СюжетыЭкономика

Росатом теряет внутреннюю энергию

Почему выработка АЭС России в 2023 году снизилась впервые за 10 лет и какие три вывода мы можем из этого сделать

Росатом теряет внутреннюю энергию

Нововоронежская АЭС. Фото: Sezgin Pancar / Anadolu Agency / Getty Images

Выработка АЭС России в 2023 году снизилась по сравнению с 2022 годом на 2,8%. Это произошло впервые за 10 лет и лишь второй раз за 20 лет — прошлый был в 2013-м. Казалось бы, это чисто внутреннее событие на самом деле может многое рассказать о состоянии российского атомного промышленного гиганта и показать несколько ключевых моментов, важных и для соседних с Россией стран, и для перспектив зарубежных проектов Росатома, и для его роли на мировом атомном рынке в ближайшие несколько лет.

По данным Росстата, выработка АЭС за 2023 год составила 217 млрд кВт*ч. Это на 6,4 млрд кВт*ч меньше, чем показатель 2022 года в 223,4 млрд кВт*ч, ставший рекордным за всё время российской и советской атомной отрасли. Показатель выработки АЭС чрезвычайно важен для государственной корпорации, гордящейся выполнением важных государственных заданий, — что в оборонзаказе (ядерном оружии и его носителей), что в объеме перевозок по Северному морскому пути и строительстве атомных ледоколов, что в зарубежных проектах. В плане выработки электроэнергии перед Росатомом тоже поставил задачу лично Владимир Путин — достичь к 2045 году доли атомной энергетики в энергобалансе страны в 25% по сравнению с около 18%-20% в последние годы.

Поэтому ежегодный прирост выработки электроэнергии всегда был важным показателем, которым Росатом публично гордился. Не случайно точные показатели выработки 2023 года Росатом до сих пор, спустя более месяца после окончания года, публично не озвучил, поскольку они показывают как снижение выработки от года к году, так и снижение доли атомной энергетики в энергобалансе страны до уровня в 18,4% (она снижается уже 4-й год подряд). И в ближайшие годы будет непросто даже удержать эти показатели на прежних значениях.

Историческая выработка электроэнергии российскими АЭС с 1991 по 2023 годы и доля атомной энергетики в общем производстве электроэнергии в России

Историческая выработка электроэнергии российскими АЭС с 1991 по 2023 годы и доля атомной энергетики в общем производстве электроэнергии в России

Само по себе снижение выработки было ожидаемо для тех, кто внимательно следит за событиями в российской атомной отрасли. Да и сам Росатом на уровне заявлений не первых лиц признавал наступающие сложности. Комментируя в начале 2023 года высокие показатели выработки 2022 года, замгендиректора по эксплуатации АЭС, а с июня 2023 года глава концерна Росэнергоатом (электроэнергетическое подразделение Росатома) Александр Шутиков сказал: «За счет оптимизации ремонтных кампаний, повышения эффективности производства электроэнергии мы смогли поддержать до 2023 года постоянный прирост уровня выработки, но чудес не бывает. Выработка ближайших трех лет будет ниже. Мы это знаем и к этому готовы».

Прогнозные показатели отражали сказанное на словах. На 2023 год госзадание по выработке российских АЭС, согласованное с федеральной антимонопольной службой, составляло 214,2 млрд кВт*ч, что почти на 2% ниже, чем годом ранее. Такое снижение позволило Росатому в очередной раз отчитаться о перевыполнении госзадания, изящно завуалировав снижение выработки в абсолютных показателях. При этом собственного целевого показателя в 218,8 млрд кВт*ч Росэнергоатому достичь не удалось.

