СюжетыОбщество

«На выборах в России всё больше насилия»

«Голос» назвал президентские выборы «имитацией» процесса и подчеркнул, что россиян еще никогда так не пугали участием в них. Главное из доклада

«На выборах в России всё больше насилия»

Фото: EPA-EFE / Максим Шипенков

Движение «Голос» опубликовало первый доклад по итогам прошедшей президентской электоральной кампании в России. Как отмечают эксперты, выборы прошли в условиях отсутствия независимого наблюдения, страха и принуждения. В движении также констатируют невиданный ранее всплеск насилия и то, что всё больше власти переходит в руки полиции. По мнению авторов, ключевым словом всего выборного процесса стало слово «имитация».

«Новая-Европа» пересказывает главные выводы из доклада «Голоса».

Манипуляция законодательством накануне выборов

Изменения в законодательстве, произошедшие до выборов, ограничили избирательные права граждан, сократили возможность для общественного контроля и увеличили возможности для манипуляций, констатируют в «Голосе».

В первую очередь эксперты напоминают о поправках в Конституцию, принятых в 2020 году, которые и позволили Владимиру Путину дать возможность переизбраться еще на один срок. Помимо этого, на законодательном уровне установилась дискриминация «иностранных агентов»: они оказались значительно поражены в своих избирательных правах, в частности, в праве на агитацию или поддержку кандидатов.

Ухудшилась ситуация с ограничением свободы выражения, особенно после начала вторжения в Украину, что стало причиной того, что критика войны оказалась невозможной.

Также был значительно усложнен процесс сбора подписей кандидатов и появились две максимально непрозрачные формы голосования — дистанционное электронное (ДЭГ) и многодневное, добавляют в движении. Говоря о ДЭГ, эксперты подчеркнули, что в системе происходили сбои: в частности, с утра 15 марта до середины дня избиратели и наблюдатели жаловались на недоступность сервиса, а на некоторое время он был «переведен в режим электронной очереди».

Принуждение избирателей к голосованию

Организаторы выборов сделали ставку на административный привод подконтрольных избирателей, отмечают в «Голосе». По словам экспертов, это видно при анализе официальных данных о явке избирателей: явка на ДЭГ к концу первого дня составила более 70%, а в целом по стране — более трети.

«Было сделано все, чтобы избиратель не смог выскочить из-под контроля.

В результате административную мобилизацию провели не только на предприятиях государственных холдингов или в бюджетной сфере, но и в частных фирмах, не имеющих прямого отношения к государству», — сказали в движении.

«Карта нарушений» и навязывание страха 

За время выборов на горячую линию колл-центра движения поступило 369 звонков, на «Карту нарушений» — 1719 сообщений более чем из 60 регионов, в том числе 892 — в дни голосования. Эксперты констатировали, что никогда еще не видели президентской кампании, «которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам».

Как отмечают в «Голосе», лейтмотивом всего процесса стало слово «имитация»:

  • имитация законности (при очевидной неконституционности);
  • имитация выбора;
  • имитация агитации;
  • имитация оппозиции и участия в борьбе за власть;
  • имитация открытости и гласности;
  • имитация наблюдения (в том числе, «общественного»);
  • имитации независимости избирательных комиссий; и
  • имитация суверенитета народа.

Государственный аппарат включился в пропаганду, принуждение и контроль над избирателями, и в стране фактически возникла военная цензура, которая внедрялась с помощью страха и силы, заявили эксперты.

Всплеск насилия

В «Голосе» зафиксировали невиданный ранее всплеск насилия и эмоциональной напряженности. Все три дня поступали сообщения о массовой порче бюллетеней зеленкой, поджогах урн для голосования и даже фейковых минированиях. В основном обошлось без жертв, но в Перми есть пострадавшие. Так, 17 марта 64-летняя местная жительница взорвала на избирательном участке мощную петарду. Как пишет Baza, она повредила руку, еще 50 человек были эвакуированы.

«Мы уже три дня говорим о зеленке, коктейлях Молотова, есть еще один случай: пожилая избирательница взорвала петарду, по некоторым сведениям, ей оторвало руку. Наши выборы становятся всё более и более криминализованными, всё больше насилия, и это не может не тревожить», — рассказал политолог Давид Канкия в эфире «Голоса».

