В канун Нового года социологи попытались осмыслить события прошлого. В декабре свой рейтинг представил «Левада-Центр». Согласно опросам, самыми заметными событиями для россиян стали: вторжение ВСУ в Курскую область,«избрание» Путина на новый срок, теракт в «Крокус Сити Холл», удар ракетой «Орешник» по Украине, приход к власти Трампа. И лишь потом: рекордный рост цен, саммит БРИКС в Казани, непрекращающиеся атаки беспилотников и продолжение войны.
Большинство событий, упомянутых респондентами, сложно назвать хорошими. В этом список «Левады» перекликается с «Национальным индексом тревожности», который ежеквартально публикует российское пиар-агенство КРОС, чьими услугами пользуются такие гиганты, как «Сбербанк», «Газпром» «Норильский никель» и другие. Несмотря на явную ангажированность и цензуру, результаты исследований КРОС часто бывают интересными, а выводы весьма неожиданными.
Дело в том, что в отличие от социологов, задающих вопросы в лоб, пиарщики КРОС анализируют средства массовой информации и социальные сети. В своих исследованиях они используют единицу измерения «Медиаюнг» (MJng), с помощью которой обычно оценивается эффективность рекламных кампаний. По итогу потребитель раз в три месяца получает «тревожный топ» из десяти пунктов и результаты замеров. Как утверждают авторы, «индекс позволяет изучить “серую зону” фобий граждан», которую не могут нащупать традиционные соцопросы.
Изучив результаты исследования, можно сделать вывод, что главные события года, названные «Левадой», только и делают, что формируют у граждан России тревоги. Одни понятны и обоснованы, другие уморительно нелепы: например, в третьем квартале прошлого года в топ-10 тревог вошла новость о разводе певца SHAMAN’a. «Новая газета Европа», как и год назад, рассказывает, что тревожило нас в 2024 году.
Тревожное начало
Очередной военный год начался для России непросто: главной тревогой в первом квартале 2024 года стали постоянные атаки БПЛА. Как пишут исследователи, в центре внимания оказалась Белгородская область, откуда из-за обстрелов и атак пришлось эвакуировать тысячи жителей. Серьезное беспокойство также вызвало состояние систем ЖКХ: в январе Подмосковье и другие регионы накрыла волна коммунальных аварий, в результате чего тысячи людей остались без тепла в зимнюю стужу. А уже в марте всю страну поверг в ужас теракт в «Крокусе», самый кровавый в истории страны — 145 жертв. Атаку совершили террористы Исламского государства, выходцы из стран Центральной Азии. Трагедия вызвала к жизни целый ряд тревог, отразившихся в топе КРОС: собственно, сам страх оказаться жертвой теракта (3-е место), страх перед мигрантами (5-место) и — неожиданно — тревоги по поводу возможности возвращения смертной казни (9-е место).
Люди у стихийного мемориала недалеко от Крокус Сити Холла, где произошел теракт, 2 апреля 2024. Фото: Дмитрий Цыганов
Помимо перечисленного, в топ также вошли: активность финансовых/телефонных мошенников, возможная эскалация конфликта с НАТО и «угроза срыва выборов» Западом, который «может попытаться вмешаться». Кроме того, «некоторую озабоченность» в этой связи вызывали инциденты на избирательных участках (поджоги, применение зеленки). На последних местах (№ 8 и № 10) расположились вполне житейские тревоги: «всплеск заболеваемости вирусными и бактериальными инфекциями» и «активность грызунов». Последнее исследователи связывают с новостями о «нашествиях» крыс в некоторых регионах.
«Красной нитью практически через все тревожности проходит запрос граждан к власти на обеспечение большей безопасности. После теракта люди вновь ощутили незащищенность, отсюда и поиск виновных (мигранты), и призывы к жестким мерам (возврат к смертной казни)», — комментирует исследование на сайте агентства директор по аналитике КРОС Андрей Лебедев.
