РецензияКультура

Молодой президент

Джуд Лоу сыграет Путина в фильме «Кремлевский волшебник» по книге Джулиано да Эмполи про Владислава Суркова. Рассказываем, что это за книга

Молодой президент

Джуд Лоу на открытии звезды на Голливудской аллее славы в Лос-Анджелесе, 12 декабря 2024 года. Фото: Jordan Strauss / Invision / AP / Scanpix / LETA

В интервью Deadline оскаровский номинант Джуд Лоу заявил, что вскоре планирует сыграть Владимира Путина в начале его политической карьеры. Русскоязычное медийное поле отреагировало соответствующе: журналистка Фарида Рустамова, например, предложила на роль Патрушева назначить Джорджа Клуни, а на Шойгу — Педро Паскаля.

Между тем, новости в объявлении на самом деле нет — о том, что в фильме Оливье Ассаяса «Кремлевский волшебник» Джуд Лоу сыграет Путина, а Пол Дано — Суркова (ну, его романный прототип), было известно еще с мая прошлого года. Как и то, что фильм основан на одноименном романе «Кремлевский волшебник», написанном итальяно-швейцарским политологом Джулиано да Эмполи на французском языке и вышедшем в 2022 году.

Пока команда Ассаяса готовится к съемкам фильма, мы попросили нашего постоянного автора, культурную обозревательницу Анастасию Снегову рассказать о сюжете книги и поделиться мнением, чего стоит ждать от фильма со столь выдающимся кастингом.

Первое, что необходимо знать про роман «Кремлевский волшебник», — это тот факт, что он написан не профессиональным писателем. Джулиано да Эмполи — человек многих занятий, работавший (если верить его официальной биографии) зам. мэра по культуре Флоренции, советником премьер-министра (2014–2016) Италии Маттео Ренци, профессором политологии в Сьянс По, а также бывавший постоянным гостем всяких политических ток-шоу и выступавший автором множества политических эссе и колонок. «Кремлевский волшебник» — его первая художественная книга, вышедшая аккурат после начала войны в 2022 году и тут же сделавшая из Эмполи «специалиста по России».

Неудивительно, что Эмполи, который и сам не чужд авантюризма (судя по биографии), привлек образ Владислава Суркова. Теневого махинатора, театрала и телепродюсера, который свой гений поставил на службу страшному режиму и сам стал его заложником, а после едва вывернулся — как подлинный трикстер, унося из опасных кремлевских чертогов тайные знания и надежду на неминуемый триумф и возвращение во власть. Таким, по крайней мере, Сурков выглядит в глазах своего европейского фаната.

Писатель Джулиано да Эмполи с книгой «Кремлевский волшебник». Фото: Oscar Gonzalez / NurPhoto / Shutterstock / Rex Features / Vida Press

Писатель Джулиано да Эмполи с книгой «Кремлевский волшебник». Фото: Oscar Gonzalez / NurPhoto / Shutterstock / Rex Features / Vida Press

Сюжет книжки примерно таков: некий иностранец приезжает в зимнюю заснеженную Москву для того, чтобы изучать Евгения Замятина. В зимней заснеженной Москве иностранец страдает и ходит по барам и от нечего делать пишет в фейсбуке свои важные мысли про Замятина. Однажды его мысли замечает некий Вадим Баранов — собственно, альтер-эго Суркова, — который так проникается фейсбучными постами иностранца, что присылает за ним лимузин и вызывает к себе в резиденцию. Резиденция эта, естественно, в подмосковном глухом лесу: там длинные мрачные коридоры и огромные залы; в глубине одного из таких залов Баранов, некогда всесильный, а ныне опальный серый кардинал Кремля, встречает иностранца, наливает ему виски и решает исповедоваться — рассказать историю своей жизни.

Историю своей жизни, как и положено загадочному русскому, господин Баранов начинает издалека: со своих дворянских предков, с революции 1917 года, со сталинских репрессий и так далее. После всяких исторических экскурсов и, снова, очень глубоких размышлений об исторических путях России, Баранов рассказывает, как в конце 80-х — начале 90-х занялся экспериментальным театром и после телевидением, как дружил с неким олигархом (Ходорковским), как они оба влюбились в одну и ту же прекрасную Ксению (в фильме Ассаяса, вероятно, ее сыграет Алисия Викандер), как Ксения выбрала Ходорковского, а Баранов, значит, выбрал службу в Кремле.

Дальше идут рассказы про манипуляции общественным мнением, про чеченские войны, рассуждения про необходимость для русского народа царя, инсайты вроде «когда появляется новый президент, на международной арене все смотрят на него, как на наивного дурачка»,

цитаты (вымышленные, конечно же) Путина про Сталина, пересказы истории противостояния Березовского с Путиным (первый думал, как будет вторым рулить, а оказалось-то все наоборот, эвон как бывает), посадка Ходорковского (не иначе как из-за рокового выбора Ксении, поставившей не на того парня). В образе Баранова Сурков смешивается с Константином Эрнстом: и оттого один и тот же герой оказывается и устроителем феерического открытия Олимпиады-2014, и автором провокации в Донбассе — в роли Стрелкова-Гиркина, правда, оказывается байкер Хирург.