В движении заявили, что осуждают подобного рода практики. Однако эксперты отмечают, что силовые структуры быстро возбуждают уголовные дела по ст. 141 УК («Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав») на обычных людей, в то время как фальсификаторы и организаторы принуждения если и попадают под уголовное преследование, то почти никогда не оказываются в СИЗО и в итоге отделываются судебными штрафами.

«Система эффективно покрывает преступления людей, принадлежащих к ней, зато строго карает обычных избирателей, предпринявших акты отчаяния», — говорят в «Голосе».

Отсутствие независимого наблюдения

Возможности для контроля за выборами со стороны граждан серьезно сократились с 2018 года: в частности, был упразднен статус членов комиссий с правом совещательного голоса на уровне УИК и ТИК, произошло серьезное вмешательство в работу редакций СМИ с целью ограничения их возможности освещать выборы.

Активисты сообщают, что наблюдателей на этих выборах стало гораздо меньше: более чем в два раза. Во многом это произошло и потому, что кандидаты и партии и сами не предприняли должных усилий, чтобы обеспечить независимый от власти контроль, и саботировали усилия инициативных граждан, говорят в «Голосе».

Отсутствие независимых наблюдателей, а также препятствия для достижения открытости и гласности процесса сделали фактически невозможным реальный общественный контроль на этих выборах и оценку масштабов фактически подтвержденных фальсификаций и вбросов.

Поддержать независимую журналистикуexpand

При этом большинство жалоб связано с недопуском или удалением наблюдателей, применением насилия к ним, а также с принуждением к голосованию. Также были случаи незаконных запретов на фото- и видеосъемку или перемещение по участку, помогать избирателям составлять жалобы.

«У общества не было возможности в осуществлении реального независимого контроля на этих выборах.

Разрекламированное наблюдение от лица общественных палат и видеонаблюдение носило ярко выраженный имитационный характера», — заявили в «Голосе». Всё это сделало фактически невозможным реальный общественный контроль и оценку масштабов фактически подтвержденных фальсификаций.

Как подчеркнули в движении, наблюдение за ходом кампании «Голос» осуществлял в условиях, когда фактически в заложники был взят сопредседатель Григорий Мельконьянц по делу о «нежелательной» организации.

Криминализация выборов

Вместе с тотальным ограничением прав наблюдателей и ростом насилия на избирательных участках — всё больше власти переходит в руки полиции. Так, на одном из участков в Москве полицейский потребовал открыть урну для голосования, чтобы достать испорченный бюллетень и задержать девушку, которая его испортила:

«Около 12:00–13:00 полицейский стоял у кабинки для голосования, после чего девушку, которая писала на бланке маркером, на выходе из УИК задержали неизвестные лица в штатском. После этого те же люди оказывали давление на председателя комиссии с целью забрать бюллетень, который на тот момент уже находился в урне», — говорится в жалобе, которую «Новая газета Европа» обнаружила на сайте «Карты нарушений».

После актов по порче бюллетеней красящими веществами и поджогов комиссии в некоторых регионах сняли шторки с кабинок для голосования, а

за спинами избирателей стали ходить силовики, которые заглядывали в их бюллетени через плечо.

Такие сообщения, по данным экспертов, приходили из Москвы, Московской области, Иркутска и Ижевска.

Как отмечают в движении, в некоторых регионах силовики контролировали волеизъявление избирателей, наказывали за «неправильные» надписи в бюллетене или «неправильное» время прихода на участок и даже требовали раскрыть тайну голосования:

«Ничего подобного в таких масштабах раньше не происходило на выборах в России».

«Голос» подчеркивает, что сами по себе надписи на бюллетенях, как и выбор времени голосования, удобного для избирателя, не могут быть составом правонарушения.

По мнению экспертов «Голоса», криминализация выборов связана с общим напряжением внутри страны. Речь может идти о военизированной модели взаимоотношений между властью и обществом, которая процветает в Чечне и на оккупированных территориях Украины, считают эксперты:

«То, что раньше творилось в Чечне, потом перекинулось на территории, где идут военные действия, теперь пришло к нам. Независимо от того, где вы живете, «Чечня» и «Донецк» пришли к вам домой. Уже зашли к вам в квартиру и смотрят, как вы там голосуете. Всё очень логично», — сказал в эфире сопредседатель движения «Голос» Станислав Андрейчук.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.