ЭксплейнерЭкономика

«Это уже какое-то экономическое самоубийство»

В России повышают налоги для людей и бизнеса. Как прогрессивная шкала НДФЛ изменит жизнь россиян? Отвечаем на главные вопросы

«Это уже какое-то экономическое самоубийство»

Фото: Максим Шеметов / Reuters / Scanpix / LETA

В России повышают налоги — это планировали еще до электоральной кампании по перевыборам Владимира Путина. Минфин предложил ввести прогрессивную шкалу для физлиц (от 13% до 22%) и увеличить налог на прибыль организаций сразу с 20% до 25%.

Госдума намерена утвердить реформу в нынешней сессии, до 5 августа. Изменения вступят в силу 1 января 2025 года.

Как изменится реформа НДФЛ и скольких людей она коснется? Можно ли называть изменения «гуманными» и как они отразятся на жизни россиян? «Новая-Европа» вместе с экономистами отвечает на самые главные вопросы.

Как повышают налоги?

Полный текст документа только внесен в правительство, но не опубликован. Обо всех его деталях рассказывают СМИ со ссылкой на имеющиеся в редакциях тексты законопроектов, а также сам Минфин.

Ведомство предложило повысить налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций (предлагается повысить на 5 п. п. — с действующих 20% до 25%), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а также изменить упрощенную систему налогообложения (УСН).

Повышение налогов в первую очередь коснется доходов, которые получает российский «средний класс», отметил в разговоре с «Новой-Европа» российский экономист (он пожелал остаться анонимным по соображениям безопасности.Прим. ред.): «Так происходит из-за того, что уровень доходов в России невысокий, а “средний класс” считается, если гражданин получает как минимум полторы-две средних зарплаты в регионе. При этом налоги на доходы забираются быстро и легко, они удерживаются государством со счета гражданина».

Сколько государство получит благодаря налоговой реформе?

Минфин оценивает объем дополнительных доходов от предложенных налоговых преобразований в 2,6 трлн рублей по итогам 2025 года, что, по подсчетам РБК, составляет 7,7% планируемых доходов федерального бюджета. Наибольший фискальный эффект дадут повышение налога на прибыль до 25% (дополнительные 1,6 трлн рублей) и расширение прогрессии НДФЛ (533 млрд руб).

Во главе угла — повышение налога на прибыль организаций, отметил в разговоре с «Новой-Европа» экономист Дмитрий Некрасов. Существующие опасения, что бизнес может вновь вернуться к «серым» схемам, эксперт не разделяет: «Мы выходим на средний мировой уровень. Это гораздо более значимое решение, нежели подоходный налог. При этом я не думаю, что это приведет к массовому уходу бизнеса в тень. Однако понятно, что это изымает инвестиционные ресурсы из ресурсов бизнеса».

Влияние изменений на доходы бюджета будет позитивным, но на бизнес — умеренно негативным, добавил он. Некрасов подчеркнул, что, чем выше налог, тем больше проектов от этого становятся неинтересными с экономической точки зрения.

Экран с трансляцией обращения Путина на фасаде здания в Москве, 29 февраля 2024 года. Фото: Ольга Мальцева / AFP / Scanpix / LETA

Экран с трансляцией обращения Путина на фасаде здания в Москве, 29 февраля 2024 года. Фото: Ольга Мальцева / AFP / Scanpix / LETA

Как изменится реформа НДФЛ и скольких людей она коснется?

Российские власти утверждают, что налоговая реформа коснется небольшого числа людей: по расчетам Минфина, изменения затронут около 2 млн работников или всего 3,2% от их общего числа.

Минфин предложил ввести прогрессивную шкалу налогов для физических лиц. На смену двум действующим ступеням (13% и 15% с доходов, превышающих 416,7 тысяч рублей в месяц, или 5 млн рублей в год) будет пять:

  • 13% при доходах до 200 тысяч рублей в месяц (2,4 млн рублей в год);
  • 15% для части дохода в диапазоне 200–416,7 тысяч рублей в месяц (2,4–5 млн рублей в год).
  • 18% для части дохода в диапазоне 416,7 тысяч — 1,67 млн рублей в месяц (5–20 млн рублей в год);
  • 20% для части дохода в диапазоне 1,67–4,17 млн в месяц (20–50 млн рублей в год);
  • 22% при доходах свыше 4,17 млн рублей в месяц (50 млн рублей в год).