Главная причина этому закономерному снижению — старение атомного парка страны и постепенное закрытие старых энергоблоков, на смену которым не успевают строить новые мощности. За последние годы в России были закрыты 4 крупных уран-графитовых реактора РБМК первого поколения на Ленинградской и Курской АЭС, выработавшие свой ресурс за 45 лет. Последний — буквально на днях, 31 января 2024. Но им на смену были построены лишь два блока ВВЭР-1200 на Ленинградской АЭС-2. Новые блоки на Курской АЭС-2 отстают от закрытия старых реакторов минимум на три года. Именно с этим связан трехлетний период ожидаемого снижения. Любопытно, что прошлый спад выработки АЭС в России в 2013 году тоже был связан с реакторами РБМК первого поколения, которые выводились в ремонт для проведения работы по восстановлению параметров графитовой кладки.

В таких условиях, когда новых мощностей не вводится, удерживать или повышать выработку электроэнергии можно лишь за счет более эффективной и безотказной работы имеющихся мощностей. Это действительно получилось сделать в 2022-м, возможно, ценой частичного сдвига некоторых ремонтов на следующий год, но не в 2023-м. Как верно заметил Шутиков — чудес не бывает.

Хотя в первые полгода 2023-го такая надежда у концерна, видимо, была, и станции работали с перевыполнением плана, так что Росэнергоатом в июне даже повысил целевые показатели годовой выработки, замахнувшись на 218,8 млрд кВт*ч вместо утвержденных 214,2 млрд кВт*ч. Однако по итогу до него всё же дотянуть не удалось (иначе об этом бы торжественно сообщили). Подводя итоги 2023 года, Шутиков сообщил, что, несмотря на перевыполнение показателей на восьми станциях, трем АЭС планы по выработке выполнить не удалось — Ленинградской, Нововоронежской и Белоярской. Действительно, именно на них, и как раз во второй половине года, согласно нашему анализу, случились серьезные неплановые отказы оборудования.

Что именно пошло не по плану на Ленинградской, Нововоронежской и Белоярской АЭС с самыми новыми реакторами в России?

Легко заметить, что основные проблемы в 2023 году были на станциях с самыми новыми и перспективными реакторами — ВВЭР-1200 и БН. Именно реакторы ВВЭР-1200, впервые построенные на вторых очередях Нововоронежской и Ленинградской АЭС, и стали для Росатома главным экспортным продуктом. Корпорация строит их на 14 из 19 энергоблоков на своих зарубежных проектах в Турции, Египте, Китае и Бангладеш, а также уже запустила на двух блоках завершенной в прошлом году Белорусской АЭС. А быстрые натриевые реакторы БН-800 и БН-600 на Белоярской АЭС являются прототипами перспективных реакторов 4-го поколения.

Если говорить более конкретно, то на Нововоронежской АЭС (НВАЭС) проблемы возникли как раз на самом первом в стране ВВЭР-1200, на 6-м блоке, пущенном в 2016 году. В 2023-м на нём провели большой капремонт с заменой статора турбогенератора. Это первое в своем роде оборудование такой мощности, головной образец с водяным охлаждением, изготовленный российским АО «Силовые машины». Как пишет сам Росатом, довольно скоро после пуска блока в этом статоре выявили повышенный уровень вибрации.

Для следующего блока, НВАЭС-7, сданного в 2019-м, уже поставили модернизированный статор. А на первенце его заменили лишь в 2023-м. Весь сложный капремонт длился 82 дня.

Но, помимо этого, в течение года блок еще 6 раз (!) отключали от сети на небольшие (от нескольких часов до 5 суток) незапланированные ремонты из-за поломок «электротехнического оборудования». В обычном режиме блоки работают без таких неплановых остановок, и их наличие может говорить о проблемах с оборудованием, которые не удалось устранить или предупредить во время плановых остановок на ремонт и перегрузку топлива. Блок НВАЭС-7 со вторым ВВЭР-1200 на станции тоже в конце года по этой причине (проблемы с «электротехническим оборудованием») отключали на несколько дней. В итоге НВАЭС в 2023 выработала меньше, чем было запланировано.

