СюжетыПолитика

Как стать наблюдателем на выборах президента — 2024? Можно ли следить за ДЭГ? Почему это важно даже во время войны?

Инструкция «Новой-Европа»

Как стать наблюдателем на выборах президента — 2024? Можно ли следить за ДЭГ? Почему это важно даже во время войны?

Член участковой избирательной комиссии идет рядом с баннером с надписью «Мы выбрали президента» во время подготовки к президентским выборам в Москве, 16 марта 2018 года. Фото: Максим Шипенков / EPA-EFE

Выборы президента России пройдут с 15 по 17 марта включительно. Несмотря на то что у наблюдателей всё последнее десятилетие планомерно отбирали права, их работа всё равно остается важной даже во время войны. Именно они выявляют случаи фальсификаций и рассказывают об этом общественности.

Как стать наблюдателем? Можно ли как-то следить за электронным голосованием? И остался ли какой-то смысл быть наблюдателем в современной России?

«Новая-Европа» подготовила инструкцию с ответами на самые популярные вопросы о наблюдении за выборами.

1. А я могу стать наблюдателем?

Наблюдателем вправе стать любой гражданин России. Этой работой не могут заниматься выборные должностные лица, депутаты, главы российских регионов и местных администраций, а также те, кто находится в непосредственном подчинении этих должностных лиц. Помимо этого, наблюдать за выборами не смогут судьи, прокуроры и члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.

2. Я хочу стать наблюдателем за выборами в России. Что мне для этого нужно сделать?

Конечно, по сравнению с довоенными временами наблюдать за выборами в России стало намного сложнее. Раньше направлять наблюдателей на участки могли общественные организации, но в 2005 году их этого права лишили. В 2016 году российские власти ввели ограничения и для журналистов: для присутствия на участках они должны доказать, что начали работать в своей редакции не менее чем за два месяца до назначения выборов (фактически это лишило СМИ возможности аккредитовывать независимых представителей от себя).

Однако возможность наблюдения за выборами всё же осталась: назначить наблюдателей могут кандидаты («альтернативных» кандидатов всего три — Владислав Даванков, Леонид Слуцкий и Николай Харитонов), выдвинувшие их партии («Новые люди», ЛДПР и КПРФ) или общественные палаты (в каждом субъекте РФ есть совещательный орган, который формируется из представителей общероссийских общественных объединений и НКО; узнать о том, куда идти и где можно записаться в наблюдатели от общественной палаты, можно на сайте ОП вашего региона).

Необходимо договориться с кем-то из штаба кандидата или партии или с представителями общественной палаты, чтобы они направили вас на избирательный участок, рассказывает член совета движения «Голос» Давид Канкия. Стать наблюдателем можно, например, через КПРФ (это не означает поддержку партии) или через Альянс независимых наблюдателей и форму для записи от Наблюдателей Петербурга.

Мужчина смотрит на экран, показывающий прямую трансляцию с избирательных участков во время президентских выборов в штаб-квартире Центральной избирательной комиссии РФ в Москве, Россия, 18 марта 2018 года. Фото: Максим Шипенков / EPA-EFE

Мужчина смотрит на экран, показывающий прямую трансляцию с избирательных участков во время президентских выборов в штаб-квартире Центральной избирательной комиссии РФ в Москве, Россия, 18 марта 2018 года. Фото: Максим Шипенков / EPA-EFE

Наблюдатели регистрируются предварительно: за три дня до первого дня голосования, то есть не позднее понедельника, партии и кандидаты должны сдать список наблюдателей в территориальную комиссию, добавил эксперт.

Поэтому нужно быть готовым к тому, что в случае, если члены ТИК захотят сфальсифицировать результаты, они будут знать, на каких участках у кандидатов есть наблюдатели, а где — нет. В комиссии также могут использовать персональную информацию о наблюдателях, чтобы оказать на них давление, говорит Канкия.

Бывший кандидат в президенты Борис Надеждин, которого ЦИК не допустила к выборам, объявил о наборе наблюдателей (появилась форма записи, в которой можно оставить контактные данные и регион). Однако от себя направлять людей на участки он не может и от кого политик будет это делать — не уточняется.