Таким образом, повышение налогов коснется всех, кто зарабатывает выше 200 тысяч рублей в месяц, — так государство представляет себе богатых и «зажиточных», сказал в разговоре с «Новой-Европа» экономист, пожелавший остаться анонимным.

Налогообложение доходов участников войны в Украине не изменится — для них сохранится прежний порядок. Помимо прочего, родителям с двумя и более детьми, среднедушевой доход на члена семьи которых не превышает 1,5-кратного прожиточного минимума в месяц, будет осуществляться возврат уплаченного НДФЛ в размере 7% из 13% (то есть ставка НДФЛ для них фактически составит 6%).

Теперь россияне будут платить столько же, сколько в других странах Европы?

Максимальное повышение НДФЛ до 22% — это существенное изменение в налоговой системе, отмечает в разговоре с «Новой-Европа» анонимный российский экономист. Как говорил министр финансов Антон Силуанов, в России взимают одни из самых высоких налогов на труд: помимо НДФЛ, граждане платят единый социальный налог и взносы в социальные фонды.

Как обращает внимание анонимный собеседник «Новой-Европа», при социальных отчислениях в 30% и 22% НДФЛ показатели налога на труд будут напоминать налогообложение в странах Северной Европы, в том числе в скандинавских странах, которые известны своим социальным государством и большой социальной поддержкой. Минфин утверждает, что, несмотря на изменения, российская налоговая система остается конкурентной. Однако ведомство сравнивает РФ со странами, где средний уровень дохода граждан в 2–4 раза выше, отмечает эксперт.

Некрасов в комментарии «Новой-Европа», подчеркнул, что, даже складывая совокупный налог на труд, ставки в России будут меньше. При этом в Европе (например, во Франции) социальные взносы, в отличие от остальных налогов, имеют регрессивную ставку налогообложения, а подоходный налог — прогрессивную, подчеркнул он. «Однако у нас социальные взносы не регрессивные. Поэтому в случае с высокооплачиваемым работником в России в связи с этими изменениями мы действительно можем выйти на европейские показатели. Но во всех остальных случаях у нас достаточно низкая налоговая нагрузка по сравнению с Европой», — добавил он.

Участники первомайского митинга на Красной площади несут плакат «За достойную работу, зарплату, жизнь!» в Москве, 1 мая 2017 года. Фото: Сергей Ильницкий / EPA

Участники первомайского митинга на Красной площади несут плакат «За достойную работу, зарплату, жизнь!» в Москве, 1 мая 2017 года. Фото: Сергей Ильницкий / EPA

Также в некоторых странах ЕС (например, в Германии) разрешается подавать совместную семейную декларацию: тогда необлагаемые налогом минимумы супругов складываются, и если один супруг не работает в Германии, то второй получает вычет за двоих. Ставка подоходного налога при совместном варианте обычно выгоднее, чем при подаче отчетности на одного человека отдельно. В России о планах ввести такую систему не сообщалось.

Эту прогрессивную шкалу в СМИ называют «гуманной», а глава Минфина объяснил инициативу запросом россиян на социальную справедливость. Корректно ли так говорить?

Минфин с помощью налоговой реформы намерен сократить экономическое неравенство. Это действительно может привести к некоторым изменениям, но стратегической и серьезной мерой борьбы с социальной несправедливостью не выглядит, рассуждает Некрасов в разговоре с «Новой-Европа».

«Гуманность» налоговой реформы подразумевает, что, с точки зрения властей, повышение налогов на 2 п. п. будет незначительным, объясняет «Новой-Европа» анонимный эксперт.

Кроме того, правительство «очень плохо» подошло к пиар-сопровождению реформы, считает он: «Допустим, ставка налога повышается на 2 п. п. Это значит, что работники будут получать меньше денег на руки? Или компания готова им компенсировать выпадающие налоговые платежи? Об этом никто не говорит. А если компания не будет компенсировать, то получится, что реальные располагаемые доходы граждан снизятся. Это противоречит общей экономической идеологии и логике, это уже какое-то самоубийство экономическое. Всё это вызывает фрустрацию и негатив», — сказал эксперт.