Нововоронежская АЭС-2 с двумя первыми в России блоками ВВЭР-1200, пущенными в 2016 и 2018 годах. Если вести сплошную нумерацию блоков станции, то это блоки №6 и №7 Нововоронежской АЭС. Фото: Росэнергоатом

Нововоронежская АЭС-2 с двумя первыми в России блоками ВВЭР-1200, пущенными в 2016 и 2018 годах. Если вести сплошную нумерацию блоков станции, то это блоки №6 и №7 Нововоронежской АЭС. Фото: Росэнергоатом

На Ленинградской АЭС основные проблемы были с 5-м блоком. Это первый ВВЭР-1200 на этой площадке и второй в стране после НВАЭС-6, пущенный в 2018-м. Главная проблема — блок дважды останавливался из-за поломки лопаток турбины, что в целом является довольно редким и очень неприятным явлением. Первый раз в конце лета поломку устраняли 2 месяца, на второй ремонт осенью ушло более 3 месяцев. Турбина, кстати, производства всё тех же «Силовых машин», что и всех 4 ВВЭР-1200 в стране. Кроме того, было еще 2 аварийных остановки на устранение мелких поломок, и это не считая остановки на плановый ремонт. В итоге этот блок в 2023 году простаивал более 6 (!) месяцев. На 6-м блоке, кроме планового ремонта и перегрузки топлива, тоже было 4 неплановых остановки на краткосрочный ремонт. Подводя итоги работы станции в 2023 году, ее директор предпочел вообще не озвучивать цифры по выработке…

Цилиндр низкого давления турбины блока №5 Ленинградской АЭС во время монтажа. Фото: Росэнергоатом

Цилиндр низкого давления турбины блока №5 Ленинградской АЭС во время монтажа. Фото: Росэнергоатом

На Белоярской АЭС с двумя реакторами на быстрых нейтронах тоже план выполнить не удалось. Загвоздка там была в том, что БН-600, который готовят к продлению эксплуатации, в течение года почти 5 месяцев находился в ремонте. БН-800 же, пущенный в 2015 году, в 2023 году отметил первый полноценный год работы на полной загрузке МОКС-топливом — смешанном уран-плутониевом топливе, изготовленном из ядерных материалов, извлеченных при переработке отработавшего топлива других реакторов. Сам этот процесс, важный для замыкания ядерного-топливного цикла и действительно уникальный для мировой атомной отрасли, стал для Росатома очередным поводом для гордости и рекламы.

Реактор БН-800 на блоке №4 Белоярской АЭС. Фото: Страна Росатом

Реактор БН-800 на блоке №4 Белоярской АЭС. Фото: Страна Росатом

Но любое техническое достижение имеет обратную сторону и последствия, которые обычно не попадают в центр внимания, но ложатся на плечи эксплуатирующего персонала. После второго планового ремонта и перегрузки топлива в октябре 2023-го блок работал на сниженной мощности, а через пару недель его пришлось ненадолго останавливать для «оптимизации эксплуатационных параметров», как обтекаемо было описано в пресс-релизе станции. А спустя месяц после пуска пришлось опять снизить мощность почти вдвое из-за «неисправности на тепломеханическом оборудовании». Белоярская АЭС — одна из самых небольших в России, однако и ее снижение выработки почти на 1 млрд кВт*ч из-за описанных выше проблем внесло свой вклад в общие показатели Росэнергоатома.

Три причины, почему это важно

Почему нам важно знать эти подробности о выработке российских АЭС и какие выводы может сделать для себя и зарубежный читатель, интересующийся экологическими вопросами российского атома и внешнеполитическим влиянием атомной госкорпорации во время войны в Украине? Можно выделить минимум три важных аспекта складывающейся ситуации.

1. К 2030 году Росатом будет больше сосредоточен на строительстве АЭС в России, чем за рубежом.

Для выполнения цели по увеличению доли выработки АЭС в России до 25% к 2045 году и замещению выбывающих мощностей Росатому нужно срочно начинать массированное строительство новых блоков. По нашим расчетам, опубликованным в докладе «Беллоны» об атомной отрасли России, если этого не делать, то к 2035 году суммарная мощность атомного парка России сократится на треть, а к 2045 году — почти вдвое от нынешнего уровня в 29,5 ГВт.

