6-го декабря Госдума приняла поправки, согласно которым уроки труда станут обязательным предметом для школьников. «Когда речь идет о детях, то на уроках труда девочек надо готовить к взрослой жизни, учить варить борщ, потому что надо заботиться о муже. Что касается мальчиков — их надо учить держать молоток, либо обучать новым технологиям, потому что какой мужчина и без навыков к труду?» — заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин. Разбираемся, как уроки труда вообще появились в школах и как выглядят похожие дисциплины в других странах.
Нововведение советской власти
Уроки труда впервые появились в школах 1918-м году, сразу после установления советской власти. Декретом ВЦИК была создана единая трудовая школа — унифицированное учебное заведение, заменившее церковные и народные школы, гимназии, реальное и прочие училища. Это была обычная школа, в которой больше не преподавались древние языки и «закон божий»: вместо них ввели «политические» дисциплины.
Школа №11, г. Пенза / Фото: 7х7
Параллельно с этим ввели уроки труда: идея заключалась в том, что за 9 лет дети выучат и науки, и ремесло. Но уже в 1919-м году член комиссии по просвещению Надежда Крупская писала в своем «Трудовом воспитании и политехническом образовании»: «Учёба осталась старая, но наряду с ней детей заставляли мыть полы, мыть посуду, таскать дрова, разгружать вагоны, быть на побегушках. Школу сплошь и рядом превращали в какую-то мастерскую, где неумеющие учителя обучали детей строгать, лепить, кроить <…> Было бы ошибкой думать, что школа может научить производительному труду, она учит только тому труду, который помогает в школе изучать настоящий труд (клейка, столярничество, лепка, рисование, элементарное шитье и пр.). Настоящему труду научит только жизнь».
Школа №11, г. Пенза / Фото: 7х7
Уроки труда в середине 50-х
В 1937-м году уроки труда отменили в пользу изучения основ наук. Дисциплина была восстановлена в середине 50-х: в начальной школе она называлась «ручной труд», в старшей школе — «основы производства». В 1958 году было принято постановление о «расширении самообслуживания» в школах: дети начали мыть полы и туалеты. Благодаря этому начинанию, в 1966-м году показатель зараженности детей гельминтами в Белорусской ССР достиг 65%. Гендерное разделение на этих уроках было: девочки шили и готовили, мальчики пилили и строгали.
«Было время, мальчики учились обработке металлических предметов, зажимали их в тиски и обтачивали. Помню, для девочек проводили курсы кройки и шитья», — рассказывает Инга (имя изменено по просьбе собеседницы), учительница физики в одной из школ на Урале с 1967-го по 2000-й год.
Школа №11, г. Пенза / Фото: 7х7
Российская программа
Сейчас в программе российских школ обязательных уроков труда нет. Есть предмет «Технологии», содержание которого во многом зависит от школ и может включать в себя как классические элементы уроков труда вроде готовки и шитья, так и современные направления — например, информатику и робототехнику.
Тем временем, 30-го ноября стало известно, что в Татарстане на уроках труда школьники изготавливают «хвостики» для мин. Депутат Государственной думы Сергей Колунов — один из авторов поправки к законопроекту об ограничении использования телефонов в школах, который также делает уроки труда обязательными — определяет программу иначе: «Слесарное дело, столярное дело, кройка, шитье возвращаются в школы. Они привьют детям не только необходимые для взрослой жизни навыки, но и помогут создать престиж рабочим специальностям, в среднесрочной перспективе решив проблему дефицита кадров».
Школа №11, г. Пенза / Фото: 7х7
Что преподают в других странах?
В мае 2022-го года китайские власти тоже ввели обязательные уроки труда для школьников: их учат готовке и уборке, а также сельскохозяйственному и промышленному производству. Гендерного разделения в китайской программе нет.
Нет его и в предмете «Дизайн и технологии», который изучают британские школьники. В программу курса входит изучение электроники, механизмов и пневматики, обретение навыков готовки еды, обработки дерева и металлов, графического дизайна. В США иначе: «Нет унифицированного урока труда: кто-то занимается графическим дизайном, кто-то программирует, кто-то режет по дереву», — рассказывает студентка Ясмин из Калифорнии. Студент Линус из Германии говорит: «В наших школах уроки труда бывают как обязательными, так и необязательными — зависит от школы. У меня труд был обязательным с 3-го по 6-й классы: мы резали по дереву и готовили, никакой гендерной сегрегации не было. Мне нравилось! Готовить еду — полезный навык».
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».