СюжетыПолитика

Пять минут на сборы

Российские миротворцы досрочно покинули Нагорный Карабах. «Новая-Европа» рассказывает, как Москва потеряла влияние в регионе и как это связано с вторжением в Украину

Пять минут на сборы

Начало вывода из Нагорного-Карабаха российского миротворческого контингента, 17 апреля 2024 года. Фото: Министерство Обороны России / EPA-EFE

16 апреля азербайджанские СМИ распространили информацию о начале вывода российского миротворческого контингента (РМК) из Нагорного Карабаха. А уже 17 апреля эти данные подтвердил Кремль. Между тем мандат контингента истекал только в 2025 году и изначально подписывался с возможностью продления. В причинах и последствиях досрочного вывода РМК из Карабаха специально для «Новой-Европа» разбирался политический аналитик Тигран Григорян.

Развертывание РМК в Нагорном Карабахе в ноябре 2020 года стало последним актом Второй Карабахской войны, в которой Азербайджан одержал убедительную военную победу. Однако победа Баку не привела к достижению всех политических целей — непризнанная Нагорно-Карабахская республика, хоть и урезанная в границах, продолжила свое существование со всеми государственными институтами, включая силы самообороны.

Более того, размещение миротворческой миссии стало новым фактором, который отсутствовал в зоне конфликта в предыдущие три десятилетия. Нагорно-Карабахский конфликт отличался от других территориальных споров тем, что с момента окончания первой войны в 1994 году и до начала второй в 2020-м хрупкий режим перемирия держался без внешнего военного присутствия, несмотря на то, что Москва была главным посредником в переговорах между Баку и Ереваном.

Таким образом, главной стратегической задачей Баку после 2020 года стало нивелирование разницы между военными и политическими результатами Второй Карабахской войны. Вывод РМК из территории Нагорного Карабаха стал важнейшим элементом этой долгосрочной стратегии Азербайджана.

Начало вывода из Нагорного Карабаха российского миротворческого контингента, 17 апреля 2024 года. Фото: Министерство Обороны России / EPA-EFE

Начало вывода из Нагорного Карабаха российского миротворческого контингента, 17 апреля 2024 года. Фото: Министерство Обороны России / EPA-EFE

Как долго миротворцы должны были оставаться в регионе, оговаривалось в заявлении Кремля о прекращении огня от 9 ноября 2020-го: «Срок пребывания миротворческого контингента Российской Федерации — 5 лет с автоматическим продлением на очередные 5-летние периоды, если ни одна из Сторон не заявит за 6 месяцев до истечения срока о намерении прекратить применение данного положения».

Сразу после размещения контингента, в декабре 2020 года, Москва инициировала переговоры с Баку и Ереваном по подписанию мандата миротворческой миссии: сторонам нужно было договориться о рамках ответственности миротворцев «на земле». Однако Баку отказался подписывать как первый, так и второй драфт документа. А с момента развертывания сил миротворцев азербайджанские официальные лица и ведомства публично подчеркивали, что контингент «временно дислоцирован на территории Азербайджана». Подтверждением тому стали слова президента страны Ильхама Алиева уже после вывода РМК из региона:

«При подписании трехстороннего заявления позиция Азербайджана заключалась в том, что если не будут указаны рамки пребывания РМК, то никакого трехстороннего заявления не будет, война продолжится».

Но до начала российско-украинской войны мало кто, в том числе и в Баку, мог предполагать, что миротворческая миссия может покинуть Нагорный Карабах до 2025 года. Именно после полномасштабного вторжения России в Украину расклад сил на Южном Кавказе кардинально изменился. Военные действия на украинском фронте ослабили влияние Москвы в регионе и увеличили зависимость России от Турции и Азербайджана.

Всего за два дня до полномасштабного вторжения в Украину Владимир Путин и Ильхам Алиев подписали декларацию о взаимодействии, повысив статус отношений между двумя странами до союзнических.