Наводнения, инфляция, ядерный удар
Апрель-май-июнь. На первое место в рейтинге неожиданно вышла тревога, связанная с природными катаклизмами. Ее сформировали наводнение в Орске и лесные пожары в Сибири. В соцсетях стали как никогда много обсуждать климатические изменения, но, можно предположить, пользователей больше напугала полная недееспособность государства, поскольку местные и федеральные власти, как мы увидели в прошлом году, не смогли эффективно противостоять ни одной из угроз.
На втором и третьем месте оказались рост цен, как писали в соцсетях «буквально на все», и возможный конфликт с НАТО — теперь уже в формате ядерной войны. Если с ростом цен всё понятно, то конфликт с североатлантическим альянсом стали ожидать из-за призывов генсека НАТО Йенса Столтенберга снять запрет на удары западным оружием по территории РФ. Как нам известно сегодня, Столтенберг покинул свой пост, а ракеты типа ATACMS все-таки долетели до российских территорий, но к ядерному конфликту это не привело, однако продолжает беспокоить людей в России и сегодня.
Во второй квартал перешли уже «традиционные» беспокойства по поводу активности телефонных мошенников, атак БПЛА, а еще — страх перед заболеваниями. На этот раз людей волновали ботулизм, африканская чума свиней, туляремия, холера. Поводом для беспокойства стали вспышки ботулизма в крупных городах, а также слухи о распространении холеры.
По данным исследователей, аномальные весенние заморозки в сельскохозяйственных регионах сформировали еще одну тревожность — неурожай, чреватый исчезновением или подорожанием некоторых продуктов.
Последние три места в рейтинге заняли растущая экономическая и технологическая зависимость от Китая, повышение налогов и, неожиданно, запретов вейпов (которого нет до сих пор). Все три темы активно обсуждались в социальных сетях, с упором на то, что Китай начинает диктовать свои условия торговых отношений, новая налоговая реформа не очень похожа на шаг к установлению социальной справедливости, а запрет вейпов скорее подтолкнет людей покупать обычные сигареты.
Последствия атаки БПЛА в Белгородской области, май 2024. Фото: Анатолий Ольшанский
Вторжение квадроберов
В III квартале (июль, август, сентябрь) тревожная повестка сильно изменилась, пишут исследователи. Пожалуй, главным событием третьего квартала стало вторжение ВСУ в Курскую область, событие, без сомнений, историческое, ведь официальные границы России уже 78 лет не пересекала ни одна иностранная армия. «В первые дни распространялись опасения относительно темпов продвижения ВСУ и возможной новой волны мобилизации, однако они вскоре утратили актуальность», — говорится в исследовании.
Второе место в рейтинге заняло «замедление ютуба», что логично: о запрете сверхпопулярного в России видеохостинга говорили уже давно. Для многих, особенно для молодежи, ютуб оставался одним из главных источников информации. Окончательная блокировка Ютуб, оформившаяся в декабре, ударила не только по тем, кто ищет альтернативу телевидению и госпропаганде, но и по тем, кто смотрит развлекательный контент.
На третьем месте впервые в истории наблюдений на такой высокой позиции оказалась тревожность, связанная с мигрантами, которая, конечно, была и раньше, но теперь активно подогревалась властью и силовиками.
Несмотря на то, что поводом для дискуссии стали ограничительные меры, принятые Госдумой, события, связанные с мигрантами, обсуждали в сети почти вдвое активнее, чем в официальной прессе.
Середину списка вновь заняли атаки дронов, мошенники и угроза ядерной эскалации. К этим угрозам за год уже все привыкли, а вот следом началось интересное. Людей вдруг стали беспокоить квадроберы и фурри (7-е место), хотя еще недавно многие и слов-то таких не знали. Столь новую и необычную тревожность особенно активно обсуждали в соцсетях. «Резонанс вызвало видео, где жительница Омска выгуливала своего сына, который бегал на четвереньках, изображая собаку», — комментируют исследователи.
