СюжетыПолитика

«Идеалы и принципы радикального экстремизма»

В Башкортостане нарастает напряжение. Один из протестующих умер в полицейской машине, у другого — перелом позвонка

«Идеалы и принципы радикального экстремизма»

Фото: Contributor / Getty Images

26 января башкирский активист Тагир Вахитов сообщил о смерти Рифата Даутова, который исчез накануне. Его слова подтвердил адвокат осужденного Фаиля Алсынова Ильнур Суюндуков. В тот же день семья Даутова получила от местных властей приглашение в морг на опознание, однако ее туда не пустила полиция. Как рассказала журналистам сестра Даутова Залия, ни в каких митингах и протестах тот не участвовал и в это время встречался с девушкой. По словам Залии, ее брата задержали в деревне Новые Чебенки, куда он 25 января приехал к родственникам своей возлюбленной.

Но, как утверждает провластное издание «Мой Башкортостан», Даутов участвовал в протестах у здания суда в Баймаке, на что и обратили внимание силовики. Накануне против мужчины возбудили уголовное дело по статье 212 УК РФ (участие в массовых беспорядках), а когда его задержали, «он внезапно умер по дороге в Уфу», пишет «Мой Башкортостан». Как сообщил источник издания, причиной смерти могло быть «отравление суррогатным алкоголем». При этом сестра Рифата утверждает, что он не пил.

Вместе с новостями о смерти Даутова стали распространяться сведения и о других жертвах. В частности, семья участника протестов Дима Давлеткильдина сообщила о том, что его жестоко избили и вынудили дать показания. По словам родственников, сейчас Давлеткильдин находится в больнице. У него диагностирован перелом поперечного отростка позвоночника. По словам жены пострадавшего, 20 января он сам пошел в отделение МВД, куда его пригласили ранее, и не вернулся. Позже выяснилось, что полиция отправила его в Белорецк, поскольку, по словам его жены Юлии, в Баймаке не было «свободных мест». В тот же день полицейские провели дома у Дима обыск и сообщили родственникам, что его подозревают в участии в массовых беспорядках (ст. 212 УК РФ).

Люди у Баймакского районного суда, где судили Фаиля Алсынова. Фото: Однажды в Башкирии / Telegram

Люди у Баймакского районного суда, где судили Фаиля Алсынова. Фото: Однажды в Башкирии / Telegram

Триггером для арестов и задержаний в республике стали протесты местных жителей во время суда над националистом Фаилем Алсыновым, который известен как руководитель запрещенной властями организации «Башкорт» и защитник горы Куштау. В прошлом году его обвинили в «разжигании межнациональной розни» (ст. 282 УК РФ) из-за речи, которую он произнес на сельском сходе в Ишмурзино. Донос на активиста написал лично глава республики Радий Хабиров: ему показалось, что в своей речи, произнесенной на башкирском языке, Алсынов оскорбил представителей других этносов.

15 января Баймакский районный суд должен был вынести приговор Алсынову, но не смог сделать этого, поскольку у здания суда столпились тысячи недовольных граждан, которые потребовали освобождения Алсынова и отставки Хабирова. Оглашение приговора перенесли на 17 января.

17 января в Баймаке собралось еще больше людей, настаивающих на освобождении активиста. Но судья решил иначе: Алсынов получил четыре года колонии. После этого собравшиеся заблокировали здание суда и в течение всего дня не давали вывезти активиста. Дошло до столкновений с полицией и массовых задержаний. Как позже выяснили журналисты, чтобы подавить протесты, власти привлекли более тысячи силовиков, в том числе из других регионов. После событий в Баймаке Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье о массовых беспорядках. По мнению силовиков, и Даутов, и Давлеткильдин были участниками этих акций.

Но на этом протесты не закончились. 19 января около 2 тысяч человек собрались в центре Уфы у памятника Салавату Юлаеву. Пришедшие водили хороводы и гуляли по площади, убеждая полицию, что никакая это не «несогласованная акция», но силовики не поверили: десять человек были задержаны, в том числе активисты с флагами республики и плакатами в поддержку Алсынова. В ответ протестующие заблокировали полицейский автобус, не позволяя вывезти задержанных. Ближе к полудню акция закончилась, и ОМОН вытеснил последних демонстрантов с площади.

Власти республики ответили репрессиями. После событий в Баймаке и Уфе задерживать начали не только соратников Алсынова, но и рядовых участников протеста. Так, по данным «ОВД-Инфо», в суды поступило как минимум 122 административных протокола, составленных в отношении участников акций в Баймаке. Большинство из них связаны с «неповиновением полиции». Как сообщил активист Тагир Вахитов, силовики возбудили уже около трех десятков уголовных дел против участников акций. По данным издания «СобкорУфа», таких дел «более десяти», и все они заведены по статье 212 УК РФ (участие в массовых беспорядках).

Масла в огонь подлил «патриотический концерт» в поддержку главы республики Радия Хабирова. Как рассказали журналистам «Коммерсанта» в мэрии Уфы, двухчасовой митинг-концерт «Сильная республика — сильный Башкортостан» на площади Салавата Юлаева организовали некие «известные общественники и деятели культуры», а целью мероприятия было «поддержать Радия Хабирова, выступающего за единство республики и единый многонациональный народ региона».

Местные власти отчитались о том, что на «ответный митинг» пришли около 50 тысяч человек, но, как выяснили журналисты, люди явились не совсем добровольно. По данным Astra, для участия в митинге мобилизовали бюджетников со всей республики.

«У всех обязаловка идти на митинг в поддержку Хабирова. Устроил показуху, всех гонит. Уже надоел. Если честно, уже за*бал. Вот принуждают народ прийти. Нормально, нет? Вот я не хочу идти. Вынуждена, потому что на работе могут уволить. А у всех кредиты, у всех ипотеки. Вот так и живем», — рассказала одна из участниц журналистам.

А о том, что митинг с бюджетниками и артистами — фактически ответ на протесты оппозиции, объявил сам Хабиров, выступивший перед собравшимися:

«Есть люди, которые пытаются расколоть общество, расколоть нашу республику, опираясь на идеалы и принципы радикального экстремизма. Мы сегодня все вместе собрались для того, чтобы сказать, что мы никому не отдадим наш Башкортостан. <...> Я всегда говорил, что не буду терпеть ничего, связанного с экстремизмом. И сегодня говорю, что все те, кто нарушает закон и поднимает руку на наше многонациональное единство, будут наказаны по строгости закона».

Преследования и показные «песни-пляски» ситуацию только ухудшили, уверен Ильнур Суюндуков, адвокат Фаиля Алсынова, после ареста которого и начались протесты. 26 января в своем телеграм-канале он написал, что ситуация в республике за короткий срок стала «взрывоопасной», и обвинил в этом неназванных «эффективных управленцев». Правозащитник предложил как можно скорее создать совещательный орган по ситуации в республике, пока «не рвануло», а силовиков, подавлявших протесты, и вовсе отправить на войну.

«Виновные должны быть наказаны на длительные сроки лишения свободы, а подразделение, где служили эти "бравые ребята", должно уехать бить "укронацистов". Теми же самыми дубинками», — предложил Суюндуков.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.