СюжетыОбщество

Ничто. Нигде. Никогда

Чем так не угодила российским властям признанная ими «нежелательной» Международная ассоциация интеллектуальных игр

Ничто. Нигде. Никогда

«13 сектор» на столе с волчком во время игр «Что? Где? Когда?». Фото: vk.com / chgktv

С начала ноября социальные сети и различные медиа запестрели репликами «России не нужны интеллектуалы». Причина — Генпрокуратура причислила к нежелательным на территории РФ Международную ассоциацию интеллектуальных игр, или, как ее корректно называют в реестре некоммерческих организаций Лихтенштейна, где она зарегистрирована, Internationale Assoziation für Intellektuelle Spiele.

Что за дело большой прокуратуре до маленькой ассоциации (постановление информирует, что в членах этой нежелательной организации аж более 200 человек) любителей почесать мозги в интеллектуальных соревнованиях?

История: бан на название, читерство, абьюз

Спортивное «Что? Где? Когда?» (в этой игре на вопросы одновременно отвечают несколько десятков команд) родилось почти сразу после начала телетрансляций детища Владимира Ворошилова с волчком: играть же хотели больше шестерых, как в телевизоре. По всей стране создавались тогда клубы знатоков, которые в 1989 году объединились в Международную ассоциацию клубов «Что? Где? Когда?» (МАК ЧГК). И с самого начала она была аффилирована с телегруппой, снимавшей передачу, в правление всегда входили и верховодили там ее представители. На имя этой ассоциации и было оформлено право на товарный знак «Что? Где? Когда?».

После кончины Ворошилова вслед за запретом от его официальной вдовы Наталии Стеценко на проведение игр с названием «Что? Где? Когда?» последовало и экстренное переоформление товарного знака на ООО «Телекомпания «Игра-ТВ»». По информации одной из групп во «ВКонтакте»*, решение о передаче знака не обсуждалось ни правлением, ни конгрессом МАК. Со временем конфликты с использованием названия «Что? Где? Когда?» сгладились, а в практике названия турниров стал использоваться термин «Спортивное ЧГК».

Александр Друзь. Фото: Svklimkin (CC BY 4.0) / Wikimedia

Александр Друзь. Фото: Svklimkin (CC BY 4.0) / Wikimedia

Но другие конфликты между сообществом игроков в ЧГК и телекомпанией время от времени возникали. Самые громкие из них — читерство (нечестная игра) Александра Друзя и абьюз несовершеннолетних со стороны Михаила Скипского — будоражили не только знатоков. Правление МАК ЧГК всегда принимало сторону телегруппы, оправдывающей Друзя и Скипского. Недовольство многих игроков вызвало и удаление из телепередачи популярных Ильи Новикова и Антона Иокова, в этом находили политическую подоплеку. В результате часть известных игроков покинула телепередачу, а сообщество стало отдаляться от телегруппы и, следовательно, от МАК ЧГК. Таким образом, рычаг давления телекомпании «Игра-ТВ» на сообщество под девизом «не будет передачи — умрет спортивное движение» ослаб. Оказалось — не умирает.

Решение проблемы компания «Игра-ТВ» нашла неожиданное и весьма парадоксальное: в феврале 2021 года зарегистрировала в Российской Федерации на свое имя торговый знак «Спортивное Что? Где? Когда?». И объявила, что все соревнования по игре с таким названием могут проводиться только по ее разрешению. Президент МАК «Что? Где? Когда?» и одновременно генеральный продюсер Телекомпании «Игра-ТВ» Андрей Козлов принял решение о запрете использования словосочетания «что, где, когда» без лицензии от телекомпании, в том числе и на всех сетевых ресурсах игрового сообщества.

Под ограничение попали не только сайт рейтинга команд ЧГК (ранжирующий команды и анонсирующий турниры, который избежал закрытия удачным переименованием), но и сайт МАК, который просто не действует из-за несогласия с таким требованием. Собственно, не действует и сама МАК: высший орган ассоциации — конгресс — не собирался с 2018 года (а должен проходить не реже раза в четыре года), правление не заседало с 2020 года.