На восьмом месте оказались тревоги, спровоцированные запретом пропаганды чайлдфри, которая по щелчку пальцев стала болезненной темой. По аналогии с ЛГБТ, запрет пропаганды чайлдфри может повлечь за собой и запрет самого явления — и многие это поняли. Согласно пояснениям авторов исследования, одни комментаторы боятся того, что «закон будет иметь широкое толкование», другие — что запрет только привлечет внимание к теме чайлдфри.
Беженцы Курской области в очередях за гуманитарной помощью, Курск, август 2024. Фото: Анатолий Ольшанский
Свое место в топе занял и развод певца SHAMAN’a (он же Ярослав Дронов) с его женой и продюсером Еленой Мартыновой, который втрое активнее обсуждали в соцсетях, нежели в СМИ. Авторы исследования отмечают, что семейные перипетии Z-артиста едва не уничтожили его репутацию: ему припомнили и отступление от традиционных ценностей, и баснословные гонорары за концерт в «утопающей» Оренбургской области. С другой стороны, такой интерес демонстрирует «культовый статус» SHAMAN’a, считает вице-президент КРОС Ксения Касьянова.
Тревожный рейтинг замкнули электросамокатчики, уже фиксировавшиеся как фактор общественного беспокойства в 2023 году. Для России эта тревога уже стала сезонной: в летний период многие боятся быть сбитым лихим самокатчиком. Ничего нового.
«Заметно, что люди болезненно реагируют на любые попытки вмешательства в их частную и личную жизнь: YouTube, квадроберы, чайлдфри — это все именно об этом. Не случайно, что в этом квартале, к примеру, в топе практически нет социально-экономических тревожностей, так как к материальным трудностям люди адаптируются», — резюмирует Касьянова.
Одна страна — разные проблемы
Четвертый отчет КРОС суммирует прожитое за год. В нем отражены сразу все основные тревоги по порядку: на первом месте — безостановочный рост цен, далее — ситуация в приграничье (Белгородская область, Брянская область, Курская область), мошенники, замедление Ютуб, коммунальные аварии, мигранты, природные катаклизмы, атаки дронов и падение рубля. Особенность этого суммарного рейтинга в том, что он (в чисто техническом измерении) позволяет назвать главную тревогу россиян и сообщает о ситуации в регионах. Так, к исследованию прилагается топ самых тревожных регионов, который обычно публикуется отдельно. Согласно отчету КРОС, самыми «взволнованными» стали Москва, Курская и Белгородская области, а самыми «невозмутимыми» — Ингушетия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия.
Интересно и то, как тревоги распределялись по регионам: в 34 регионах, от Владимирской области до Камчатки, главным триггером оказался рост цен. В восемнадцати регионах, главным образом, это было приграничье и территории рядом с ним (но не только), людей больше беспокоит война на территории России, чем рост цен. А вот у москвичей свои проблемы. Больше всего жителей столицы волнует курс рубля, мигранты и замедление Ютуб. Такого набора нет ни у одного другого региона.
В этом отношении Москву можно сравнить разве что с Питером: там люди также тревожатся из-за замедления любимого видеосервиса, роста цен и из-за квадроберов.
Авторы исследования также сообщают, что средний суммарный индекс тревожности в 2024 году снизился почти на четверть по сравнению с 2023 годом. Иными словами, жители России стали спокойнее и, по словам вице-президента КРОС Кирилла Лубнина, «полностью адаптировалось к жизни в условиях СВО». «Впервые с 2022 года повестка, связанная с СВО, перестала быть главной темой. В абсолютном большинстве регионов в топе тревог преобладает рост цен», — сообщают исследователи.
Пострадавший многоэтажный жилой дом после авиаудара сил ВСУ, Курск, август 2024. Фото: Анатолий Ольшанский
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».