КомментарийОбщество

«Человечество не вымрет, зомби-апокалипсиса не будет»

Биолог Ирина Якутенко рассказывает, стоит ли опасаться вспышек заболеваний корью, коклюшем и коронавирусом

«Человечество не вымрет, зомби-апокалипсиса не будет»

«Красная зона» для лечения пациентов с коронавирусной инфекцией в Москве, 28 октября 2021 года. Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ / Sipa USA / Vida Press

В 2023 году в России произошло несколько серьезных вспышек инфекционных заболеваний — коронавируса, кори и коклюша. Главный способ спасения от них — вакцинация, но в стране, по словам экспертов, нет достаточного количества вакцин. Также в части регионов страны продолжается эпидемия ВИЧ: ситуация не меняется много лет подряд.

«Новая-Европа» вместе с биологом Ириной Якутенко разбиралась в том, стоит ли опасаться вспышек заболеваний и как защитить себя во время них.

Коронавирус

В декабре 2023 года глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила, что в России впервые за последние три года начался одновременный подъем заболеваемости коронавирусом и гриппом. По ее подсчетам, количество обратившихся по поводу острых респираторных вирусных инфекций превысило 1 млн человек.

Также, по ее словам, в России выросло количество госпитализированных и тяжесть заболевания. Директор ФБУН ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Василий Акимкин уже в начале января заявил, что коронавирус, скорее всего, «перешел в разряд сезонных заболеваний». Он сказал, что «эпидемиологическая ситуация с COVID-19 не требует введения жестких ограничений», а спустя две недели Попова сообщила, что Россия «преодолела пик волны ковида».

Биолог Ирина Якутенко в разговоре с «Новой-Европа» отметила, что при оглядке на животную популяцию вспышки бактериальных или вирусных инфекций выглядят нормальным явлением.

«Люди все-таки ушли от других животных и придумали способы защищаться от самых неприятных заболеваний. Основной способ защиты, особенно от вирусов — вакцинация», — подчеркивает эксперт.


ВИЧ

В декабре 2023 года проект «Если быть точным» подсчитал, что минимум в 19 регионах Россия эпидемия ВИЧ вышла за пределы уязвимых групп и распространяется среди всего населения. Хуже всего дела обстоят в Кемеровской области, Челябинской, Иркутской и Томской областях, Алтайском, Красноярском и Пермском краях.

«На первом месте по пораженности — Кемеровская область (2039 человек с ВИЧ на 100 тысяч населения), следом — Иркутская (1978 человек на 100 тысяч). К самым пораженным регионам относится также Свердловская область (1910 на 100 тысяч). В среднем по России на 100 тысяч населения приходится 797 людей с ВИЧ», — говорится в исследовании.

Якутенко не видит ничего нового в том, что в России сложилась катастрофическая ситуация с ВИЧ. Пока во многих странах проблема решается, в РФ она все остается на том же уровне, подчеркнула она.

При этом в государствах, где ситуация взята под контроль, основной способ распространения заболевания — инъекционные наркотики и гомосексуальные контакты, а в России — гетеросексуальные контакты.

«Тяжелая ситуация с ВИЧ в России связана с повальным отсутствием сексуального просвещения и начальных знаний о том, как обезопасить себя в интимной жизни. Гетеросексуальные незащищенные контакты — крайне редкий способ передачи ВИЧ в странах, где люди имеют представление о базовой защите интимной жизни, то есть используют презерватив, когда занимаются сексом, особенно с незнакомыми партнерами», — говорит биолог.

Как отмечает Якутенко, российские власти пытаются бороться с распространением ВИЧ с помощью пропаганды верности. Но «трогательные плакаты с социальной рекламой», наоборот, приводят к взрывному росту заболевания, так как верность — «это хороший, но ненадежный продукт», считает биолог.

Увеличенное в 240 000 раз изображение вируса ВИЧ. Фото: STR / EPA

Увеличенное в 240 000 раз изображение вируса ВИЧ. Фото: STR / EPA

Хотя в борьбе с распространением ВИЧ крайне важно сексуальное просвещение, тенденция в России идет в обратную сторону — к отказу от каких-либо разговоров об интимном. Из-за этого вступающие в интимную жизнь подростки не имеют базовых представлений о защите и легко могут заразиться заболеваниями, передающихся половым путем.

Также ситуацию осложняет то, что в России нет последних поколений препаратов. Как выяснил ранее Forbes, основные причины недостатка нужных лекарств — недостаточный бюджет и отсутствие информации о реальном количестве инфицированных. В РФ, как отмечает биолог, есть антиретровирусная терапия (АРТ блокирует размножение вируса в организаме Прим.ред.), ее даже можно получать бесплатно по страховке, но это не новые препараты, у них есть побочные эффекты.

Другой источник распространения ВИЧ — инъекционные наркотики. По словам биолога, в этом случае важно бороться с причиной употребления таких веществ.

«Заместительная терапия в России запрещена, программы социализации людей с ВИЧ работают очень плохо. Группа риска — наркопотребители — у нас остается, от нее сохраняется [эпидемический] очаг, из него заболевание может распространяться дальше за счет случайных сексуальных связей с людьми, которые наркотики не употребляют», — говорит Якутенко.