Минфин также указал, что введение прогрессивной шкалы налогообложения стало следствием санкций, обращает внимание экономист. «Такая повестка выглядит очень странно. Потому что прямо говорить, что все санкции падают на людей, отсылает нас к слогану “люди — новая нефть”», — добавил он.

Как отмечает The Bell, параметры реформы таковы, что неравенство в обществе может только возрасти.

Прогрессивная шкала в крупных странах обычно подразумевает необлагаемый налогом минимум, но условно «бедным» в России всё равно придется платить налог.

К тому же богатые и сверхбогатые зарабатывают основные доходы не в виде зарплаты, а в виде дивидендов и доходов от депозитов и ценных бумаг, но всех этих доходов прогрессивная шкала не коснется, пишет издание.

Как изменится налог на доходы от продажи ценных бумаг, дивидендов, депозитов и продажи недвижимости?

Действующие ставки — 13% и 15% — сохранятся при налогообложении доходов от дивидендов и депозитов, а также от реализации ценных бумаг. Однако ставка 15% будет применяться к доходам свыше 2,4 млн рублей (не 5 млн, как сейчас), без дальнейшей прогрессии.

Это связано с тем, что поднимается налог на прибыль: тем самым уменьшается доход, с которого выплачиваются дивиденды.

Повышение эффективной ставки налога на депозиты может отвратить граждан от депозитов, несмотря на высокую процентную ставку. «Банк России борется за то, чтобы загнать наличные в депозиты банковского сектора. А тут на тебе Юрьев день в виде повышенного налога. Зачем тогда хранить большие депозиты, если можно как бы попытаться от этого уйти?» — говорит эксперт «Новой-Европа», пожелавший остаться анонимным.

Министр финансов РФ Антон Силуанов. Фото:  Госдума РФ

Министр финансов РФ Антон Силуанов. Фото: Госдума РФ

Среди самых высокооплачиваемых в «среднем» классе — айтишники. Как реформа повлияет на них?

Впервые за несколько лет российский IT-сектор вновь будет плательщиком налога на прибыль. Льготная ставка налога на прибыль (с начала пандемии Covid-19 составляла 3%, после начала массовой эмиграции из-за полномасштабной войны ее обнулили) изменится на 5 п. п. То есть на столько же, на сколько и основная (планируют повысить с 20% до 25% с начала 2025-го).

При этом подразумевается только ставка налога на прибыль для отчислений в федеральный бюджет (5%). В региональный бюджет по-прежнему ничего переводить не потребуется — как минимум в период с 2025 по 2027 год.

Говорят, что рост налогов приведет к падению труда. Это так? Какие еще могут быть последствия для обычных людей?

Часть компонентов ВВП — это потребление, инвестиции и госрасходы. Госрасходы при реформе будут расти ввиду конъюнктуры и необходимости роста доходов, потребление будет стагнировать из-за отсутствия достаточного роста доходов, а инвестиции — либо стагнировать, либо снижаться, прогнозирует в разговоре с «Новой-Европа» анонимный экономист. Таким образом, из-за компенсации за счет госрасходов ВВП не снизится и даже начнет медленно расти.

Побочный эффект прогрессивной шкалы налогообложения — возвращение к «конвертам» и другим «серым» схемам, отмечает собеседник «Новой-Европа»:

«Мы должны понимать, что важно не то, сколько человек получает, а то, как он отчитывается. Из-за таких смелых инициатив Минфина может оказаться, что все у нас зарабатывают немного».

Экономист Дмитрий Некрасов, напротив, считает, что изменения в налогообложении не приведут к возвращению «серых схем»: «В сравнении с двухтысячными у нас выросло качество налогового администрирования. Возможности налоговой, в том числе за счет развития информационных технологий, также резко увеличились. С учетом большого контроля со стороны госорганов я не уверен, что зарплаты в конвертах станут массовым явлением».

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.