Издательства неподцензурной литературы, работающие из-за границы и не подчиняющиеся российским репрессивным законам, появились в 2022–23 гг., а в 2024-м, кажется, уже уверенно встали на ноги. На этом рынке работают Vidim Books, «Медуза», издательства книжных магазинов («Бабель», книжный магазин Бориса Акунина BABook и др.), Fresh Verlag и многие другие. Они присутствуют на международных книжных ярмарках и организуют собственные, запускают новые книжные премии («Дар»), переиздают запрещенное в России (как «Наследие» Владимира Сорокина) и выпускают собственные международные хиты («Моя любимая страна» Елены Костюченко). Автобиография Навального, выпущенная в этом году ФБК и уже переведенная на множество языков мира, также стала событийной во всём мире.
«Новая газета Европа» сотрудничает с издательством Freedom Letters — вместе с ним в прошедшем году мы выпустили книжку «Глушь: 13 репортажей из воюющей России». В ней мы собрали лучшие тексты, написанные нашими журналистами внутри страны. Также вместе с FL мы запустили премию «Книги свободы».
Перед Новым годом мы попросили Георгия Урушадзе, основателя Freedom Letters, порекомендовать нашим читателям лучшие и самые важные книги, вышедшие у него за последний год. Напоминаем, что на сайте издательства сказано, как их можно приобрести в России.
Георгий Урушадзе
основатель издательства Freedom Letters
— Для издательства, выпустившего за полтора года двести книг, выбрать топ-пять совершенно невозможно. Поэтому — вот не пять книг, но пять пунктов. В них, по моему мнению, must read этого года.
1. Три книги о России. Совершенно разные: интересная детям и взрослым история 760 лет России и 228 ответов на возникающие по пути вопросы («Занимательная Россия» Сергея Шелина), надгробная речь о русской культуре (великолепный «Демон поверженный» Дмитрия Быкова), очень искренние мемуары первого министра иностранных дел новой России («Жар-птица» Андрея Козырева). Здесь же скажу про две книги об СССР: «Эффект Кулешова» Грега Блейка Миллера (перевод с английского Екатерины Кевхишвили) — лучшее из написанного об этой стране за последние десятилетия и «Чемодан, вокзал, Израиль» Хаима Бен Якова — вновь злободневная тема советского антисемитизма.
2. Актуальное. Книги, по которым следующие поколения изучат наше время: «Колыбельная по Мариуполю» Александры Крашевской, графический «Военный дневник» Ольги Гребенник, «Чёрная позёмка» Г. Л. Олди, «Пять пьес о войне» («Ваня жив» Наталии Лизоркиной и «Ждать тяжелее, чем хоронить» Юлии Вишневецкой — настоящие шедевры), «Смеющийся красный» Игоря Наровского (записки больничного клоуна, приехавшего в Украину помогать раненым), «От войны до войны» Андрея Мовчана, «Записки из темноты» Ильи Шакурского. В декабре издан и гомерически смешной постапокалипсис с неожиданно хорошим концом «Победа будет за нами» (прекрасно всем известный автор спрятался под псевдонимом М. Петрович).
3. Родившаяся в 2024 году серия «Крафт» — антиутопии талантливых авторов: «Гуманное прощание» Михаила Сегала (конец XXI века, в России введена смертная казнь, у приговоренного есть только один шанс ее избежать), «Господь мой иноагент» Ильи Воронова (Бог объявлен иноагентом, самая смешная сцена — появление Путина в тюрьме), «Новая реальность» Константина Куприянова (либералов высылают на Крайний Север), «Маленький Рай» Ксении Букши (жизнь через пятнадцать лет после войны).
4. Стихи. В серии современной украинской поэзии вышли «Ниневия» Марии Галиной, Post Printum Бориса Херсонского, «Реквизитор» Юрия Смирнова. В серии современной русской (мы во Freedom Letters между собой называем эту серию «Чёрной») — Аля Хайтлина, «Четыре дня до весны», сборник «Как нам это пережить», «Слишком чёрная собака» Вадима Жука, «Ты доживёшь» Татьяны Вольтской, «Тихий дрон» Алины Витухновской. Случился и очень необычный билингвальный проект «Невольный чижик» (Пушкин там — рэпер. Блестящие переводы нашего всего на английский, сделанные маэстро Бершидским). А последним изданным поэтическим сборником этого года стало «Избранное» Бахыта Кенжеева.
5. Запрещенка. Против этих книг ополчились в отчетном году Роскомнадзор и лично генпрокурор. Ничего, кроме роста популярности, это не принесло, продолжайте поднимать нам продажи! Что же запретили в 2024 году? Роман года — «Наследие» Владимира Сорокина (не дай бог сбудется! Но у этого автора прогнозы сбываются всегда). «Мышь» Ивана Филиппова (в результате бурной деятельности запретителей о книге написали ведущие мировые СМИ и даже Financial Times, а зарубежные издательства тут же купили права). Кстати, аудиоверсию «Мыши» запретить забыли, хотя озвучила ее главная террористка Татьяна Лазарева. «Глушь» — наш совместный проект с журналистами «Новой газеты Европа». Тринадцать репортажей о жизни современной российской глубинки тоже показались властям очень опасными. «Непоследние слова» — речи политзеков, мы посвятили второе издание сборника памяти Алексея Навального. «Спрингфилд» Сергея Давыдова: в этом году мы сделали арт-проект: кастомизированную версию романа специально для России как знак нашей поддержки всем, кого пытаются лишить права на существование. В 2025 году продолжим.
Обложка цензурированного для России романа «Спрингфилд». Фото из Facebook Сергея Давыдова.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».