СюжетыКультура

«Кровь и слезы»

Якутская студия Fntastic выпустила сверхожидаемую игру The Day Before и разорилась в день релиза. Почему это произошло?

«Кровь и слезы»

Скриншот из игры The Day Before от студии Fntastic

Рекламу игры The Day Before крутили на Таймс-сквер. Сотни тысяч людей добавляли экшен в свои списки желаемого в Steam. С момента анонса в 2021 году The Day Before обсуждали, ждали и едко высмеивали. А на пятый день после релиза сингапурская де-юре и российская де-факто студия-разработчик Fntastic закрылась. Игра уже снята с продажи, уволенные разработчики анонимно делятся историями о странных рабочих процессах и винят руководство. Разбираемся, что это было, и почему провал релиза — важное событие для российской игровой индустрии.

Откуда взялась студия Fntastic

Житель Якутска Эдуард Готовцев пробовал себя в игровой индустрии с 2012 года. Тогда он стал резидентом студенческого бизнес-инкубатора Северо-Восточного Федерального Университета, выиграл республиканский грант и собрал небольшую команду. Первым проектом безымянной студии стала Midnight Macabre: Mystery of the Elephant — простенькая игра для американского сайта Big Fish Games. Успеха не произошло, и на время Эдуард сосредоточился на других бизнес-проектах.

Эдуарда и его брата Айсена вдохновлял успех Алексея и Афанасия Ушницких — тоже уроженцев Сахи и основателей крайне успешного издателя мобильных (в основном) игр MyTona со штаб-квартирой в Новой Зеландии. Об этом Готовцев сам множество раз говорил в интервью. Страсть Эдуарда к разработке привела к тому, что в 2015 году он, уже вместе с младшим братом Айсеном, всё-таки вернулся в индустрию с новой студией.

Скриншот из игры Midnight Macabre: Mystery of the Elephant

Скриншот из игры Midnight Macabre: Mystery of the Elephant

В 2016 году молодая Fntastic (тогда ещё под именем 8 Points), состоявшая всего из десяти человек, вышла на краудфандинговую платформу Kickstarter с первой игрой — The Wild Eight. Это был кооперативный симулятор выживания в условиях дикой природы и экстремальных морозов. Учитывая, что разработчики и сами родом из одного из самых холодных мест планеты, идея зацепила аудиторию. На Kickstarter удалось собрать более 50 000 долларов на разработку, 12 000 долларов безвозмездно вложили те самые братья Ушницкие.

Выйти на платформу студии помогло молодое издательство с российскими корнями HypeTrain Digital. После успешной краудфандинговой кампании Fntastic получила от издателя инвестиции и полноценное продвижение, разработчики наконец-то смогли позволить себе полноценный офис и занялись разработкой в полную силу.

В феврале 2017 года игра вышла в раннем доступе и добилась хоть и не оглушительного, но успеха — в первые сутки было продано 12 000 копий, а разработка полностью окупилась за восемь часов. Но уже тогда произошла сомнительная история, на которую многие даже не обратили внимания: Fntastic вышла из разработки игры, все отношения с HypeTrain были разорваны: завершением The Wild Eight издатель занимался самостоятельно. В 2017 году геймдизайнер Fntastic Алексей Атаков говорил, что игру пришлось «продать» из-за действий недобросовестных партнёров внутри студии.

Скриншот из игры The Wild Eight

Скриншот из игры The Wild Eight

Сейчас в Steam разработчиком The Wild Eight значится студия Eight Points — это не ребрендинг Fntastic, как многие подумали из-за очевидного сходства со старым названием 8 Points, а попытка издателя увернуться от негативных отзывов, которые геймеры на волне скандала вокруг The Day Before начали оставлять под старыми релизами Fntastic.

В судьбе шутера DEAD DOZEN много похожего на ситуацию с The Day Before

В тот раз студия самостоятельно занималась и разработкой, и изданием пропитанного эстетикой СССР кооперативного шутера в духе Left 4 Dead. История у DEAD DOZEN стремительная: игру анонсировали в ноябре 2017 года, уже в марте 2018 выпустили в раннем доступе (хотя изначально планировали запустить в декабре-январе), а в июне того же года закрыли, так и не доделав. Разработчики красочно описывали игру и показывали красивые ролики. Внимание фанатов жанра авторы привлекли, но большого ажиотажа создать не удалось.