Партия «Новые люди» при этом заявила, что не будет назначать наблюдателей на выборах: они объяснили это тем, что заключили соглашение с Общественной палатой РФ и что теперь все кандидаты якобы будут направлять наблюдателей совместно (это не так — по закону каждая партия и кандидат имеют право отдельно посылать своих наблюдателей. Прим. ред.).

Имейте в виду, что сейчас независимым наблюдателям может быть трудно пробиться на участки: как рассказал «Вёрстке» сопредседатель движения «Голос» Станислав Андрейчук, партии и Общественная палата не выдают им необходимые бумаги «в половине известных регионов».

3. Что может делать наблюдатель? С какими сложностями я могу столкнуться?

Вы можете ознакомиться со списками избирателей, наблюдать за выдачей бюллетеней, подсчетом голосов и за составлением протокола (потом вы можете ознакомиться с этим протоколом и получить его заверенную копию). А еще — следить за установлением итогов голосования и присутствовать при повторном подсчете голосов.

Вы также можете обращаться к председателю участковой комиссии с предложениями и замечаниями (например, если видите, что член УИК препятствует видеонаблюдению). Помимо этого, вы можете делать фотографии и снимать видео, предварительно уведомив об этом председателя участковой комиссии.

Наблюдатель вправе обжаловать действия (или бездействие) комиссии в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию субъекта РФ, ЦИК РФ или в суд. Можно жаловаться в прокуратуру и органы надзора, если речь идет о криминальных ситуациях (например, если член избирательной комиссии применяет силу к участнику голосования или наблюдателю).

Женщина отпускает свой бюллетень в урну для голосования на выборах президента России на избирательном участке в Санкт-Петербурге, Россия, 18 марта 2018 года. Фото: Анатолий Мальцев / EPA-EFE

Женщина отпускает свой бюллетень в урну для голосования на выборах президента России на избирательном участке в Санкт-Петербурге, Россия, 18 марта 2018 года. Фото: Анатолий Мальцев / EPA-EFE

«Понятно, что в большинстве случаев вас будут «отпинывать», и, по сути дела, вы будете жаловаться на нарушение избирательного законодательства тем, кто непосредственно нарушает закон», — говорит Давид Канкия.

Часто у штабов кандидатов есть заготовленные образцы с жалобами, где указаны самые типичные ситуации, с которыми можно столкнуться на участках. И наблюдатель может ими воспользоваться. Самая частая претензия — отказ членов комиссий принимать жалобу наблюдателя.

Главный принцип защиты избирательных прав для наблюдателей — публичность, подчеркивает Канкия: «По крайней мере, так было раньше: СМИ и соцсети распространяли информацию о нарушениях, и избирательные комиссии сами пытались его устранить, чтобы избежать скандала».

Правильно подготовиться к наблюдению помогут методические материалы «Голоса» и его приложение, а работать во время голосования — сервис «Карта нарушений».

4. Должен ли я быть наблюдателем все три дня или можно выбрать какой-то один? Оплачивается ли эта работа?

Условия работы зависят от ваших договоренностей с тем, кто вас направил, рассказывает руководитель аналитической группы движения «Голос» Станислав Андрейчук. Наблюдатели могут сменять друг друга в разные дни и даже в течение дня. Оплата также зависит от ваших договоренностей. «Но много точно не заработать», — говорит эксперт.

5. Что наблюдатель, согласно закону, не имеет права делать?

Наблюдатель не вправе выдавать избирателям бюллетени, расписываться за избирателя и заполнять бюллетени за избирателя (в том числе по его просьбе), принимать непосредственное участие в подсчете бюллетеней. Также, согласно закону, нельзя «совершать действия, препятствующие работе комиссии». Уточнений, что это за действия, в законе не приводится.

«Мешать — это значит совершать действия, которые препятствуют работе УИК. Например, схватить документы и с ними убежать. Но члены УИК могут понять под этим что угодно, например, наблюдатель фотографирует, слишком пристально смотрит и так далее», — уточняет Давид Канкия.

Женщина голосует на избирательном участке во время президентских выборов в Калужской области, Россия, 18 марта 2018 года. Фото: Юрий Кочетков / EPA-EFE

Женщина голосует на избирательном участке во время президентских выборов в Калужской области, Россия, 18 марта 2018 года. Фото: Юрий Кочетков / EPA-EFE

6. Что делать, если я вижу нарушение (например, член УИК закрывает камеры или выгоняет наблюдателей)? А если не дают зафиксировать нарушение? Как я могу сообщить об этом?

