СюжетыОбщество

Руки вверх, я Снегурочка!

Обзор преступлений, всплеск которых нас ждет в предновогодние дни. Рассказываем и предупреждаем

Руки вверх, я Снегурочка!

Иллюстрации: «Новая газета Европа»

Ежегодно в конце декабря в России происходит всплеск «новогодних преступлений» с ярко выраженным праздничным подтекстом. О самых распространенных видах таких правонарушений «Новой-Европа» рассказали ветераны уголовного розыска.

Дедушки в засаде

Рост имущественных преступлений (кражи, грабежи, разбои, мошенничество) фиксируется накануне любых праздников — злодеям же тоже хочется хорошо отметить. Но перед Новым годом количество преступлений может вырасти в несколько раз.

— Так повелось еще со времен Советского Союза. Причин этому несколько, — рассказывает пенсионер МВД, почти 40 лет проработавший в уголовном розыске, полковник в отставке Сергей Михайлович К. — Перед Новым годом граждане получали не только зарплату и повышенную квартальную премию, но и 13-ю зарплату, всякие «прогрессивки», ценные подарки от профсоюза. То есть денег в кошельках даже обычных граждан появлялось заметно больше, чем в другие месяцы. В предновогоднее время человек более расслаблен и менее осторожен, он весь в ожидании праздника, ходит по магазинам, рассчитывая на какой-нибудь «выкинутый» дефицит. И, конечно, попадает в поле зрения криминальных элементов. И дело не ограничивалось только грабежами, учащались и налеты на торговые точки. Выручка магазинов, особенно непродовольственных товаров, резко взлетала. И у преступников была возможность «взять кассу» какого-нибудь «Детского мира» или районных «Промтоваров» и обеспечить себя на несколько месяцев вперед. Ну и не последнюю роль играет то, что преступникам тоже хочется нормально встретить Новый год. Говорят же: как встретишь, так и проведешь.

После развала СССР «прогрессивки» (прогрессивная премия за перевыполнение плана) и профсоюзные премии ушли в прошлое. Зато появилась традиция новогодних премий. Так что ситуация не сильно изменилась: перед Новым годом все равно у людей денег больше, чем в другие месяцы. И тратят их больше.

— В советские времена переодеваться в Дедов Морозов преступники, за редкими исключениями, не решались, — продолжает Сергей. — Костюмов в свободной продаже не было. Заказать Деда Мороза можно было лишь в фирме «Заря» (только она предоставляла услуги профессиональных артистов), у которой были необходимые документы. Но чаще всего праздничные пары выбирали в трудовом коллективе, они и ходили по домам своих коллег с поздравлениями детей. После развала СССР всё изменилось. Костюмы теперь можно было свободно купить чуть ли не на каждом углу, а потому и Деды Морозы встречались везде.

Как рассказал полицейский, в декабре 1996 года в районе, где он работал в уголовном розыске, за одну неделю было совершено 11 разбойных нападений на граждан.

— В нашем районе в Москве как раз открылся гипермаркет, — рассказывает Сергей Михайлович. — Они тогда еще были редкостью, но довольно быстро стали популярными у зарождающегося класса бизнесменов.

По словам Сергея Михайловича, схема у преступников была довольно проста. Сидя в машине, они присматривали у гипермаркета дорогие иномарки. Дожидались, пока владелец загрузит пакеты в машину, и следовали за ним до дома. Когда жертва выходила из автомобиля, грабители напяливали на себя красные шапки, бороды, халаты и выходили навстречу. И со словами «С Новым годом! С новым счастьем!» приближались. Обычно люди, увидев Деда Мороза, не ожидали подвоха. А зря! Преступники тут же наносили удар тяжелым тупым предметом. И пока жертва была в отключке, забирали все ценные вещи, покупки, иногда снимали даже шубы и дубленки. И скрывались в неизвестном направлении.

