СюжетыОбщество

«Когда ты замужем, то уже всё… это уже как тюрьма»

Как устроены ранние и насильственные браки на Северном Кавказе и к чему они приводят. «Новая-Европа» кратко пересказывает большое исследование проблемы

«Когда ты замужем, то уже всё… это уже как тюрьма»

Невесты принимают участие в массовой свадебной церемонии для 200 пар в честь 200-летия столицы Чечни Грозного, 5 октября 2018 года. Фото: Said Tsarnayev / Reuters / Scanpix / LETA

Правозащитники из AD REM — команды юристов, адвокатов и специалистов по вопросам дискриминации и домашнего насилия — выпустили доклад «Насильно замужем», для которого изучили проблему ранних и принудительных браков на примере Дагестана, Ингушетии и Чечни. Во многих сообществах на Северном Кавказе, говорится в исследовании, такая практика стала допустимым явлением.

Это первое в России подобное исследование, для которого авторы взяли серию интервью у пострадавших жительниц республик и местных экспертов.

«Новая-Европа» пересказывает главное из доклада.

В России проблема детских и принудительных браков и похищения невест до сих пор распространена, преимущественно в республиках Северного Кавказа. Украденная невеста традиционно оказывается более «виноватой», чем похититель, и в случае ее несогласия выйти замуж она будет считаться «опозоренной».

В 2021 году, согласно статистике Росстата, на которую ссылаются в AD REM, вступили в брак 4453 женщины в возрасте до 18 лет. Однако официальные источники фиксируют лишь небольшой процент от общего количества подобных браков, отмечают в правозащитной организации: многие из них не регистрируются в органах ЗАГС, а заключаются по религиозному обряду, некоторые носят характер фактического брака без юридического оформления.

В AD REM обращают внимание, что на территории Северного Кавказа с 1999 по 2007 годы зарегистрировали свыше 650 сообщений о похищении с целью насильственной женитьбы, но лишь в 25% случаев были возбуждены уголовные дела.

Несмотря на то, что в Ингушетии и Чечне существует ответственность за похищение невест, проконтролировать выполнение закона практически невозможно и на практике местные инициативы не работают, подчеркнули правозащитники.

Причины детских и принудительных браков 

Одной из основных причин распространенности ранних браков на Северном Кавказе остается гендерная дискриминация. В ее основе лежит патриархальное представление о социальной роли женщины, ограниченной семьей, домашней работой, рождением и воспитанием детей. Жена воспринимается не как отдельная личность, а как подчиненное мужу лицо. Ее попытки получить образование и строить карьеру обесцениваются.

«В такие моменты понимаешь, что ты никому не нужен. Ты никто и звать тебя никак. У нас украли из двоюродных сестер шесть человек, девушек. И ни одну из сестер не вернули домой старики. Сказали, пусть они там так и живут», — сказала в интервью AD REM Хаштби из Чечни, похищенная в 14 лет.

Другая причина таких браков — экономическое неблагополучие и бедность. Семья находит в браке выход из бедственного финансового положения. Дочерей выдают на попечение мужа, а иногда речь идет о фактической продаже своей несовершеннолетней дочери в качестве невесты.

«Честь семьи», которая нередко приравнивается к «чести женщины», — еще одна причина детских браков и похищения невест. Несоблюдение правил и «непристойное» поведение женщины строго карается, а за сексуальной сферой жизни женщины осуществляется жесткий контроль. Наиболее крайнее проявление такого контроля — убийства по мотивам «чести».

«Как правило, если девочка была изнасилована инцестуально, это выявлялось только тогда, когда девочка выходила замуж. И потом ее убивали. Был случай, когда дедушка изнасиловал пятилетнюю внучку…

Отец ее убил, и они ее закопали. Это уже много лет назад было, наверное, лет 10. И он [дед] сказал такую вещь, что она садилась к нему на колени. То есть она его соблазнила тем, что она, ребенок пяти лет, очень любила с ним гулять и садиться на колени… Внимание ребенка он воспринял как совращение», — рассказала исследователем эксперт из Ингушетии.

Одна из причин, по которым похищенных невест не забирают родители, заключается в том, что в обществе принято считать похищенных «нечистыми». Это плохо сказывается на репутации девушки и сильно снижает ее шансы выйти замуж за другого человека.

Среди других причин принудительных браков в докладе упоминается главенствующая роль религиозной или этнической принадлежности, а также слабое соблюдение норм законодательства.

Последствия ранних и принудительных браков

Из-за таких браков женщины нередко не имеют возможности получить образование и найти работу. Как следствие, мужчина применяет к девушке экономическое насилие. Учеба — самый эффективный способ увеличения возраста замужества девушек, а доступ к работе расширяет возможности женщин и дает им больший контроль над принятием значимых решений внутри семьи.

Девушки также сталкиваются с психологическим и физическим насилием. Чаще всего с женой обращаются как с бесправным человеком и она часто остается одна без поддержки и помощи.

«Когда ты уже замужем, то уже всё… это уже как тюрьма, где нет никаких прав, только обязанности. Ты становишься домохозяйкой, кухаркой, уборщицей и всё, что связано с этим, и никакого увлечения и счастья не бывает в замужестве», — сказала исследователям Залина из Ингушетии, похищенная в 17 лет.

Ранний брак всегда связан с сексуальным насилием в отношении женщин, подчеркивается в исследовании. Девочки в этом случае не имеют возможности самостоятельно выбрать себе супруга и влиять на свою сексуальную жизнь, а изнасилование в принудительных браках — это обычное явление.

Всё это влияет на физическое благополучие девочек, в особенности на их репродуктивное здоровье. Среди матерей подросткового возраста чаще встречаются случаи преждевременных родов и рождения недоношенных детей, отмечают правозащитники. Помимо этого, на здоровье сказывается и несвоевременное обращение за квалифицированной медицинской помощью.

«Я не готовилась к замужеству, к тому, чтобы стать мамой в 15 лет… Поэтому для меня весь этот период прошел в каком-то шоковом состоянии… Помню, как я отслеживала какие-то изменения, которые происходили: когда живот рос, когда ноги отекали. Я не понимала, что со мной происходит…Сами роды тоже были довольно сложные. Я помню, как кричали на меня врачи. Я не понимала, что от меня хотят», — сказала исследователям Лиана из Дагестана, похищенная в 14 лет.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.