Встреча Владимира Путина и Ильхама Алиева, 22 апреля 2024 года. Фото: Павел Бедняков / РИА «Новости» / Kremlin

Встреча Владимира Путина и Ильхама Алиева, 22 апреля 2024 года. Фото: Павел Бедняков / РИА «Новости» / Kremlin

Кроме того, после 24 февраля в целях переориентирования своей торговли на азиатские рынки Москва инициировала переговоры по транспортному коридору «Север — Юг», взяв на себя обязательство инвестировать 1,5 млрд долларов в развитие инфраструктуры в рамках этого проекта. А в сентябре 2022 года Россия, Азербайджан и Иран подписали декларацию о развитии коридора.

Вышеупомянутые два тренда, которые являются прямым следствием российско-украинской войны, создали в регионе силовой вакуум. Баку стал использовать его для достижения стратегических целей. Уже через месяц после вторжения РФ в Украину Азербайджан начал эскалацию конфликта в Нагорном Карабахе: в марте 2022 года азербайджанские вооруженные силы взяли под контроль село Парух и близлежащую стратегическую высоту. Российские миротворцы не только не смогли предотвратить столкновение или заставить азербайджанскую сторону отвести свои войска на исходные позиции, но и оказали давление на силы самообороны Нагорного Карабаха до начала эскалации, для того чтобы они согласились на отвод войск, который впоследствии оказался односторонним.

Следующая эскалация, инициированная Азербайджаном, случилась в начале августа 2022 года. Азербайджанские подразделения на этот раз взяли под контроль стратегическую высоту в Лачинском коридоре, который связывал непризнанную республику с Арменией, и смогли заставить армянскую сторону раньше времени (которое было обозначено в заявлении о перемирии от 9 ноября) изменить маршрут коридора. В период этой эскалации миротворцы таже играли роль статистов и пассивных курьеров между сторонами.

Использование силового вакуума в регионе со стороны Баку вскоре проявилось и на межгосударственной границе между Арменией и Азербайджаном. В сентябре 2022 года, сразу после отступления России на Харьковском направлении, Азербайджан напал на суверенную территорию Армении, на протяжении нескольких дней обстреливая крупные города на юге страны. По итогам сентябрьских боев Азербайджан оккупировал часть суверенной территории Армении на юге и принудил Ереван пойти на политические уступки в переговорном процессе.

Армения не дождалась какой-либо предметной реакции со стороны России на сентябрьскую эскалацию. Так, 6 октября 2022 года Ереван и Баку поучаствовали в четырехсторонней встрече в Праге и приняли совместное заявление: стороны согласились взять Алма-Атинскую декларацию 1991 года (о создании СНГ) за основу для процесса делимитации. Страны-подписанты признали административные границы между союзными республиками на момент распада СССР как межгосударственные границы, а Ереван обязался в конце процесса признать Нагорный Карабах в составе Азербайджана. Москва же до сих пор использует пражское заявление для оправдания бездействия в Нагорном Карабахе, утверждая, что этот шаг Еревана предопределил дальнейший ход событий.

Начало вывода из Нагорного Карабаха российского миротворческого контингента, 17 апреля 2024 года. Фото: Министерство Обороны России / EPA-EFE

Начало вывода из Нагорного Карабаха российского миротворческого контингента, 17 апреля 2024 года. Фото: Министерство Обороны России / EPA-EFE

Через несколько месяцев после сентябрьской эскалации и принятия Пражского заявления началась финальная стадия азербайджанской стратегии по упразднению НКР и этнической чистке местного армянского населения. 12 декабря 2022 года группа азербайджанских «экоактивистов» перекрыла Лачинский коридор, начав девятимесячную блокаду Нагорного Карабаха.

Как до начала блокады, так и после Азербайджан поэтапно нащупывал красные линии России на земле. В итоге оказалось, что никаких красных линий не существует.