В итоге игроки DEAD DOZEN не оценили: состояние релиза фактически не отличалось от ранней альфа-версии или тестовой сборки. Контента в раннем доступе было минимум, сервера нормально не работали, графика и анимация совсем не соответствовали тому, что показывали в роликах и на скриншотах. Разработчики выпустили несколько патчей, а потом заявили, что у них нет средств на дальнейшую поддержку игры. В 2018 году DEAD DOZEN сняли с продажи в Steam. В 2022 году Эдуард Готовцев упоминал в Steam о планах перезапустить игру после завершения текущего проекта, но никаких подробностей за этим не последовало.

Скриншот из игры DEAD DOZEN

Скриншот из игры DEAD DOZEN

Единственным проектом Fntastic, не вызвавшим споров среди геймеров, стала вышедшая в июле 2018 года Radiant One — простое «интерактивное кино» о поиске себя, требовавшее на прохождение не больше часа и стоившее один доллар. Тема нашла отклик у аудитории, которая высоко оценила релиз. В продвижении Radiant One активно помогало российское подразделение Apple: она даже подписала Fntastic на разработку еще одной игры, но та так и не вышла. А в 2019 году началась разработка The Day Before.

В ноябре 2021 года вышла следующая игра студии — фантастический «симулятор пряток» Propnight. Он частично повторил историю предыдущих проектов студии — мало контента, однообразие, проблемы с сетевым кодом, баги и фактически брошенная на полпути разработка. Но в этот раз получилось не так грязно, как с DEAD DOZEN — даже оценки у игры были средние. Propnight выпустил издатель MyTona, взявшийся финансировать разработку и The Day Before, но детали соглашения до сих пор неизвестны.

The Day Before — что в этой игре особенного?

В этот раз Fntastic привлекли гораздо больше внимания. Студия замахнулись на ААА-уровень — её новая игра казалось удивительно «серьёзной» и дорогой, на уровне проектов от самых известных игровых компаний. Разработчики наобещали чересчур много.

В дебютном геймплейном трейлере The Day Before, вышедшем в январе 2021 года, разработчики показали впечатляющую картинку на популярном движке для разработки игр Unreal Engine 4. Игрокам представили доступный для исследования мегаполис, населённый зомби и конкурирующими за ресурсы людьми, потерявшими свой моральный облик. Перестрелки, выживание, возня со снаряжением, езда на транспортных средствах и атмосфера сурового постапокалипсиса — подозрительно масштабная смесь сериала «Ходячие мертвецы» и мегапопулярных ААА-игр The Division, DayZ и The Last of Us. Братья Готовцевы уверенно обещали «прорыв в жанре ММО-выживания», невероятный реализм, переизобретение надоевших в рамках жанра механик и релиз уже в июне 2022 года. А столь короткий срок между анонсом и релизом — нетипичная для игровой индустрии ситуация.

Скриншот из игры The Day Before от студии Fntastic

Скриншот из игры The Day Before от студии Fntastic

MMO — аббревиатура от Massively Multiplayer Online, жанр многопользовательских игр, чаще всего ролевых. В рамках ММО тысячи игроков одновременно находятся на огромных картах. Большинство ММО-игр подразумевают бесшовный открытый мир с минимумом загрузок, сложную прокачку персонажей и социальное взаимодействие между игроками, включающую общение и торговлю. Какие именно механики ММО хотели переизобрести разработчики The Day Before — неизвестно.

Разумеется, такой широкий замах от такой скромной студии заметили все — о The Day Before писали и российские СМИ, и ведущие профильные издания Запада. Впрочем, игроки уже тогда высказывали сомнения в «реальности» The Day Before, учитывая сложную историю студии и заявленные разработчиками амбиции.

