КомментарийПолитика

«Пока ничто не может заставить Россию исполнить требования»

Может ли «саммит мира» в Швейцарии реально помочь Украине? Эксперт центра Карнеги Александр Габуев — о том, чего ждать дальше

«Пока ничто не может заставить Россию исполнить требования»

Владимир Зеленский на саммите в Швейцарии, 16 июня 2024 года. Фото: Urs Flueeler / EPA-EFE

Мирный саммит в Швейцарии завершился совместной декларацией, за которую проголосовали 78 стран и четыре международные организации. Документ не стали подписывать Саудовская Аравия, Таиланд, Индия, Мексика, ЮАР, Бразилия и ОАЭ. «Новая-Европа» поговорила с директором Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии Александром Габуевым о главных итогах саммита и о том, могут ли такие формы реально помочь Украине.

Саммит стал встречей группы союзников Украины и сочувствующих стран, но не той широкой коалиции Запада и Глобального Юга, которая бы поддерживала украинские принципы урегулирования, как это задумывалось украинским президентом Владимиром Зеленским и его командой, рассуждает Габуев.

— Достаточно широкая группа стран, достаточно широкая площадка, но не сильно расширяющая базу активной украинской поддержки. Меры, изложенные в итоговом коммюнике, полезны, но ничего пока не может заставить Россию их исполнить, — отмечает он.

Сам по себе саммит не рассматривался в качестве меры по «продвижению мира», и встреча была призвана скорее «уменьшить пространство для любых бесполезных инициатив», подтвердили The Guardian источники, знакомые с конференцией.

Несмотря на то, что «формула мира» Зеленского состоит из десяти пунктов, на встрече в Швейцарии обсуждались только три — безопасность атомных электростанций, продовольственная безопасность, а также освобождение всех пленных и возвращение депортированных детей.

Россию, которой на саммите не было, пока невозможно заставить исполнить указанные требования. Страны-подписанты коммюнике считают документ важным «жестом политической поддержки» Украины. Государства признают «пока что символическую», но не практическую ценность документа, считает Габуев.

В итоговое коммюнике, как подчеркивает эксперт в разговоре с «Новой-Европа», не включены требования отправить под суд военных преступников, включая руководителей государства-агрессора, прекратить войну, вывести полностью войска из международно признанной территории Украины, включая Крым, и заплатить репарации.

Китай, поддерживающий отношения с Россией, отказался от участия в саммите. По мнению Габуева, КНР сейчас не готова к какому-либо активному дипломатическому процессу: она считает, что швейцарский саммит и предшествующий ему формат встреч неинклюзивен, то есть не включает всех необходимых участников переговоров, управляется Западом и Украиной и что китайское предложение на нем рассматриваться не будет. Поэтому он самоустранился заранее.

Сам Пекин назвал три причины своего отказа от участия: формат не признан обеими сторонами конфликта, на него не была приглашена Россия и там не собирались обсуждать альтернативные «мирные» планы.

С Габуевым согласен сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии Темур Умаров: по его мнению, Китай не хочет, чтобы западные страны использовали присутствие его представителей в Швейцарии против него самого и против его отношений с Москвой.

— В китайском руководстве понимают, что в Швейцарии именно Киев задает тон обсуждению, а остальным предлагается просто одобрительно кивать. Китаю также неудобно, что на саммите представлены в основном страны Запада, а от Глобального Юга будут лишь небольшие государства, — говорит он.

США, в свою очередь, были представлены на серьезном уровне, заявил в разговоре с «Новой-Европа» Александр Габуев. Поскольку мероприятие было скорее символическое, то присутствия вице-президента Камалы Харрис было вполне достаточно, добавил он.

— Президент Джо Байден, очевидно, находится не в самой лучшей физической форме, поэтому его время следует расходовать на что-то, где его присутствие реально может поменять ситуацию (Байден был на саммите G7 в Италии, а затем вернулся в США, где занимался предвыборной кампанией. Прим. ред.), — сказал Габуев.

Путин же, предложив свой «мирный» план, фактически выдвинул ультиматум, добавил эксперт. Хотя многие сочли его провокацией, некоторые страны посчитали подходящим для обсуждения.

— Представители некоторых стран (например, Саудовской Аравии и Турции) задавали украинской делегации вопросы, может ли план России быть базой для каких-то переговоров. Естественно, это вызвало украинский отпор, потому что там подобные условия считают неприемлемыми.

Западные лидеры подвергли критике позицию России. Премьер Италии Джорджия Мелони увеличила пакет поддержки Украины, хотя до недавнего времени Рим не был в числе самых активных союзников Киева по передаче военной помощи, например, необходимых ВСУ снарядов и систем противовоздушной обороны, отмечает Габуев. В частности, Италия планирует передать Украине дальнобойные ракеты Storm Shadow.

Вице-президент США Камала Харрис объявила о выделении более 1,5 млрд долларов на поддержку энергетического сектора Украины, удовлетворение гуманитарных потребностей и укрепление гражданской безопасности.

Каждая из сторон попытается максимально усилить свои переговорные позиции, однако Россия вряд ли будет придумывать некий собственный дискуссионный формат, считает эксперт. Несмотря на это, страны уже обсуждают возможность проведения второго саммита мира: глава департамента международной безопасности МИД Швейцарии Габриэль Люхингер заявил, что встреча пройдет не в Европе и что к обсуждению необходимо привлечь и РФ.

По мнению Габуева, до середины ноября, пока в США не выберут президента и пока не закончится сезон активной военной мобильности, «никакого окна для осмысленной дипломатии точно не откроется».

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.