Только в одной Бурятии число самоубийств и попыток его совершить среди детей в этом году выросло на 68% по сравнению с предыдущим, пишут «Люди Байкала» со ссылкой на прокуратуру. Профильная комиссия заявила, что чиновники подходят к профилактике проблемы формально, «без индивидуального подхода».
О том, что число попыток суицида среди подростков увеличилось, недавно говорили, например, власти Калининградской, Тульской областей и Кузбасса. Статистика неутешительная по всей России: число детских самоубийств во многих регионах только растет.
Что делать, если вы заметили у близких суицидальные мысли, и как можно в этом случае помочь человеку? «Новая-Европа» вместе с психологами составила инструкцию.
1. Какие сигналы (осознанные и неосознанные) может подавать человек, у которого возникают мысли о суициде?
Когда человек выражает намерение совершить суицид, говоря что-то вроде «я хочу умереть» или «я не вижу смысла жить», часто такие высказывания воспринимаются близкими как манипуляция и даже провокация, не заслуживающие внимания. На постсоветском пространстве такие предрассудки особенно распространены. На самом деле обращать на это внимание необходимо, отмечает в разговоре с «Новой-Европа» психолог Вероника Нейфах. Даже если кажется, что собеседник лишь шутит.
— Человек находится в отчаянии, вероятнее всего, в эмоционально заряженном состоянии и пытается сигнализировать об этом окружающему миру. Да, он хочет привлечь к себе внимание, но в попытке получить поддержку нет никакого негативного подтекста. Это могут быть прощальные слова, записки, разговоры, которые выглядят как последние. Важно воспринимать это серьезно, а главное — с эмпатией, — отмечает она.
Собственные переживания часто побуждают воспринимать чужие переживания с обесцениванием, отрицанием или уходом в рационализацию. Такой подход становится подсознательной защитой от негативных эмоций.
По словам Нейфах, в такие моменты стоит взглянуть на человека с позиции доброты, любви и заботы. Но необходимо поддерживать и себя: не менее важно помнить о собственных потребностях, поскольку эмоциональное разделение ответственности дается нелегко.
- Упадок сил и депрессивное состояние.
- Неряшливость и изменение внешнего вида, отказ от заботы о себе.
- Безразличие ко всему происходящему.
- Изоляция от окружающих, отказ от общения, желание закрыться в своей комнате.
- Потеря интереса к вещам, которые раньше были важны или увлекательны.
- Повышенный интерес к психоактивным веществам, наркотикам или алкоголю.
- Рискованное или необычное для человека поведение.
Фото: Priscilla Du Preez / Unsplash
Собеседница «Новой-Европа» подчеркивает, что такие признаки могут быть симптомами депрессии в целом и не всегда связаны с суицидальными мыслями, но игнорировать их не стоит.
— Стопроцентных признаков, указывающих на то, что человек склонен совершить суицид, нет. И мы, к сожалению, не можем проконтролировать [все действия человека]. Бывает, что люди вообще не проявляют никаких признаков, и суицид становится полной неожиданностью для родных. Я бы рекомендовала оставаться в близком эмоциональном контакте с теми, кто важен для вас, оставаться чуткими и серьезно относиться к состоянию людей вокруг нас, не обесценивать их.
Другой психолог, попросивший не называть свое имя в целях безопасности, в разговоре с «Новой-Европа» отмечает: крайне важно следить за любыми изменениями в поведении близкого человека, особенно если это ребенок.
— Был, допустим, ребенок веселый, а стал замкнутый. Было много друзей, а теперь никто не звонит. Или, наоборот, раньше сам ребенок много куда ходил, а теперь — никуда, — говорит она.
2. Как и когда правильно заговорить с близким человеком о его состоянии и как ему можно помочь?
Важно обсуждать проблему, как только проявляются первые ее признаки, отмечает Нейфах. Однако, продолжает психолог, делать это нужно спокойно, без криков и обвинений вроде: «Боже, что же ты такое удумал?»
— Разговор лучше вести без обесценивания, раздражения или злости, с принятием и вниманием к словам. Не стоит считать мысли близкого человека несерьезными. Можно начать с банальных вопросов: «Как ты чувствуешь себя? Почему ты говоришь такие вещи? Может быть, я могу помочь тебе чем-то?» — советует специалистка.
Психолог рекомендует выражать свою привязанность и заботу, а также напоминать человеку, как он важен для вас, предлагать поддержку и делиться собственными эмоциями.
— Сказать прямо, спокойно, уважительно: мне важно, что с тобой происходит, и я за тебя искренне переживаю, и буду очень рад или рада, если ты расскажешь, как я могу помочь тебе.
Но в этом случае важно понимать, что в разных состояниях такие вопросы могут вызывать разную реакцию: кто-то, может быть, будет открыто на это высказывать раздражение или недовольство, — отметила Нейфах.
Близким в опасной ситуации советуют рассказывать о вариантах доступной помощи — горячих линиях, психологах и поддерживающих организациях. Полезно даже приглашать на прогулки, участвовать в хобби, а также рекомендовать литературу, подкаст или, например, видео на ютубе.
Даже при максимальной поддержке нельзя полностью исключить риск суицидального поведения. Если человек находится в полном отчаянии — не встает с кровати, злоупотребляет алкоголем или наркотиками, — необходимо настоять на обращении к специалисту, добавила собеседница «Новой-Европа».
Фото: Sergey Guk / Pexels
3. Что делать, если он отрицает проблему и (или) не хочет принимать помощь?
При подобном поведении ребенка или подростка ответственность за его жизнь лежит на родителях. Им действительно необходимо обратиться к специалисту — психотерапевту, психологу или, если необходимо, психиатру — и проанализировать ситуацию в школе и окружении, отметила Нейфах в разговоре с «Новой-Европа». По ее словам, причиной часто становятся травматичные события, о которых родители даже не догадываются.
— Если мы говорим про взрослого человека, часто бывают случаи, когда люди полностью отказываются от какой-либо помощи, и здесь всё, что мы можем сделать, — это оставаться эмпатичными, поддерживающими, разговаривать, напоминать человеку, что вы рядом и можете помочь, — добавила собеседница «Новой-Европа».
Анонимный психолог в беседе с «Новой-Европа» добавил:
— Если взрослый человек отрицает проблему и не хочет принимать помощь, повлиять на ситуацию вы не сможете.
4. Нормально ли иногда задумываться о смерти и суициде? Например, когда одиноко.
Размышления о смерти и о том, что будет после нее, естественны для всех, отмечает Нейфах в разговоре с «Новой-Европа». Это нормально — рассуждать о суициде как о феномене или порой испытывать состояния, при которых жизнь, кажется, будто бы теряет смысл. Однако между такими размышлениями и реальным намерением есть большая разница.
- Присутствуют абстрактные мысли о суициде.
- Переживается тяжелое эмоциональное состояние.
- Испытывается острое горе.
- Испытывается психологическая травма или что-то похожее на нее.
- Мысли о суициде становятся регулярными и навязчивыми.
- Появляется интерес к конкретным способам суицида.
- Возникает аффективное состояние с готовностью совершить самоубийство.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».