Владислав Сурков, 2010 год. Фото: Александр Неменов / AFP / Scanpix / LETA

Владислав Сурков, 2010 год. Фото: Александр Неменов / AFP / Scanpix / LETA

Дальнейшие события подчиняются законам мелодрамы. Только возвращение былой любви — той самой Ксении — помогает Баранову совершить рывок и вырваться наконец-то из порочных кремлевских уз и уйти из абьюзивных отношений с царем.

Уровень познаний автора в кремлевских интригах соответствует уровню человека, посмотревшего примерно два ролика российского политического ютуба. Он уже догадывается, что Россия — авторитарная страна, и Путина воспринимают как царя, и всякие неприятные события вроде взрывов домов в Москве в начале Второй чеченской не обошлись без участия силовых структур. Но ничего больше, увы, подготовленного читателя здесь не ждет.

Самое разочаровывающе в романе Эмполи — именно то, как он не справляется с задачей быть реалистическим (то есть дать более-менее достоверную картину отношений внутри российской элиты) и одновременно так и не становится захватывающим жанровым треш-триллером. Даже телеграм-канал «Генерал СВР» и пророчества Валерия Соловья больше скажут о России, её прошлом и будущем (не говоря уже про, скажем, пятичасовое интервью Сергея Пугачева Дмитрию Гордону, откуда можно было набрать идей и фактуры для сериала не хуже «Всей Кремлевской рати» Михаила Зыгаря).

Написан же текст (я читала на английском языке) по-дебютантски неловко. Главы начинаются с, естественно, многозначительных маленьких притч-историй, к каждому существительному обязательно будет подобрано банальное прилагательное, а к каждой душевной перемене — многословное метафорическое описание.

Поразительно, насколько удачное время выхода (2022 год) и внезапно возникший интерес к загадочному злу с Востока сделали из, скажем прямо, заурядного образца литературы буквально литературную сенсацию — и апокриф для изучения России, про который писатель Фредерик Бегбедер может сказать, что это «лучший роман, который я читал со временеми «Благоволительниц» Джонотана Литтелла» (видимо, и единственный).

Владимир Путин и Владислав Сурков, 2007 год. Фото: Денис Синяков / Kremlin / EPA

Владимир Путин и Владислав Сурков, 2007 год. Фото: Денис Синяков / Kremlin / EPA

Мой коллега Андрей Сапожников уже посвятил часть своей статьи «Мордорлэнд» явлению и успеху «Волшебника». Процитирую отрывок, включающий комментарий критика Зинаиды Пронченко (прочитавшей, в отличие от меня, роман на французском языке):

Собственно, сам автор никогда и не заявлял «Волшебника» как нечто более серьезное, чем просто компиляция политических фактов и вымышленных диалогов. Однако же, как писал The New York Times, роман превратил Джулиано в «желанного кремленолога», который даже был удостоен приглашения на обед с премьер-министром Франции для обсуждения произведения.

— Успех книжки… мне кажется, связан с тем, что ее все читали в первый год войны и она в популярной спекулятивной манере объясняла, что такое Россия в принципе и как якобы выглядит ее политика. Сплошные интриги и сплошная коррупция, — в разговоре с нами предполагает кинокритик Зинаида Пронченко.

По ее мнению, предстоящую экранизацию «Волшебника», за которую взялся режиссер Оливье Ассайас, было бы ошибочно воспринимать как симптом повышенного интереса европейской публики к российской политике:

— Оливье Ассайас — абсолютно авторский режиссер, чьи фильмы не смотрит широкая публика Франции… Я не уверена, что даже международный каст при участии Пола Дано (он должен сыграть в предстоящем фильме Владислава Суркова. — Прим. авт.) эту ситуацию может хоть как-то изменить. Не говоря уже о том, что, скорее всего, к сожалению, это будет клюква. Оливье Ассайас — хороший режиссер, но я не верю в его способность более-менее верифицируемо передать российский контекст, тем более на основе такой дурацкой книжки.

Несмотря на то, что успех романа Эмполи действительно объясним и понятен, каст грядущего фильма Ассаяса не может быть исключительно поводом для уместных (или не очень) шуток. Логика международного кинобизнеса в том, что актуальный сюжет нуждается в остросюжетном воплощении — а в этом воплощении без романтизации зла не обойтись.

Насколько подобная романтизация этична, пока злодей из фильма продолжает свои злодеяния в реальной жизни, — вопрос, кхм, не то чтобы открытый. Парадоксально, но такой подход к художественному «осмыслению» России не только не приблизит, но лишь еще более отдалит западного зрителя от наших проблем и наших широт. Какой вообще может быть разговор о Путине, если его играет Джуд Лоу?

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.