3 октября в 20:24 вышел новый, уже 21-й по счету роман Виктора Пелевина «Круть» — одна из самых ожидаемых книг года. Ее сюжет разворачивается во вселенной Transhumanism inc., где происходят события последних произведений автора. Главный герой — оперативник, которому стирают память после каждого задания.
Мнения у литературных критиков и обозревателей насчет новинки разделились: кто-то считает, что писатель застрял в своей «симуляции» и ему пора в долгий творческий отпуск, а кто-то говорит, что за ним всё еще интересно наблюдать.
«Новая-Европа» собрала реакции на «Круть» Пелевина.
Михаил Пророков, «Коммерсант»:
— В новом романе Виктора Пелевина можно выделить три уровня: виртуальный, наземный и подводный. На виртуальном уровне действуют уже знакомые нам по предыдущей книге — «Путешествию в Элевсин» — глава отдела внутренних расследований корпорации Transhumanism Inc. адмирал-епископ Ломас и его сотрудник Маркус Зоргенфрей. <…>
Мир ему приходится спасать от злого духа, вознамерившегося уничтожить людей Земли посредством подвернувшегося астероида и «петуха» по имени Кукер, в которого злой дух вселяется. <…>
Можно даже сказать, что «Круть» написана просто потому, что надо же было что-нибудь написать. Но разве этот стимул так уж хуже любого другого? <…> «Круть» выглядит очень неокончательной. И по отношению к пелевинским текстам вообще, и по отношению к миру Transhumanism Inc. Но на время — ориентировочно на год — она делается таковой: крайней, как сейчас принято говорить, а на правильном языке — последней. И от этого в ней что-то меняется. Ну или скажем проще: отличных писателей стоит читать не только тогда, когда они пишут хорошие книги.
Книжный обозреватель Максим Мамлыга, «Московские новости»:
— Виктор Пелевин — одна из немногих скреп современной русскоязычной литературы, но есть ощущение, что она уже давно шатается. <…>
Это простой, легкий по языку роман, где логичная эсхатология, примиряющая христианство и научный подход к изучению вселенной, перемешана с БДСМ и странноватым юмором — уже которую книгу Пелевин не может остановиться, подшучивая над феминизмом. <…>
Что тут скажешь? Некоторые скрепы расшатываются и падают куда-то в глубь веков, чтобы проржаветь и раствориться в небытии. Судя по всему, пришла очередь еще одной. Наблюдение за этим процессом распада — тоже наша работа. И если вы готовы взяться за такую книгу — и ваша, увы, тоже.
Литературный обозреватель Forbes Life Наталья Ломыкина:
— В 2024 году в России две беды: феминизм и женщины — литературные критики. По крайней мере, судя по всему, так считает Виктор Пелевин, 61-летний мужчина. Казалось бы, большой русский писатель, но других идей у него для нас нет. <…>
Не ждите от «Крути» пророчеств, прогнозов, внятных объяснений или хотя бы политической сатиры. Самая удачная шутка четвертой части KGBT+ франшизы — вбойка (аналог рэпа в текстах Пелевина. — Прим. Forbes Life) о том, что такое «круть». Это, согласно тексту, убедительная и действенная национальная идея, а модель поведения Злобро-Добло — единственно приемлемый для остающейся в стране интеллигенции компромисс. Казалось бы, точно подмечено; вот только открываешь любой политический пост в любых соцсетях — а там в комментариях написано ровно то же самое, но гораздо убедительнее. <…>
К середине новой книги в 2024 году Пелевин доводит до читателя «свежую» мысль: чтобы реализоваться в жизни, современной женщине нужен мужчина, а лучше — три.
200 с лишним страниц эротических фантазий о доминантном сексе с литературным критиком под крики «Янагихаре!» — это перебор даже для рефлексии 60+. От такого чтения испытываешь только испанский стыд. Ясно, что никакой автор не может выдавать каждый год по шедевру, но всё же странно, что рядом с Виктором Пелевиным не оказалось ни литагента, ни редактора, которые могли бы непублично объяснить, что творческий кризис не лечится описанием секса с литературным критиком.
Финал у «Крути» бесславный, потому что полностью оставить в стороне политику и немногочисленных персонажей, объявив в 2024 году вместилищем главного мирового зла своего постоянного профессионального читателя, — как минимум беспомощно.
