Дата-исследованиеОбщество

Торги за 200

С начала войны выплаты от регионов за подписание контракта с Минобороны выросли в 80 раз. Бонус составляет 1,3 млн рублей, а повышения происходят примерно каждые четыре дня

Торги за 200

Фото: Анатолий Мальцев / EPA-EFE

Регионы соревнуются между собой, предлагая всё более высокие выплаты за заключение контракта с Минобороны. С начала 2024 года гонка достигла невиданных масштабов: некоторые регионы за полгода повышали размер платежей несколько раз, общая сумма выплат иногда превышает отметку в один миллион рублей. Всего 51 регион ввел выплаты и повысил их минимум один раз за время войны, а средний размер бонусов за два года вырос в 80 раз. «Новая-Европа» рассказывает, как регионы залезают в долги, чтобы привлекать как можно больше контрактников, а россияне едут на войну, чтобы погасить кредиты и выбраться из бедности.

10 июня 2024 года Карачаево-Черкесия подняла региональные выплаты за заключение контракта с Минобороны до 1 млн 305 тысяч рублей. Это самый высокий региональный бонус в стране. Вместе с федеральной единовременной выплатой вознаграждение за отправку на фронт достигло 1,5 млн рублей.

В апреле этого года единовременную выплату контрактникам в республике уже повысили в четыре раза — со 100 до 400 тысяч рублей.

Спустя месяц, в мае 2024-го, региональный бюджет был пересмотрен, расходы увеличены на 1,6 млрд рублей, то есть почти на 5% по сравнению с запланированными.

Еще через месяц выплату снова повысили — на этот раз в три раза. Было ли в новом бюджете республики учтено июньское повышение выплат с 400 тысяч до 1 млн 305 тысяч, или же придется еще раз корректировать статьи расходов, неизвестно.

Карачаево-Черкесия входит в десятку беднейших регионов России по расходам бюджета на душу населения, а по среднему доходу на человека занимает предпоследнее место. В первом квартале 2024 года среднедушевой доход в республике составил всего 23,4 тысячи рублей, а медианная зарплата по состоянию на май текущего года — 33 тысячи рублей.

Для того чтобы заработать мирным трудом деньги, равные единовременной выплате за контракт с Минобороны, у жителя Карачаево-Черкесии в среднем уйдет почти 4 года.

Вербует вся Россия

Помимо регионов, выплаты за заключение контракта предлагают и некоторые муниципалитеты. Так, в дополнение к 1 млн рублей от Краснодарского края, с мая этого года город Краснодар добавляет 250 тысяч для тех, кто заключает контракты в военкоматах города. Дополнительную муниципальную выплату в 305 тысяч рублей ввел в апреле 2024 года Нижний Новгород, Махачкала доплачивает 100 тысяч рублей с июня этого года.

Некоторые регионы не участвуют в «гонке»: так, в Псковской области региональные выплаты при заключении контракта не предусмотрены, в Алтайском крае и Ивановской области «губернаторские» впервые были введены больше года назад и с тех пор ни разу не повышались.

«Выплат часто нет в бедных регионах, находящихся рядом с богатыми, — объясняет Татьяна Михайлова, экономист из Университета Пенсильвании. — Та же Псковская область, вероятно, могла бы ввести какие-то выплаты, но конкурировать с Санкт-Петербургом точно не в состоянии (выплаты в Санкт-Петербурге повышали дважды с начала 2024 года, с июня они составляют 1 млн 105 тысяч рублей, из них 700 тысяч — из регионального бюджета и 405 — от предприятий города. Прим. ред.). Псковичи едут в Питер заключать контракты, их родному региону нет смысла пытаться их удерживать».

Так же объяснял ситуацию и мэр Пскова в январе 2024 года: «Если мы сделаем выплаты по 100 тысяч рублей, никому от этого ни горячо ни холодно: в Питере по 500 тысяч выплата».

На сегодняшний день 51 регион ввел выплаты и повысил их минимум один раз.

Из 73 повышений региональных выплат за весь период войны 40, то есть больше половины, сделаны за 2024 год.

В среднем повышение выплат по России происходит каждые четыре дня.

