СюжетыПолитика

«Страж процветания» наносит ответный удар

Зачем США и другие страны НАТО провели операцию против хуситов в Красном море

«Страж процветания» наносит ответный удар

Военный самолет взлетает с корабля ВМС США и Великобритании для совершения удара по Йемену, 12 января 2024 года. Фото: U.S. Central Command (CENTCOM) / Anadolu / Getty Images

В ночь на пятницу американские и британские боевые корабли и самолеты нанесли удары по военным объектам хуситов в Йемене: за полтора месяца эта группировка совершила 27 нападений на корабли в Красном море, на которое приходится 10-15% мировой торговли. «Новая-Европа» рассказывает, как прошла операция и достигли ли страны НАТО своих целей.

Ответный удар

Источники журналистов в администрации США рассказали, что в атаке на боевиков участвовали самолеты, корабли и подводная лодка. Кроме прочего вооружения применялись и крылатые ракеты Tomahawk.

Представители Военно-воздушных сил США сообщили, что удары были нанесены более чем по 60 целям на 16 объектах: по командным пунктам, складам оружия, производственным мощностям и радарам ПВО.

Источники среди самих хуситов, а также собеседники СМИ в США и Великобритании заявили, что ударам подверглись в первую очередь аэродромы, откуда, по данным разведки, террористы запускали ракеты и беспилотники.

Бомбовые и ракетные обстрелы велись по военной базе Кахлан в провинции Саада, авиабазе Аль-Дайлами к северу от столицы Йемена Саны, району аэропорта города Ходейда на Красном море, аэропорту города Таиз, другим объектам в провинции Таиз и аэродрому города Абс. В результате удара погибли пять бойцов-хуситов, еще шестеро ранены.

В пресс-релизе Королевских воздушных сил Великобритании сказано, что в

обстреле Йемена было задействовано четыре самолета Typhoon, долетевших до целей с дозаправкой в воздухе с базы на Кипре.

У них на борту находились бомбы Paveway IV со спутниковым и лазерным наведением. Налету подверглись аэродром возле Абса, откуда хуситы могли запускать крылатые ракеты и дроны, а также комплекс боевиков в Бани, откуда, вероятно, направлялись разведывательные и ударные беспилотники.

После завершения операции удары прокомментировали президент США Джо Байден и премьер-министр Великобритании Риши Сунак. По словам Байдена, удары стали ответом на атаки хуситов на торговые суда в Красном море. Также глава Соединенных Штатов заявил, что США с союзниками, если понадобится, без колебаний нанесут новые удары.

Военнослужащие Хути в Сане, Йемен, 11 января 2024 года. Фото: Yahya Arhab / EPA-EFE

Военнослужащие Хути в Сане, Йемен, 11 января 2024 года. Фото: Yahya Arhab / EPA-EFE

Урок на море

«В последние месяцы хуситское ополчение провело ряд опасных и дестабилизирующих ситуацию атак на торговое судоходство в Красном море, создав угрозу для британских и других иностранных судов, — сказал Риши Сунак. — Поэтому мы вместе с Соединенными Штатами при невоенной поддержке Нидерландов, Канады и Бахрейна предприняли ограниченные, необходимые и соразмерные действия в порядке самообороны».

Напомним, что 9 января хуситы запустили по кораблям союзников в Красном море более 20 крылатых и баллистических ракет, а также беспилотников. Все они были уничтожены американскими и британскими кораблями и самолетами. Это был 27-й с 19 ноября 2023 года удар хуситов по военным кораблям и торговым судам.

Риши Сунак сообщил, что флот Великобритании продолжит охранять торговые суда в Красное море в составе коалиции Operation Prosperity Guardian («Страж процветания»). Премьер-министр Великобритании призвал хуситов прекратить нападения.

В декабре 22 страны заявили о создании коалиции для защиты судоходства от хуситов в районе Красного моря. США послали в регион авианосную ударную группу во главе с авианосцем USS Dwight D. Eisenhower.

Великобритания направила на Ближний Восток несколько эсминцев. Предоставить по одному фрегату пообещали также Дания и Греция.

