалистичный и очень страшный. Он повествует о том, как потустороннее, но при этом взращенное людьми зло захватывает наш мир.
Таким образом Линч до последнего дня комментировал реальность и делал это конструктивно.
Правда, Линч лучше всех на свете объясняет реальность. Твои робкие попытки понять, почему в мире существует зло, ни к чему не приводят. То, как справляется с этим Линч, — это другое. Он говорит о трансцендентной сущности зла, идущей из глубины каждого человека, который в этом смысле является полем борьбы.
Для меня это было всегда лучшим объяснением и большим аргументом в моральных и этических вопросах, которые я себе задавала.
Появление Линча в постсоветской жизни совпало с тем, как для моего поколения открылся мир. Мы познакомились с огромным количеством кинематографа и другого искусства, о существовании которого раньше и не догадывались.
В этом смысле я, возможно, не могла оценить по достоинству язык Линча. Мне казалось, что на меня обрушилось всё самое радикальное и непредсказуемое, словно из рога изобилия, и я думала: «В принципе, все свободное искусство такое». Поэтому моя память о Линче странным образом коррумпирована — он для меня стал частью молодости, временем, когда я чувствовала, что наконец-то наступила свобода. Свобода искусства, которая противостояла советской несвободе, свобода самого странного самовыражения.
Я понимаю, что для всего мира Линч — величайший режиссер и фигура своего времени. Но для меня он еще и символ той свободы.
Дэвид Линч на съемках «Малхолланд драйв», 2000 год. Фото: Capital Pictures / Scanpix / LETA
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».