В настоящее время в России идет строительство лишь трех блоков — два ВВЭР-ТОИ по 1250 МВт на Курской АЭС-2 и реактор БРЕСТ мощностью 300 МВт в Северске. Однако уже получено разрешение на строительство еще двух ВВЭР-1200 на Ленинградской АЭС-2, а всего по действующей генсхеме Росатом планирует построить к 2035 году 10 крупных энергоблоков. В стадии строительства к 2030 году из них будет находиться 8 штук суммарной мощностью 9 ГВт.

За рубежом на начало 2024 года Росатом ведет строительство 19 атомных энергоблоков на 7 АЭС в 6 странах: по 4 в Турции, Египте, Китае, Индии, 2 в Бангладеш и 1 в Иране. К 2030 году почти все они должны быть достроены, кроме, может быть, 1–2.

Согласно текущим контрактам и обсуждаемым планам, вероятнее всего, к 2030 году в стадии строительства будут еще два блока в Венгрии на АЭС Пакш-2, два блока на АЭС в Узбекистане, возможно, будет начато строительство от 2 до 4 новых блоков в Индии.

Однако новых контрактов на строительство блоков за последние годы Росатом не подписал. Потенциально, если удача будет на стороне Росатома, то в ближайшие годы он может получить подряды на строительство второй АЭС в Турции, еще одной АЭС в Индии, возможно, выиграть тендер на два блока в Казахстане, получить еще несколько заказов в Китае, которые редко заранее широко анонсируются, а также довести до уровня контрактов намерения по строительству АЭС в странах Африки. Однако если новые проекты в ближайшие годы и появятся, то всё же маловероятно, что к 2030 году они дойдут до стадии начала строительства. Итого к 2030 году Росатом за рубежом будет вести строительство от 6 до 10 блоков крупных атомных блоков. Проекты SMR мы пока намеренно не рассматриваем в силу их меньшего масштаба.

Таким образом, согласно известным планам и проектам, объем строительства крупных атомных энергоблоков с участием Росатома в мире сократится с 22 на начало 2024 года до 14–18 к 2030 году, т. е. на 20–40%. При этом доля зарубежных проектов снизится почти вдвое, с примерно 90% сейчас (19 из 22) до примерно 55% (не более 10 из 18) в 2030-м. Таким образом, через 6 лет Росатом будет больше сосредоточен на строительстве АЭС внутри России, чем за границей, а общий объем строительства крупных блоков по его проектам может снизиться на треть. Удержать общий объем строительства к 2030 году может лишь внезапное начало в ближайшие годы новых проектов Росатома в Китае в объеме не менее 4 крупных блоков.

Если западные страны в рамках санкционного давления на Россию из-за развязанной войны в Украине планируют различными мерами сдерживать зарубежную экспансию Росатома в развивающихся странах, то в ближайшие годы им на помощь придут «естественные» причины, поскольку Росатом будет больше занят решением вопросов внутри России.

2. Росатом вынужден продлевать сроки эксплуатации тех старых блоков, которые ранее он продлевать не планировал.

Даже озвученных планов по масштабному строительству в ближайшие 10 лет Росатому, скорее всего, не хватит, чтобы компенсировать надвигающийся провал с выводом старых блоков. Поэтому в последние годы в Росатоме заговорили о продлении еще на 5 лет (до 50 лет работы) 7 действующих реакторов РБМК-1000 второго поколения и двух первых блоков Кольской АЭС до 65 лет. Еще пару лет назад такие планы никто публично не озвучивал. А в возможности продления двух блоков ВВЭР-440 на Кольской АЭС пока даже не уверен ее директор.

Такое продление работы блоков должно позволить Росэнергоатому избежать целой волны закрытия старых блоков в ближайшие годы и продержаться с устойчивым уровнем выработки до ввода новых мощностей после 2030 года.

Несмотря на то, что продление сроков эксплуатации блоков является распространенной мировой практикой, подобные решения должны тщательно прорабатываться и оцениваться для каждого блока индивидуально, и проводиться в условиях прозрачности принимаемых решений.