В совместном заявлении США и Британии, а также Австралии, Бахрейна, Канады, Дании, Германии, Нидерландов, Новой Зеландии и Южной Кореи утверждается, что удар по военным объектам в Йемене был нанесен в соответствии с неотъемлемым правом государств на индивидуальную и коллективную самооборону. Союзники отметили, что в ходе операции высокоточным оружием были атакованы те средства хуситов, при помощи которых они «угрожали мировой торговле и жизням иностранных моряков на одном из важнейших морских путей». Подписавшие заявление государства обязуются и в дальнейшем добиваться деэскалации и восстановления стабильности на Красном море.

«Все причастные заплатят за это, — написал в сети Х член военного руководства хуситов генерал-майор Джахаф Абдулсалам.

— Мы не прекратим атаки, пока вы не уйдете из региона, и мы не прекратим топтать вас, пока не увидим вас униженными. Йемен сейчас преподает Британии и Америке урок на море».

Позже Абдулсалам заявил, что хуситы нанесли ответные удары по кораблям США и Британии в Красном море. Союзники не подтверждают и не опровергают эту информацию.

Макеты беспилотников и ракет, сделанные хутистами, выставлены на площади в Сане, Йемен, 10 января 2024 года. Фото: Yahya Arhab / EPA-EFE

Макеты беспилотников и ракет, сделанные хутистами, выставлены на площади в Сане, Йемен, 10 января 2024 года. Фото: Yahya Arhab / EPA-EFE

Смысл жизни

«Реакция США и Британии на преступные действия хуситов значительно запоздала, — заявляет «Новой-Европа» израильский военный эксперт Давид Шарп. — Пока что мы не можем судить об эффективности нанесенного удара. Нет понимания, удалось ли уничтожить места производства и хранения ракет и беспилотников, используемых террористами. Но могу предположить, что результат не сможет сломить боевиков и даже не окажет на них сколько-нибудь серьезного эффекта. За время войны с Саудовской Аравией хуситы хорошо научились сопротивляться различным угрозам. Другой важный момент: нанесенный удар показал Ирану, что американцы всё же могут действовать решительно и применять силу. А раз этот шаг уже пройден, в дальнейшем подобные операции будут повторяться. Возможно и то, что называется «поднятием планки». Соединенные Штаты дают понять, что правила игры поменялись и безнаказанно устраивать налеты на мирные суда больше не получится».

«Важно понимать, что в ударе принимали непосредственное участие только Великобритания и США, — рассказывает «Новой-Европа» специалист по вопросам безопасности, бывший сотрудник спецслужб и полиции Израиля Сергей Мигдаль.

— Можно предположить, что не все союзники по коалиции поддерживают налет и считают бомбардировку правильным решением. Уверен, что хуситы продолжат атаки.

А возможность дальнейшей эскалации зависит от того, вмешается ли в ситуацию стоящий за хуситами Иран. Однако на данный момент иранцы проявляют осторожность. Они вывели из Красного моря в Персидский залив свое судно-матку для беспилотников и катеров. В случае обострения этот корабль просто потопят одним из первых. При этом у самих хуситов очень высокий «болевой порог». Закаленные многолетней гражданской войной, они слабо воспринимают практически любые потери. Для них воевать — это стиль, а нередко и смысл жизни».

Сергей Мигдаль предполагает, что возможность удара со стороны коалиции не была для хуситов секретом и боевики готовились к такому развитию событий. Они могли постараться максимально спрятать свои командные пункты, военную технику и боеприпасы, и нанесенный по ним удар, по мнению Сергея Мигдаля, не смог заставить террористов остановить атаки.

Наш собеседник напоминает, что хуситы в ноябре захватили и до сих пор удерживают в порту Ходейда японское грузовое судно Galaxy Leader. Экипаж находится в заложниках. Их могли бы освободить спецназовцы, высадившиеся с вертолета. Но подобной операции не проводится. А вчера, 11 января, стало известно, что Иран в Оманском заливе захватил танкер St Nikolas, который перевозил нефть из Ирака в Турцию. Сергей Мигдаль убежден, что хуситы и их иранские спонсоры наглеют, если не получают достойного возмездия.

Боевики, как уже было заявлено, могут ответить ракетными ударами и атаками беспилотников. У военных кораблей достаточно средств, чтобы отбивать все нападения хуситов. Но не стоит забывать, что террористы могут попытаться обстрелять и другие объекты в разных странах. К примеру, они уже много раз атаковали Израиль и даже выпустили по нему несколько баллистических ракет, которые смогла перехватить система ПВО «Хец-3».