Таким образом, игровое сообщество — а, по данным турнирного сайта сообщества знатоков, это не одна сотня тысяч причастных к движению человек — лишилось какой-либо организационной, методической, информационной поддержки и органа с арбитражными функциями. Интеллектуалы по воле телекомпании «Игра-ТВ» оказались вне игры, а правление МАК их бросило.

Финал Осенней серии «Что? Где? Когда?». Фото:  vk.com  / chgktv

Финал Осенней серии «Что? Где? Когда?». Фото: vk.com / chgktv

Альтернатива: демократия, доверие

Точно по известному из классики совету о «спасении утопающих» в феврале 2021 года в интернете было распространено Обращение* группы неравнодушных и возмущенных действиями (или бездействием) руководства МАК и телекомпании, среди которых были и бывшие члены правления МАК, участники ее комиссий, организаторы крупнейших в мире турниров, редакторы чемпионатов стран и мира, о намерении создать новую организацию участников интеллектуальных игр.

Еще один фактор, о котором рассказал один из инициаторов создания новой организации*:

— Возникло ощущение, что руководство [телекомпании] затягивает удавку, а то, что оно дает сообществу, всё уменьшается и уменьшается. И наоборот: появилась уверенность, что без телекомпании мы можем потянуть два основных объединяющих сообщество проекта — чемпионат мира и рейтинг.

— Мои ценности во многом слишком сильно расходились со взглядами руководства МАК, при этом оно хотело взять под контроль хобби, которое занимало значительную часть моей жизни,

— добавляет другой активист*. — Мне хотелось просто продолжать играть в привычные игры без вмешательства со стороны.

В апреле 2021 года на Учредительном собрании неравнодушных знатоков такая организация была создана. Ее назвали Международная ассоциация интеллектуальных игр (МАИИ). И зарегистрировали как общество (по-немецки ферайн) в Лихтенштейне. Почему там? Объясняют организаторы: это была единственная из доступных юрисдикций, которая позволяла провести учредительное собрание по интернету. А устроить это как-то иначе в ковидных условиях и с участием игроков из множества стран было бы просто невозможно.

— МАИИ не собиралась занимать место МАК, она планировалась как альтернатива, способная дать сообществу некий фреймворк для дальнейших действий, — уверяет участник общества*.

Юрий Разумов. Фото: Telegram / maii_info

Юрий Разумов. Фото: Telegram / maii_info

Альтернативу создавали на принципах демократичности, прозрачности и открытости. Членство в организации было личным. Высший ее орган — общее собрание, единоначалие не предусматривалось, оперативная работа шла в исполкоме и в рабочих группах. Сообщество регулярно информировали о ходе и результатах работы.

«Мы занимаемся вещами вроде правил игр и борьбы с читерством, и результатами пользуются игроки и организаторы из разных стран»,

— уверяет член исполкома МАИИ Юрий Разумов в интервью «Медузе». Правила (взамен созданного МАК Кодекса) разрабатывали не только «из опасений, что МАК будет придираться к использованию Кодекса, но и из-за того, что он многим современным реалиям уже не соответствовал», рассказывает один из авторов* Правил. Для соблюдения правил МАИИ сформировала понятие «эгида», то есть признание тех турниров, на которых и действуют эти правила. Для турниров, получивших «эгиду», рассчитывали рейтинг команд МАИИ.

Играло под «эгидой», по подсчетам аналитиков «Медиазоны», 44525 человек, тогда как избегал «эгиды» (за вычетом участников школьных и вузовских турниров) 9121 игрок (сейчас пометка наличия у турнира «эгиды» на турнирном сайте снята). То есть доверие игрового сообщества Международной ассоциации интеллектуальных игр очевидно. Незначительная по составу группа людей — членов МАИИ и работающих в ее органах завоевала авторитет своими действиями, своей позицией, своей этикой.

Поддержать независимую журналистикуexpand

Война: политика, этика, утечка мозгов

Участники МАИИ сожалеют, что из-за агрессии против Украины не удалось провести практически подготовленный чемпионат мира. «Пока идет война — чемпионата не будет», — объясняют организаторы.