До самого релиза игру сопровождали скандалы разного масштаба, накаляющие недоверие игроков. В мае 2022 года студия все-таки перенесла The Day Before на март 2023, объяснив это переездом на Unreal Engine пятой версии. В том же июле СМИ обратили внимание на информацию с официального сайта Fntastic, согласно которой, «над игрой работает команда оплачиваемых и неоплачиваемых волонтёров». Разработчикам пришлось пояснять, что такая идея лежит в основе студии, и даже фуллтайм-сотрудников они называют волонтёрами.

Но объяснения разработчиков не спасли их от критики, особенно в англоязычных профильных медиа — журналисты не оценили идею использования неоплачиваемого труда в каком-либо виде. В январе 2023-го страница игры и вовсе внезапно исчезла из Steam. Как позже выяснилось из разъяснений представителей Fntastic — из-за проблем (впоследствии решённых) с регистрацией названия, оно уже принадлежало разработчику приложения-календаря. А заодно игру опять перенесли — теперь на ноябрь.

Каждый раз The Day Before появлялась в инфополе из-за какого-нибудь скандала или сомнительных заявлений в интервью. Из-за этого в сети продолжало распространяться мнение, что игры не существует, а её разработка — обман. В геймерском сообществе она вообще стала мемом, олицетворяющим незавидное положение российской игровой индустрии в условиях санкций. В феврале 2023 года вышел новый геймплейный трейлер The Day Before и в нём игра смотрелась уже гораздо хуже, чем в дебютном ролике. Тогда к критике подключились даже другие разработчики — например, Алекс Ничипорчик, основатель издательства TinyBuild. Игроки же обратили внимание, что ролик местами покадрово копирует трейлер зомби-режима Call of Duty: Black Ops Cold War и один из трейлеров The Last of Us, заимствования нашли и в других промо-материалах игры. Разработчики эти обвинения комментировать не стали.

Скриншот из игры The Day Before от студии Fntastic

Скриншот из игры The Day Before от студии Fntastic

Но вся эта скандальность и оправдания (или наоборот — многозначительное молчание) основателей Fntastic лишь привлекали к игре еще больше внимания. Многие ждали релиз уже из чистого любопытства, будто финал сериала. В ноябре 2023 года The Day Before снова не вышла: релиз перенесли на 7 декабря. Также разработчики решили постепенно «раскатывать» игру: сначала выпустить ее в раннем доступе, а затем — как уже было с The Wild Eight и DEAD DOZEN — постепенно дорабатывать.

Седьмого декабря The Day Before действительно вышла

Игра моментально попала в топ самых популярных игр Steam, пиковый онлайн в день релиза составил 38 тысяч человек, за стримами на Twitch в тот же день наблюдали почти полмиллиона зрителей. Но уже через несколько часов онлайн и рейтинг The Day Before начал падать, и концу дня она стала одной из самых низкооценёных игр в Steam. Из 22 тысячи отзывов на момент публикации материала около 85% остаются отрицательными.

Оказалось, что игра всё-таки существует, но она совсем не похожа на то, что обещали разработчики. К примеру, у The Day Before незаметно поменялся жанр — вместо обещанной полноценной ММО разработчики выпустили сессионный экстракшен-шутер в духе Escape from Tarkov: то есть, никакого бесшовного открытого мира и комплексной прокачки, локальные вылазки на относительно небольшие карты в рамках заданий и не более сотни человек на сервере. Механик выживания почти не осталось. Из трейлеров в игру перекочевали только локации: они выглядели гораздо хуже, чем в роликах, и были собраны из готовых ассетов, которые можно купить в наборе за 350 долларов. Перечислять проблемы игры можно бесконечно: это и огромное количество ошибок, и почти полное отсутствие динамики на картах, и никудышная баллистика, и в целом критический недостаток контента. Вышедшая версия выглядела похожей на концепт для питча издательству и неприемлемой даже по размытым меркам раннего доступа.

Скриншот из игры The Day Before от студии Fntastic

Скриншот из игры The Day Before от студии Fntastic

Многие игроки оформили возврат средств и обвинили разработчиков в намеренном обмане. Геймеры также заметили, что авторы скрыли на канале некоторые старые ролики, которые могли вводить в заблуждение, и убрали связанные с ММО теги в Steam, что только увеличило количество обвинений в адрес разработчиков. Критики и блогеры в недоумении растоптали игру: от того же издания IGN она получила уникальный один балл из десяти.