Корь и коклюш

В ноябре 2023 года издание «Медвестник» подсчитало, что в России с января по сентябрь выявили 8073 случая кори. Это почти в 300 раз больше, чем годом ранее (заболеваемость выросла на 28 732%). Новое число зараженных — рекорд минимум с 2015 года.

Впрочем, в Роспотребнадзоре заявили, что эпидемиологическая ситуация по кори контролируемая, а всплеск заболеваемости — это очередной циклический подъем, традиционный для кори.

«В некоторых регионах РФ рост заболеваемости отмечается преимущественно за счёт непривитых граждан, в том числе прибывших из стран ближнего зарубежья. Групповые очаги заболевания в течение года наблюдались среди цыганского населения и религиозных общин, отказывающихся от прививок», — объяснили в ведомстве.

Одной из причин роста заболеваемости корью стали последствия пандемии COVID-19 — во время локдауна многие дети пропустили вакцинацию, заявил в интервью «Медвестнику» директор НИЦ по профилактике и лечению вирусных инфекций, глава герпес-центра МНОЦ МГУ Георгий Викулов.

«Еще одна причина — приток мигрантов. Усугубить ситуацию могло и массовое прибытие беженцев из Украины, где несколько лет наблюдалась вспышка кори», — пишет «Медвестник».

В Роспотребнадзоре отметили, что специалисты проводят «подчищающую иммунизацию» — вакцинацию непривитых и не болевших корью, а также привитых однократно детей и взрослых. Так врачи планируют укрепить коллективный иммунитет против кори.

Прививка от кори. Фото: Stringer / EPA-EFE

Прививка от кори. Фото: Stringer / EPA-EFE

Коклюш «вырос» за девять месяцев 2023 года на 1096% до 20 тысяч случаев, из них 17,4 тысячи случаев — дети до 14 лет. В январе 2024 года «Коммерсант» писал уже 27,8 тысячи случаев заболевания за 10 месяцев 2023 года.

«Рост заболеваемости коклюшем в России может быть связан с полной отменой в 2023 году профилактических и противоэпидемических мероприятий, введенных ранее для ограничения распространения COVID-19»,— заявили в Минздраве.

Как писал «Коммерсант», врачи также объясняют рост заболеваемости коклюшем в России неконтролируемыми миграционными потоками из стран ближнего зарубежья и «мощной пропагандой от антипрививочников».

Якутенко согласна с Минздравом в оценке причин роста заболеваемости.

«Вспышки кори и коклюша, которые мы наблюдали в 2023 году, связаны с тем, что у нас резко упал процент привитых как за счет того, что люди не хотят вакцинироваться, движение антивакцинаторов в России очень сильно, так и за счет притока мигрантов, которые не были вакцинированы. Эти люди приехали, у них нет иммунитета, и, соответственно, они являются базой для распространения вирусов», — считает она.

Также, по ее словам, высокий рост заболеваемости наблюдался отчасти из-за низкой базы. В 2020, 2021 и частично 2022 году действовали антикоронавирусные ограничения, из-за этого люди меньше общались, школы частично не работали, соответственно, распространение вирусов было меньше.

«Но даже если мы вычтем ковидные года и сравним 2023 с 2019 годом и более ранними годами, мы все равно увидим рост. То есть это не только эффект низкой базы, но и падение количества привитых людей», — говорит Якутенко.

Биолог подчеркивает, что следует опасаться подобных вспышек заболеваний.

«Корь и коклюш — вполне себе смертельные для малышей заболевания. Кроме смерти бывают всякие неприятные последствия. Против кори нет никаких специфических лекарств, это вирусная инфекция, и можно надеяться только на собственный иммунитет», — заявила собеседница «Новой-Европа».

Она отмечает, что у заболевших корью наблюдается общее ослабление иммунной системы, поэтому «лучше привиться и избежать заболевания». В то же время в России наблюдается дефицит вакцин. По словам Якутенко, из многих источников поступает информация, «что даже те люди, которые хотят привить своих детей, не могут этого сделать, потому что нет вакцин».

Также Якутенко подчеркивает, что корь и коклюш не являются заболеваниями с очень высокой смертностью, но остаются крайне опасными для малышей.

«Смогут ли корь и коклюш уничтожить человечество? Нет, не смогут. А умрет ли кто-нибудь, если они будут неконтролируемо распространяться. Да, безусловно», — заявила ученая.

Мы это точно знаем, по ее словам, потому что до появления вакцин, до середины 20 века, когда вакцинные кампании стали массовыми, довольно значительный процент детей умирал от различных вакинопредотвращаемых инфекций. Это были не только корь и коклюш, но и паротит, краснуха, оспа. У человечества есть довольно длинный список болезней, которые «существенное прореживали популяцию, в первую очередь детей», до того, как появились вакцины.

«Человечество не вымрет [из-за вспышек кори и коклюша], зомби-апокалипсиса не будет. Но некоторое количество детей, если мы перестанем прививаться, будет умирать регулярно», — подводит итог Якутенко.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.