— Вычислили мы их тогда довольно быстро, — вспоминает Сергей Михайлович. — Общее во всех случаях: один и тот же гипермаркет. Сперва наводчиками считали сотрудников магазина, но оказалось, что в круглосуточном гипермаркете работали три смены. А ограбления случались в разные дни. Наличие у бандитов по одному наводчику в каждой смене показалось слишком сомнительным. Тогда устроили несколько засад на стоянке и вокруг магазина. Ну и взяли их прямо с поличным. А через 17 лет, когда я уже перевелся в Питер и работал в Управлении уголовного розыска главка, столкнулся с серией нападений, один в один повторяющих тот самый московский вариант: гипермаркет, дорогие машины, проводы до дома, переодевание в Дедов Морозов и собственно нападение. Причем в данном случае частенько еще и машины угоняли. Единственное отличие было в том, что так как гипермаркетов теперь понатыкано по несколько штук в каждом районе, преступники постоянно меняли места нападений. Но и нам было легче, потому что все стоянки оборудованы видеокамерами. Так что личности и этих «Дедушек» установили всего за неделю.

Иллюстрации: «Новая газета Европа»

Иллюстрации: «Новая газета Европа»

Гном-маньяк

— То, что в канун Нового года происходит всплеск насильственных преступлений, в МВД известно всем, от министра до рядового патрульно-постовой службы, — рассказал «Новой-Европа» Сергей Николаевич В., 25 лет проработавший в уголовном розыске, а в настоящее время — преподаватель в одном из учебных заведений МВД РФ. — Но «палочная система», которая досталась нам в наследство от советской милиции, накладывает отпечаток на всю деятельность полиции. Ведь она до сих пор является основным критерием деятельности МВД. Если разница между зарегистрированными и раскрытыми преступлениями минимальна, значит, подразделение работает успешно. Если высока — значит, плохо. Вот на всех уровнях полиции и в 70-х годах, и сейчас стараются регистрировать как можно меньшее количество преступлений, отдавая предпочтение тем, что будут раскрыты с вероятностью до ста процентов. Но и не регистрировать многие преступления тоже чревато последствиями. Представьте, вы уже составили годовой отчет, в котором у вас раскрываемость на уровне 80%, а перед самым Новым годом — всплеск преступлений, которые явно не будут раскрыты до конца года. А это значит, что статистика в вашем подразделении резко ухнет вниз. Вот на всех уровнях в декабре и стараются «отфутболивать» заявителей. А те преступления, которые невозможно не зарегистрировать, например, убийства, стараются оттянуть на период после 1 января. Например, затянуть со вскрытием или экспертизой. А что уж говорить о кражах и грабежах? В полиции потерпевшим прямо говорят, что сами виноваты, а если, мол, будете сильно настаивать на регистрации, так мы быстренько «административку» (административное правонарушение) оформим, и Новый год будете в камере ИВС встречать. Но самое, на мой взгляд, ужасное, что в канун Нового года всегда происходит всплеск количества изнасилований. На это влияет много причин, например, многочисленные корпоративы. Так вот эти случаи чаще всего «отфуболиваются» в первую очередь.

Как рассказал наш собеседник, в январе 2013 года в одном из районов Петербурга были задержаны двое серийных насильников, которые в период с 28 декабря по 4 января изнасиловали и ограбили четырех девушек. Первой жертвой, по версии следствия, стала 21-летняя Ирина К. 28 декабря 2012 года девушка пошла в супермаркет за подарками. Когда она с пакетами вышла из магазина, ее встретил Дед Мороз. Он попросил объяснить, как проехать по адресу, потому что у них с коллегой навигатор сломался.

Девушка стала объяснять, но Дед Мороз предложил ей сесть в машину и показать путь. Заодно пообещал довести Ирину до дома. Как она позже говорила на следствии, сперва хотела отказаться. Но Дед Мороз подвел ее к машине и сказал, что раз она не хочет ехать, то пусть объяснит дорогу шоферу.

Девушка увидела, что водитель переодет в гнома. Ирину это развеселило, и вся осторожность улетучилась. Гном и Дед Мороз завезли девушку в промзону, изнасиловали и выбросили из машины.