11 декабря, всего лишь на пятый день после релиза основатели Fntastic объявили, что The Day Before стала финансовым провалом: денег на её завершение нет, студия закрывается, а вся выручка пойдет на погашение долгов.

Бывшие сотрудники Fntastic начали анонимно делиться деталями о странностях в разработке The Day Before

11 декабря игру сняли с продажи в Steam, разработчики закрыли сайт, сервер в Discord и YouTube-канал. Сооснователь Fntastic Эдуард Готовцев удалил личный аккаунт в соцсети X. Издатель MyTona извинился перед игроками и пообещал вернуть деньги всем желающим вне зависимости от обстоятельств (по правилам Steam возврат возможен, только если в игре проведено менее двух часов). По словам издателя, переговоры о будущем игры идут, но никакой конкретной информации пока нет.

«Мы вложили в неё весь наш ресурс, все возможные усилия, The Day Before была нашей первой большой игрой. Мы хотели выпускать новые патчи и развивать потенциал, но, к сожалению, для этого у нас нет средств. Важно отметить, что мы не брали денег с аудитории — не было ни предзаказов, ни краудфандинговой кампании. Мы работали пять лет в поте лица, вкладывая кровь и слёзы в этот проект» — из официального заявления Fntastic

Благодаря утечке с официального Discord-сервера The Day Before стало известно, что продажи игры составили 201 076 копий, а возврат оформили 91 694 игроков. Учитывая небольшую базовую стоимость в 40 долларов, региональные цены, комиссии, затраты на маркетинг (не забываем ту же рекламу на Таймс-сквер) и оплату серверных решений — деньги игра действительно принесла небольшие, предположительно, один-два миллиона долларов. Кроме того, все вырученные средства, вероятно, находятся в распоряжении издательства, так что люди, обвиняющие братьев Готовцевых в том, что они просто решили сбежать с миллионом-другим, явно поспешили с выводами.

Некоторые разработчики игры уже дали анонимные комментарии разным изданиям, среди которых Shazoo и DualShockers. Согласно им, новости о закрытии стали сюрпризом даже внутри самой студии — всех якобы уволили одним днём, хоть и с положенными выплатами отпускных и дополнительных окладов.

Скриншот из игры The Day Before от студии Fntastic

Скриншот из игры The Day Before от студии Fntastic

За прошедшую неделю на HeadHunter появилось более 50 резюме от бывших сотрудников Fntastic. Так же с их слов стало известно, что в студии была сильная текучка кадров, людей часто увольняли спустя три месяца за мелкие просчеты, а братья Готовцевы якобы не терпели никакой критики в свой адрес, вмешивались во все творческие процессы со своими «хотелками» и игнорировали идеи других сотрудников. Из-за этого многие элементы игры переделывались заново по несколько раз или просто отправлялись в мусорку. Разработчики не удивлялись первым отзывам: некоторые оставались ради опыта или из-за невозможности найти аналогичную работу в РФ. Но всё это — не официальная информация, а заявления анонимных сотрудников.

При этом сами разработчики и сами были озадачены, что The Day Before позиционировалась маркетинговым отделом как ММО. По словам анонимного сотрудника, игра с самого начала разрабатывалась такой, какой её увидел мир: смесью Rust, DayZ и Escape from Tarkov без серьёзных ролевых элементов и с расчётом на сотню человек на сервере единовременно. Одной из причин проблем The Day Before он назвал недостаток коммуникации между сотрудниками студии, руководством и маркетинговой командой.

В индустрии мнение о ситуации разделилось. Игроки непреклонны, тогда как другие разработчики, судя по закрытым чатам, сочувствуют Fntastic, хотя и отмечают, что её пример может негативно сказаться как на доверии игроков, так и на инвестициях в молодые амбициозные студии. Но даже «на официальном уровне» не все удержались от комментариев: так разработчики онлайн-игры DayZ, так же посвящённой зомби и постапокалипсису, иронично обшутили ситуацию вокруг The Day Before. Так же поступила компания 1C Game Studios — на её YouTube-канале вышел шуточный ролик, намекающий, что студия готова рассмотреть уволенных сотрудников Fntastic.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.