Теоретически можно обратиться к партии или кандидату, который вас направил на участок, а также в вышестоящую комиссию, прокуратуру или к полицейским на участке, чтобы они составили протокол о нарушении.

Эксперты «Голоса» советуют сразу звонить на бесплатную горячую линию движения (8-800-500-5462), где вас проконсультируют независимые юристы.

Если избирательный процесс нарушен, вы можете подать жалобу в избирательную комиссию, надзорные органы, а также проинформировать общественность через «Карту нарушений» «Голоса», СМИ и соцсети.

7. Могу ли я наблюдать за электронным голосованием и если да, то как?

Наблюдателей за дистанционным электронным голосованием (ДЭГ) также назначают кандидаты, партии и общественные палаты, однако число таких наблюдателей невелико, рассказывает Станислав Андрейчук. «Да и до конца никто не знает, насколько реальные данные они там видят. Других способов нет», — добавляет он.

За электронным голосованием наблюдать невозможно, заявил Давид Канкия. «Это абсолютно черный непрозрачный ящик, к которому, по факту, не предусмотрено никаких механизмов общественного контроля.

Мы не знаем коды от федерального ДЭГа, не знаем, как система функционирует, мы не можем гарантировать, что эти голоса вообще как-то учитываются и что нам не покажут заранее заготовленные цифры и протоколы.

Технические специалисты выявляли большое количество аномалий системы и критиковали ее. Она совершенно не вызывает доверия», — отмечает эксперт.

Электронное голосование существует, чтобы скрыть ход голосования от общественности, наблюдателей и увести выборы с избирательных участков, где хоть какие-то методы контроля еще остаются, добавляет Канкия.

8. Можно ли наблюдать удаленно? Остались ли способы следить за выборами на участках, сидя дома у компьютера?

Нет, это невозможно. Общедоступного видеонаблюдения больше нет.

Впервые российские избирательные участки оснастили видеокамерами на президентских выборах в марте 2012 года, после массовых протестов против фальсификаций на выборах в Госдуму в декабре 2011-го. Однако потом возможность наблюдения с каждыми выборами сужалась.

В 2021 году, перед выборами в Госдуму, глава Центризбиркома Элла Памфилова объяснила отказ от публичных трансляций с участков тем, что «видеонаблюдение — это не праздное любопытство, чтобы лежа на диване смотреть кино какое-то».

«Для этого есть кинотеатры и телевизор, а это [наблюдение за выборами] — большая работа. Хочешь [наблюдать за выборами], заинтересован, активный гражданин, то немножко надо потрудиться»,

— заметила Памфилова.

По словам Памфиловой, ЦИК не может выбрасывать «в виртуальную пустоту миллиарды народных денег просто так, ради амбиций полутора десятка экспертов или ради праздного любопытства».

9. Могу ли я наблюдать за голосованием, проходящим за границей?

Это возможно, для этого есть специальная форма записи. Также советуем прочитать нашу инструкцию о том, как голосовать, если вы находитесь не в России.

10. Остался ли какой-то смысл быть наблюдателем в современной России?

Работа наблюдателем, безусловно, имеет смысл, считает эксперт Давид Канкия: «Мы видим, какие колоссальные усилия прилагает администрация президента, законодатели и избирательные комиссии, чтобы скрыть от нас выборы. Если от нас что-то хотят спрятать, значит, надо за этим смотреть с утроенной силой».

Общественные институты, которые должны помогать гражданам реализовывать активное избирательное право, в последние годы не работают, отмечает он. Но несмотря на это, документировать фальсификации крайне важно.

«Да, наблюдатели сейчас поражены в правах, а кандидаты, принимающие участие в президентской гонке, очевидно, не заинтересованы в независимом наблюдении. Тем ценнее будет, если вы зафиксируете хоть одно нарушение избирательного процесса и расскажете об этом обществу. Это своеобразная историческая хроника: говорить о том, что происходит, чтобы в будущем мы могли не повторять этих ошибок», — подытожил эксперт.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.