Рекордсменом по увеличению «губернаторских» стала республика Адыгея: введенные в октябре 2022 года выплаты повышались с тех пор 6 раз и сейчас достигли 1 млн 305 тысяч рублей (из них 305 тысяч рублей доплачивает столица региона Майкоп). Пять раз повышал выплаты Краснодарский край, из них 3 раза — с начала 2024 года: в январе — с 200 до 300 тысяч рублей, в феврале — с 300 тысяч до 500, в апреле — с 500 тысяч до 1 миллиона. По три раза повышали выплаты Астраханская, Ростовская, Смоленская и Челябинская области; два из трех повышений у всех этих областей пришлось на 2024 год.

Средний размер единовременных выплат в «соревнующихся» регионах вырос в 2,4 раза только за последний год: со 171,2 тысяч рублей в июле 2023-го до 419,6 тысяч рублей в июне 2024-го. В расчетах мы учитываем региональные выплаты и муниципальные надбавки от региональных центров для контрактников, добровольно отправляющихся на фронт. Выплаты мобилизованным и срочникам за подписание контракта в некоторых регионах могут отличаться. В расчеты не включены дополнительные выплаты для военнослужащих именных батальонов, также принятые в некоторых субъектах РФ.

Несмотря на апрельское заявление Минобороны о росте количества желающих заключить контракты на участие в войне, соревнование по выплатам между регионами продолжается: девять регионов повысили выплаты только за июнь.

«Есть очевидная нехватка желающих подписывать контракты в тех количествах, которые нужны военным при нынешнем уровне потерь российской армии и интенсивности боевых действий, — рассказывает “Новой-Европа” Павел Лузин, эксперт по российским вооруженным силам и старший научный сотрудник-нерезидент Центра анализа европейской политики. — Пока сложно оценить, работают ли эти выплаты. Судя по всему, не очень работают, иначе не надо было бы стараться привлекать на войну подследственных и иностранцев, чем сейчас заняты соответствующие ведомства вместе с военкоматами».

Служба в долг

Региональные и муниципальные выплаты выглядят гигантскими по российским меркам. Война — самый эффективный способ вырваться из бедности для огромного количества россиян, писала ранее «Новая-Европа». Ежемесячный оклад военнослужащего с тех пор почти не изменился: в октябре 2023 года он был повышен с 204 до 210 тысяч рублей. Зато единовременные выплаты в регионах непрерывно растут.

Региональная выплата за заключение контракта с Минобороны

* Оккупированы Российской Федерацией

Источник: сообщения СМИ, региональное законодательство

Во всех субъектах РФ федеральная выплата в 195 тысяч рублей за контракт с Минобороны превышает среднедушевой месячный доход: в 1,5–2 раза — в богатых регионах (ЯНАО, Чукотка, Москва), и в 8–10 раз — в бедных (Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Тыва). Благодаря губернаторским выплатам разрыв между «мирным» доходом и бонусом за подписание контракта увеличился еще больше. Так, в Адыгее разовая выплата за контракт от республики и муниципалитета превышает среднедушевой доход в 55 раз.

Карачаево-Черкесия и Адыгея, регионы с самыми высокими выплатами за подписание контракта, входят в топ-10 по доле просроченной задолженности перед банками: 6,3% кредитов в Карачаево-Черкесии и 5,7% в Адыгее не были выплачены в срок по состоянию на 1 марта 2024 года. Средняя доля просроченных задолженностей по России существенно ниже — 3,41%.

Оценить, как поддержка «участников СВО» и их семей отражается на финансовой нагрузке на регионы, невозможно: расходные статьи в региональных бюджетах сформулированы очень расплывчато. Например, в бюджете Карачаево-Черкесии почти не содержится статей, связанных с «участниками СВО» или военнослужащими, зато предусмотрено множество видов помощи «отдельным категориям граждан».

На начало 2024 года в восьми регионах из десяти, входящих в топ по выплатам за подписание контракта, бюджеты были дефицитными, совокупный минус равнялся 303,5 млрд рублей. В течение следующих нескольких месяцев региональные бюджеты семи из этих регионов были пересмотрены.

Теперь дефицит предусмотрен во всех десяти, а общая нехватка бюджетных средств выросла на 104,4 млрд рублей и достигла 407,9 млрд.

По мнению военного эксперта Павла Лузина, благодаря федеральным дотациям региональные власти могут проводить довольно безответственную финансовую политику. Причем региональные выплаты военным могут служить индульгенцией за неизбежные текущие финансовые и административные ошибки.

«Выбор у них небольшой — добавляет Лузин, — либо “покупка крови”, либо обман и принуждение (один из случаев вербовки обманом описан здесь. — Прим. ред.) Работают все три метода. Если “покупка крови” просядет, то постараются расширить обман и принуждение».

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.