— Потерпевшая сразу обратилась в полицию, она ведь даже номер машины запомнила, но ее просто послали куда подальше, — вспоминает Сергей Николаевич. — А ведь у нее была и справка из травмпункта, да еще и образцы ДНК одного из насильников. Но регистрировать тяжкое преступление за три дня до окончания года значило снизить статистику раскрываемости. О ней вспомнили лишь 2 января 2013-го, когда в полицию обратились другие жертвы Деда Мороза и Гнома. Насильников вычислили и арестовали в течение 10 часов. Им было предъявлено обвинение в четырех изнасилованиях, хотя на их счету явно было больше эпизодов. И ведь все то же самое можно было сделать сразу после заявления первой жертвы и спасти еще несколько женщин! Но гребаная «палочная система», о необходимости избавления от которой говорят на всех уровнях с 1991 года, продолжает царствовать в МВД.

Иллюстрации: «Новая газета Европа»

Иллюстрации: «Новая газета Европа»

Снегурочка — подельница «щипача»

Кроме отсутствия регистрации тяжких преступлений в канун Нового года, примерно с 2018 года в МВД РФ стало действовать еще одно негласное (то есть никаких приказов не было) правило: накануне праздника максимально заретушировать принадлежность к Новому году тех преступлений, которые все-таки приходится регистрировать. По словам респондентов, иногда потерпевшими становятся такие люди, отказ которым в регистрации обойдется гораздо более серьезными проблемами, чем снижение статистики и последовавшие за этим «оргвыводы».

— Несознательные СМИ и блогеры делают из таких преступлений сенсации и пугают людей, — говорит Сергей Николаевич. — Хотя лично мое мнение: причина в чем-то другом. Основным фактором «новогодних преступлений» является переодевание преступников в новогодние костюмы и использование праздничной символики. Понимание, что к вам пришел Дед Мороз, которого не ждали, означает скорее всего то, что он пришел не отдавать подарки, а забирать их. Но так как СМИ не предупреждают о подобных рисках, значит, это редкость, и чаще всего вполне адекватные люди, в другой ситуации поступившие бы иначе, сами открывают двери и впускают в квартиры преступников.

По словам собеседника, не менее 70% всех «новогодних преступлений» приходится на квартирные кражи и ограбления. В дверь звонит Дед Мороз, в большинстве случаев ему открывают, даже если его визит никто не заказывал. Часто он приходит со Снегурочкой, реже в сопровождении гномов, эльфов, оленей (если преступникам не удалось найти подельницу). Затем события могут развиваться по нескольким сценариям. Чаще всего, пока один из гостей отвлекает хозяев («Вы Ивановы? Ах, не они! Извините, ошиблись адресом, но раз уж мы здесь, поздравляем и даже хотим подарки подарить! А почему бы не выпить за наступающий? У меня тут припасено! Ах, вы не пьете, ну тогда, может, чайком угостите?»), второй гость шарит по квартире.

Вторым, более опасным сценарием, становится ограбление. Попав в квартиру, преступники просто выводят из строя хозяев (угрожают оружием, связывают, травят клофелином, бьют по голове), после чего буквально «вычищают» квартиру.

— В начале 2017 года сотрудники районного управления МВД РФ одного из районов Петербурга задержали супружескую пару, — рассказывает Сергей Михайлович.

— Они «работали» строго в ночь с 31 декабря на 1 января, а также 2 и 3 января. Их жертвами становились жильцы элитных квартир.