Виктор Пелевин. Фото: Николай Игнатьев
Шеф-редактор витрин «Кинопоиска» и «Яндекс Книг» Игорь Кириенков:
— Пелевин застрял. <…> Эмоция, которая приводит «Круть» в движение, — густопсовое отвращение. В первую очередь, к самой литературной форме. Пелевин — достаточно опытный автор, чтобы доверху заполнить роман более-менее случайным реквизитом и получить что-то занимательное, — но «Круть» как-то поразительно уныла в сюжетном отношении.
«Круть» — далеко не первый случай, когда Пелевину хочется пожелать взять саббатикал (длительный творческий отпуск. — Прим. ред.). В конце концов, 35 лет почти непрерывного письма: с несколькими большими удачами и россыпью блестящих вещей. С бесспорным местом в истории русской литературы. Представляете, какой бы это мог быть мощный заголовок: «Пелевин не выпустит новую книгу в 2025 году». И как вдруг всем снова станет интересно, о чём он напишет в 2026-м. Автор точно заслужил паузу. Закрыв эту недлинную и всё же изнурительную книжку, понимаешь: заслужили ее и мы.
Шеф-редактор группы компаний «ЛитРес» Екатерина Писарева:
— С каждым годом градус счастья от выхода очередной книги Виктора Олеговича становится всё ниже и ниже, а недовольных и недоумевающих — всё больше. <…>
Главная проблема нового романа Пелевина — в том, что писатель всё больше заигрывается в симуляции и всё меньше чувствует пульс времени. Вернее, не так: он отказывается признавать, что есть жизнь. <…>
Никаких острот, пророчеств или прогнозов в новой «Крути» уже нет: озорной русский человек Виктор Олегович словно выветрился, уступив место человеку усталому, хотя и отчаянно симулирующему.
— Пелевин не теряет мастерства рассказчика и стилиста, но переход к принципу «утром в интернете — вечером в романе» рискует переводом творчества из художественной плоскости в публицистическую, более того — в анекдотическую, напрямую зависящую от контекста и выходящую из парадигмы вневременности. Впрочем, этот автор давным-давно демонстрирует презрение к любым нормам, всегда играя по собственным правилам.
Пелевину очень уютно и удобно в придуманном им мире: он постепенно перекидывает в него героев всех своих предыдущих книг, в том числе и ранних, конструируя своеобразную метавселенную. <…> И Пелевин предстает перед нами эдаким литературным Дон Кихотом: за ним интересно наблюдать, его интересно читать, но почему-то всерьез его предупреждения никто не воспринимает. Хотя в своих умозаключениях Виктор Олегович, похоже, еще ни разу не ошибся.
— В общем, ничего нового в этом нет, как и в ежегодных рецензиях, отмечающих, что в свежем романе Пелевина нет ничего нового. <…> Просто где‑то посреди житейских бурь сидит где‑то вдали от всех один писатель и год за годом мутит воду, а мы год за годом в нее вглядываемся — и уж точно не дело критиков рассказывать, что вы там увидите и хорошо ли это отражение. В конце концов, никто особенно не удивится, если в какой‑то момент обнаружится, что предсказуемый, как наступление осени, цикл романов Пелевина — и есть та ось, на которой еле-еле держится наш разлетающийся на части мир. На случай, если так, — какая разница, хорошие ли это книги. Пусть крутит. Оценки водоворотам не положены.
Литературный критик и шеф-редактор сервиса «Яндекс Книги» Константин Мильчин:
— Если вы воскликнули «что это была за чушь», то вы наверняка не читали предыдущие романы отечественного почти классика. Впрочем, накал веселого безумия здесь сильно выше, чем средний градус по собранию сочинений. <…>
Литературный критик «Ленты.ру» Наталья Кочеткова:
— Автор предсказуемо опасается отвязно шутить про глобальное актуальное, делает это аккуратно и по мелочи, поэтому все силы тратит на шутки про вчерашнее локальное: феминизм и гендерные отношения, местами съезжающие в половую распущенность.
Он привык сводить счеты с журналистами и критиками, даря им в своих книгах неприглядную роль: от важной до эпизодической. «Круть» в этом отношении исключением не стала.
Сергей Князев, специально для «Фонтанки.ру»:
— Нельзя сказать, что очередные пятьсот страниц типичного Пелевина разочаровывают, но отчего-то кажется, что такие книги скоро научится писать нейросеть, а то и вовсе пелевинские персонажи.
— Сюжет нового романа Пелевина звучит как пародия на Пелевина, придуманная его хейтерами через нейросеть.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».