Чем же провинилась эта авторитетная в мире интеллектуальных игр ассоциация в глазах российской Генпрокуратуры? Возможно, там считают, что выраженные в Заявлении МАИИ* слова: «Война уже привела к крупнейшей гуманитарной катастрофе в современной истории: тысячи людей, среди которых сотни детей, погибли, а миллионы — лишились дома и стали беженцами. Каждый день умножает количество жертв, разрушаются дома и объекты инфраструктуры, гибнут исторические и культурные памятники», — и есть политическая деятельность, «направленная на дискредитацию руководства России и ее внутренней и внешней политики». Но это же не политика, это нормальная этика. И это подтверждено в том же Заявлении: «Международная ассоциация интеллектуальных игр привержена принципам мира и ценности человеческой жизни. Мы считаем любое выражение поддержки войны этически неприемлемым для участников нашего движения».

Этические разногласия с руководством РФ в точности повторяют «стилистические разногласия с советской властью» Андрея Донатовича Синявского. Хорошо хоть до последствий, как у Синявского, дело пока не дошло. Но после решения Гепрокуратуры «пока» становится всё более расплывчатым.

Обвинения в участии «в пропагандистских кампаниях, призванных продвигать разрушительные идеи в России», безосновательны: МАИИ не проводит никаких мероприятий. Так что и утверждение «в мероприятиях организации продолжают участвовать иноагенты и представители иностранных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной в России», некорректно в принципе. Кроме того, списки членов МАИИ, согласно европейскому законодательству, не подлежат обнародованию, то есть обвинение прокуратуры об участии «иноагентов» основано на сомнительной информации.

Видимо, решение Генпрокуратуры было спровоцировано неким заявлением (заявлениями). В среде знатоков бродит множество версий об его (их) авторстве. Среди них называют и Анатолия Вассермана — активного сторонника войны, дисквалифицированного бессрочно (как и Максим Поташёв — из-за выступления перед мобилизованными) на турнирах под эгидой МАИИ, депутата Госдумы, на чьи запросы прокуратура обязана реагировать.

Телеведущий Андрей Козлов. Фото: Сергей Киселев / Агентство «Москва»

Телеведущий Андрей Козлов. Фото: Сергей Киселев / Агентство «Москва»

В качестве потенциального заявителя упоминают и президента МАК Андрея Козлова, имеющего, по слухам, тесные связи в Администрации президента (ими он уже пользовался при давлении на организаторов турниров, отказавшихся брать лицензию компании «Игра-ТВ»). Впрочем, для Козлова МАИИ — и так кость в горле: сообщество выходит из-под контроля (предпочитающих играть по МАИИ значительно больше) и не реагирует на давление. А что компания «Игра-ТВ» слабо информирована о реальной деятельности МАИИ, но готова ее обвинять, доказано самой телекомпанией, которая утверждает, что «МАИИ незаконно использует названия «Что? Где? Когда?», «Спортивное Что? Где? Когда?»… проводит чемпионаты и турниры по этим играм». Но ассоциация вообще не проводит никаких игр, а вместо «Что? Где? Когда?» в своих правилах использует определение «Командная викторина с раундами по минуте», КВРМ.

Это были догадки. Реальность же в мире интеллектуальных игр такова.

МАИИ выпустила ряд информационных писем, в которых просила граждан РФ выйти из Ассоциации по соображениям безопасности.

МАИИ также прекратила выдавать «эгиду» и попросила турнирный сайт сообщества игроков убрать пометки о ней у прошедших турниров. Ассоциация не прекращает свою деятельность вне России и надеется на то, что она вновь станет полноценной.

Что же касается игроков в интеллектуальные игры, то там риски выше.

— Это очень серьезный удар по движению, дающий возможность по звонку разогнать любой турнир, даже формально с МАИИ никак не связанный. Раз в решении прокуратуры описана игра в ЧГК, для органов это уже может быть основанием завести дело об участии (см. историю про «международное ЛГБТ-движение»). Даже с лицензией «Игры-ТВ», — опасается участник сообщества игроков*.

— Вижу риски нежелания площадок [для проведения турниров] связываться с потенциально проблемными мероприятиями по принципу «как бы чего не вышло», — добавляет другой*.

Так что авторы заявления в прокуратуру, возможно, сами того не желая, пришли к результату «так не доставайся ты никому». Такой итог может и увеличить «утечку мозгов». Видимо, стране и правда не нужны интеллектуалы.

* Информация, которая может указать на имена связанных с МАИИ граждан РФ, по соображениям безопасности не раскрывается.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.