В загородные дома они почему-то не совались, только в городские квартиры. Причем адреса подбирали задолго до Нового года. Нам так и не удалось выяснить, как они узнавали, что именно в той квартире, куда они придут, будет праздновать Новый год большое количество народу. Они заявлялись около 2–3 часов ночи, и их чаще всего свободно пускали. Оказавшись в квартире, парочка довольно умело веселила и расслабляла публику, что неудивительно, потому что парень в свое время закончил цирковое училище, а его жена — театральный институт. Как мы выяснили уже после их ареста, эта парочка вполне свободно орудовала четыре года, и только в новогодние праздники. С октября они начинали собирать информацию о будущих жертвах по разным каналам. Свои источники они так и не выдали. Попадая в квартиру в разгар празднования, артисты не только профессионально развлекали гостей, но и мастерски обворовывали их. Мнимый Дед Мороз оказался неплохим «щипачом» (вором-карманником), что позволяло ему незаметно для подвыпивших гостей избавлять их от кошельков, дорогих часов, драгоценностей (у некоторых умудрялся не только золотые цепи или колье с шеи снять, но даже кольца и печатки). Ну а Снегурочка и прикрывала «Дедушку», и, выбрав момент, могла переместить нечто дорогое из обстановки квартиры в «дедушкин» мешок. Нам удалось вменить им всего четыре эпизода, хотя их было гораздо больше. В каждом из этих эпизодов общая стоимость «добычи» превышала миллион рублей (около 17 тысяч $ на тот момент).

Пароль: сигара

С развалом Советского Союза и появлением бизнес-структур в России появился и новый вид «новогодних преступлений» — офисные налеты.

— В 2009 году у нас в один день, как сейчас помню, 27 декабря, образовалось сразу 82 (!) потерпевших, — рассказал Сергей Николаевич. — Все они были представителями среднего бизнеса, но самых разных фирм. Объединяло их то, что все потерпевшие работали в офисах, расположенных в одном бизнес-центре.

Как рассказал бывший полицейский, 27 декабря, примерно около 15 часов в бизнес-центр (с серьезной пропускной системой) вошли три Деда Мороза с мешками. Один из них подошел к старшему охраннику и заявил, что у них заказ на поздравление в шесть фирм, расположенных в здании. Именно поэтому их трое, чтобы до конца рабочего дня успеть поздравить всех. «Кстати, заказчик расщедрился и на подарок охране», — заявил Дед Мороз, достав из мешка две бутылки коньяка, три большие шоколадки и коробку сигар.

Как позже говорили на допросах охранники, именно эти сигары окончательно убедили их в том, что никакой опасности Деды Морозы не представляют, — и их пропустили в здание, даже не проверив документы. Ну а те разошлись по бизнес-центру, заходя в офисы, поздравляя сотрудников, раздавая подарки (свечки, ножи для бумаги, шоколадки, елочки-ароматизаторы). А взамен в мешки отправлялись кошельки, женские сумочки, мобильные телефоны, ноутбуки, планшеты, даже обувь и меховые шапки.

— Как мы потом выяснили, эти Деды Морозы пробыли в бизнес-центре всего 22 минуты и свободно покинули здание, — говорит Сергей Михайлович.

— Но за это время они успели украсть вещей на три с лишним миллиона рублей (100 тысяч $ по тогдашнему курсу). Попались они потом на сбыте краденного.

Но к тому времени воры уже успели «распорядиться по собственному усмотрению», как это пишут в протоколах, большей частью награбленного. Проходит всего два года, и в ориентировке от МВД я читаю, что один в один подобное преступление произошло в Новосибирске.

По мнению обоих собеседников, постоянно растущий всплеск «новогодних преступлений» происходит из-за того, что, во-первых, МВД тщательно скрывает истинную статистику. А еще из-за того, что российские граждане ведут себя слишком беспечно в канун Нового года.

— Я уверен, что замалчивание истинных масштабов «новогодних преступлений» ведет к их увеличению, — вздыхает Сергей Николаевич. — Только максимальная гласность с разъяснением, что Новый год — не только праздник, но и время особого риска, может подвигнуть людей в канун Нового года не расслабляться, а, наоборот, вести себя максимально осторожно. Со своей стороны могу лишь настоятельно посоветовать: увидев в канун Нового года в глазок входной двери Деда Мороза, которого вы не ждали, просто не открывайте дверь. То же самое касается и тех, кто встречает этих персонажей на улицах. Чаще всего у тех, кто пытается к вам обратиться, отнюдь не добрые намерения. А потому лучшим выходом будет просто не вступать в разговоры и уйти. Лучше прослыть параноиком, чем стать жертвой преступления.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.