Закрытость процедуры может нести риски не только будущих аварий или отказов оборудования, но и риски перерасхода средств, а также опасений среди населения.

Кроме того, все эти реакторы расположены ближе всего к западным границам России и Европе. В частности, реакторы РБМК на Ленинградской, Курской и Смоленской АЭС находятся не далее 70 км от европейских границ. Все они относятся к реакторам чернобыльского типа. Все подобные реакторы за границей, в Литве и Украине, уже остановлены по политическим соображениям и из-за опасений, связанных с вопросами безопасности. Кольская же АЭС находится в 100 км от границы с Финляндией, является крупнейшей в мире АЭС за полярным кругом и одной из самых старых АЭС в России. Поэтому продление работы этих реакторов еще на 5 лет может увеличивать и без того существующие опасения у соседних стран как по поводу возможных последствий для себя, так и для Арктического региона в целом. При этом в условиях текущей конфронтации России с Западом полноценный международный диалог для снижения опасений в этих вопросах будет невозможен. Впрочем, в условиях войны беспокойство соседних западных стран по этому вопросу не будет иметь для российских властей ровно никакого значения.

3. Качество проектов Росатома на зарубежных рынках зависит от сотрудничества с зарубежными партнерами в части турбинного оборудования.

Третий важный аспект касается комплектации зарубежных проектов Росатома отечественным оборудованием. Как мы видим на примере проблем в 2023 году, многие из них были связаны именно с качеством оборудования на энергоблоках ВВЭР-1200, а именно в части турбинного оборудования производства АО «Силовые машины». На зарубежных проектах Росатом предлагает иностранным заказчикам свой основной экспортный проект энергоблока ВВЭР-1200 с опцией выбора поставщика оборудования машинного отделения.

Например, на 4 блока ВВЭР-1200 в Китае на Тяньваньской АЭС и АЭС Сюйдапу Росатом поставляет только оборудование ядерного острова. А машинные залы Китай комплектует оборудованием собственного производства. На большинство других проектов, в частности, на все 4 блока на АЭС Аккую в Турции, 4 блока АЭС Эль-Дабаа в Египте, на два планируемых блока АЭС Пакш-2 в Венгрии и на отмененный проект одноблочной АЭС Ханхикиви в Финляндии предполагались или предполагаются к установке французские турбины Arabelle компании Alstom Power Systems (принадлежит французской Alstom, а ранее, с 2016-го по 2022-й — General Electric). Оборудование турбоустановок от «Силовых машин» произведено в количестве 8 штук — для 4 ВВЭР-1200 в России, двух блоков Белорусской АЭС (где на них тоже были проблемы) и для двух строящихся блоков на АЭС Руппур в Бангладеш.

Таким образом, прямое участие западных промышленных компаний, в частности, французских, позволяет Росатому предлагать зарубежным заказчикам, у которых есть возможность выбора, более конкурентную продукцию или повышать шансы на победу в тендерах. Если Запад всерьез обеспокоен тем, как ограничить активность Росатома в третьих странах, то сокращение сотрудничества в поставках турбоустановок для новых проектов могло бы быть серьезным и значимым шагом.

Общие выводы

Снижение выработки российских АЭС является ожидаемым и закономерным этапом в развитии атомной энергетики страны, переживающей период старения определенной части своего атомного парка. Росатом в последние десятилетия занял лидирующую позицию по строительству АЭС за рубежом, но затянул фазу строительства замещающих мощностей внутри страны. В ближайшие 5 лет будет происходить постепенная переориентация активности Росатома с зарубежных проектов строительства АЭС на внутренние. При этом качество российского турбинного оборудования пока приводит к периодическим техническим проблемам и преимущественно используется на внутрироссийских проектах. Маловероятно, что ситуация быстро изменится в ближайшие годы, поэтому во многих случаях конкурентного отбора проектов успешность новых экспортных предложений Росатома по строительству АЭС будет зависеть от эффективной кооперации с зарубежными, в первую очередь западными, партнерами. А в перспективе, возможно, и китайскими.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.