Жители Саны (Йемен) смотрят телевизионное заявление военного представителя хути Яхьи Сареа после ракетной атаки йеменских хути, 10 января 2024 года. Фото: Yahya Arhab / EPA-EFE

Жители Саны (Йемен) смотрят телевизионное заявление военного представителя хути Яхьи Сареа после ракетной атаки йеменских хути, 10 января 2024 года. Фото: Yahya Arhab / EPA-EFE

Ударом на удар

По словам Сергея Мигдаля, хуситы могут также предпринять нападение на военные суда коалиции, находящиеся в водах Катара, Бахрейна или Кувейта. Наш собеседник вспоминает атаку хуситов на американский эсминец «Коул» 12 октября 2000 года, когда управлявший катером со взрывчаткой смертник сумел поразить стоявший в порту Адена военный корабль. Тогда погибло 18 и было ранено около 60 моряков.

«Хуситы умеют держать удар, и они, вероятно, будут отвечать, — предполагает Давид Шарп. — Боевики могут ударить по находящимся поблизости кораблям союзников, а возможно, и по военным базам США в Саудовской Аравии, Катаре или Объединенных Арабских Эмиратах. Иран, не желающий получить непосредственный ущерб для себя, при этом очень поддерживает любую агрессию, исходящую от своих союзников и прокси-структур. Всем известно, чьим оружием и по чьему научению действуют хуситы. При этом американцы тоже «держат Иран в уме». Ведь в отношении этого государства возможна не прямая военная атака, а, к примеру, введение дополнительных санкций».

«Для того чтобы решить проблему пиратства и обезопасить мореходство в Красном море, потребуются гораздо более серьезные шаги, чем воздушные удары, — говорит Сергей Мигдаль.

— Необходима последовательная и масштабная кампания. К примеру, полное уничтожение всех аэродромов и портов на подконтрольной хуситам территории,

а также объявление морской блокады северного Йемена. Необходимо ликвидировать все оставшиеся у боевиков самолеты и вертолеты. Там, где правят террористы, не должны садиться воздушные суда, а главное, приставать корабли. Ведь оружие хуситам поступает из Ирана морем. Но тогда мировое сообщество быстро начнет протестовать против вспыхнувшего голода. К слову, в северном Йемене проживают миллионы гражданских, которые и так находятся на грани выживания».

Окончательным решением проблемы хуситов стало бы восстановление на всей территории Йемена международно признанной власти. Сейчас официальное правительство находится во втором по величине городе Адене на южном побережье страны. Война между хуситами и коалицией арабских государств, пытавшихся восстановить законную власть, на данный момент прервалась хрупким перемирием.

«Надо понимать, что если южный Йемен контролирует официальное правительство, а север — хуситы, то в стране также присутствуют группировки — наследники «Аль-Каиды», формирования «Исламского государства» и разрозненные племена, занимающиеся бандитизмом, — утверждает Сергей Мигдаль. — Кто сможет навести в этой стране порядок, совершенно непонятно».

Воля и решительность

Для усиления воздействия на боевиков американским властям потребуется значительная воля, последовательность и решительность. Сергей Мигдаль предполагает, что нынешний президент накануне выборов не решится влезать в столь обширный конфликт на Ближнем Востоке. Ведь в случае вмешательства Ирана значительно пострадают интересы США в Персидском заливе. В рамках подготовки к расширению конфликта Соединенные Штаты вынуждены будут направить в регион другие авианосные группы и переместить на расположенные в этом районе военные базы свои стратегические бомбардировщики. Это необходимо для того, чтобы дать понять Ирану, что в случае попытки заступиться за хуситов он получит очень серьезный ответ.

«Проведение крупномасштабной наземной операции в Йемене я считаю практически невероятным, — замечает Давид Шарп. — Возможны точечные рейды с моря войск специальных операций и коммандос».

«Надо понимать, что в преддверии выборов участие в новом военном конфликте очень не с руки Джо Байдену, — говорит Сергей Мигдаль. — В такой ситуации я считаю вероятность проведения союзниками массированной наземной операции мизерной. Скорее всего, мы увидим продолжение ударов с моря и с воздуха. Но решить вопрос пиратства и терроризма при помощи подобных инструментов практически невозможно».

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.