Москва на всем протяжении блокады Нагорного Карабаха не предприняла никаких реальных шагов для давления на Баку, несмотря на то, что по заявлению о прекращении огня от 9 ноября Лачинский коридор должен был находиться под контролем миротворческого контингента.

Один из самых характерных эпизодов блокады случился в апреле 2023 года, когда Баку решил отказаться от услуг «экоактивистов» и установил свой официальный КПП в Лачинском коридоре. Установка КПП выполнялась в присутствии миротворцев и рядом с одним из их укрепленных пунктов.

19 сентября 2023 года, после девяти месяцев блокады, когда республика уже переживала серьезную гуманитарную катастрофу, Азербайджан начал военную операцию в Нагорном Карабахе. В результате однодневных боев руководство НКР приняло все условия Баку. На протяжении последующих дней практически всё население Нагорного Карабаха было вынуждено спешно покинуть регион. Миротворческий контингент, главной ролью которого было предотвращение большого кровопролития, не справился со своей главной задачей. Исходя из свидетельств очевидцев и заявления Марии Захаровой, миротворцы были проинформированы о наступлении и «за несколько минут до начала боевых действий покинули свои позиции на некоторых участках». В результате этой атаки Азербайджана погибли 223 человека, из них пять несовершеннолетних. Без вести пропали 20 человек, среди которых были гражданские лица.

Тогда же были убиты шесть российских миротворцев, расследование дела продолжается по сей день. Баку взял на себя ответственность за их гибель и обещал выплатить компенсации семьям. Однако общую картину это не изменило и не стало причиной жесткой реакции со стороны Москвы. А в сюжете Первого канала о выводе РМК и вовсе не вспомнили об этом инциденте.

После событий сентября 2023 года, по итогу которых в Нагорном Карабахе не осталось армянского населения, судьба нахождения РМК в регионе была предрешена. Несмотря на то, что разные российские официальные лица пытались придумывать какие-то новые функции для миротворцев в опустевшем Карабахе, со стороны все эти потуги выглядели трагикомично.

Так, два месяца назад посол России в Азербайджане Михаил Евдокимов говорил, что функция миротворцев изменилась и что они «совместно с азербайджанскими силами осуществляют патрулирование территории, охрану зданий и культурных сооружений». Евдокимов в том же интервью отметил, что с азербайджанской стороной ведутся переговоры о судьбе контингента. В начале апреля уже заявлялось о том, что миротворцы будут заниматься разминированием в Нагорном Карабахе.

Начало вывода из Нагорного Карабаха российского миротворческого контингента, 17 апреля 2024 года. Фото: Министерство Обороны России / EPA-EFE

Начало вывода из Нагорного Карабаха российского миротворческого контингента, 17 апреля 2024 года. Фото: Министерство Обороны России / EPA-EFE

Баку считал ликвидацию непризнанной Нагорно-Карабахской республики и вывод РМК из региона стратегическими задачами. И Азербайджан добился своих целей намного раньше, чем кто-либо мог ожидать во многом потому, что начало войны в Украине изменило расклад сил на Южном Кавказе и стало триггером для цепочки судьбоносных событий. Тем не менее для большинства наблюдателей преждевременный вывод РМК из Нагорного Карабаха стал сюрпризом. Очевидно, что это решение стало следствием договоренности между Баку и Москвой, другие аспекты которой могут стать известны в ближайшем будущем.

«Союзнические отношения» с Азербайджаном для России оказались важнее выполнения своих обязательств, что и стало причиной фиаско в Нагорном Карабахе. В Москве считают, что, несмотря на этот провал, который значительно снизил влияние и присутствие России на Южном Кавказе, она сможет восстановить свои позиции после окончания украинской войны. Реалистичность таких планов вызывает сомнение. При любом развитии событий на украинском фронте для Москвы будет архисложно восстановить тот уровень влияния в регионе, который существовал до недавнего времени.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.