СюжетыОбщество

Ватикан разрешил трансперсонам принимать крещение и быть свидетелями на венчании

Как католическая церковь меняется в современном мире

Ватикан разрешил трансперсонам принимать крещение и быть свидетелями на венчании

Фото: Ezra Acayan / Getty Images

ЛГБТ-католики получили новую порцию прав в церкви. Как говорится в опубликованном 8 ноября документе Конгрегации вероучения Святого престола, транссексуалы могут принимать крещение, а также становиться восприемниками (крестными) для других крещаемых либо свидетелями на церковном венчании. Практикующих гомосексуалов католическая церковь теперь также будет допускать к служению восприемниками при крещении.

Несмотря на реверансы либерального папы Франциска в сторону ЛГБТ-людей, католическая церковь сохраняла консервативную практику: гомосексуалы допускались к таинствам лишь после покаяния в том, что они практикуют внебрачный секс (а брак, по учению католической церкви, является устойчивым союзом одного мужчины с одной женщиной). Теперь она делает значительный шаг в сторону пересмотра этой практики.

Конгрегации вероучения в этом помог знаменитый католический «юридизм», который западная церковь позаимствовала из античного римского права. Этот подход, в частности, абсолютизирует принцип «Разрешено всё, что не запрещено». По такой логике внебрачный секс, конечно, является грехом, но его совершение само по себе не превращает католика в отступника или еретика. Поэтому если человек, даже живущий во грехе, становится восприемником крещаемого, то церковь «получает обоснованную надежду», что этот крещаемый будет воспитан в католической вере. Что же касается смены пола, то такая практика вообще прямо не отражена в Священном Писании и классическом каноническом праве, поэтому получается, что католическая церковь не имеет правовых оснований как-либо ограничить транссексуалов/трансгендеров, если только они не совершают каких-либо тяжелых грехов. Впрочем, одно ограничение для ЛГБТ-участников крещения или венчания документ всё-таки вводит: их участие в таинствах возможно «при условии отсутствия риска возникновения общественного скандала или дезориентации среди верующих».

То есть любые внешние признаки принадлежности этих людей к ЛГБТ-сообществу во время совершения таинств придется исключить.

В 2020 году в прокат вышел документальный фильм живущего в США российского режиссера Евгения Афинеевского «Франциск», который вызвал скандал из-за вошедших в него слов папы об однополых семьях. Слова эти в русском переводе звучали так: «Гомосексуалы имеют право на семью. Они дети Божьи и имеют право на семью. Никто не должен быть из-за этого несчастен… Мы должны принять закон о гражданском союзе. Таким образом они будут защищены законом. Я выступал за это».

Церковь Святой Марии и Иосифа с радужным флагом в Кельне, Германия, 14 мая 2021 года. Фото Ying Tang / NurPhoto / Getty Images

Церковь Святой Марии и Иосифа с радужным флагом в Кельне, Германия, 14 мая 2021 года. Фото Ying Tang / NurPhoto / Getty Images

Центром ЛГБТ-движения в католической церкви стала Германия, а вот епархии Латинской Америки, где Франциск (он же — Хорхе Марио Бергольо) служил до своего избрания на папский престол, наоборот, остались оплотом традиционалистской гомофобии. Когда инициативная группа немецких католиков начала особо активно добиваться благословения однополых пар, ватиканская Конгрегация вероучения деликатно, но твердо ответила: «Нет никаких оснований для того, чтобы уподоблять однополый союз замыслу Бога о браке и семье или проводить между ними аналогию». Процитированная выше фраза Франциска о «праве на семью» была истолкована официальным Ватиканом в том смысле, что понтифик говорит о праве на усыновление детей, но не о приравнивании однополого союза к законному христианскому браку.

Преодолевая косность средневековой схоластики и пытаясь вписать католическую церковь в новую реальность мира западной демократии и толерантности, Второй Ватиканский собор (1962–1965) провозгласил церковное «аджорнаменто» (соответствие духу времени, «осовременивание»). Поскольку для большинства западных обществ проблема равноправия ЛГБТ-людей является уже решенной, католическому богословию приходится приспосабливаться и под эту новую реальность. Альтернатива тут, в конечном счете, — самоизоляция католической церкви и перманентный конфликт с западным образом жизни, наподобие того, что проповедует нынешняя РПЦ.

Следуя принципу «аджорнаменто», Ватикан вынужден, хоть и со значительным опозданием, воспринимать азы квир-богословия, ставшие официальным учением большинства протестантских церквей Запада.

Основоположником такого богословия в англиканском мире считается каноник Деррик Шервин Бейли, служивший в Уэллсе. В 1955 году он издал книгу «Гомосексуальность и западная христианская традиция», в которой, в частности, подверг критике традиционный взгляд на историю Содома и Гоморры (будто бы Бог казнил их жителей за гомосексуальные практики), а отношения святого царя Давида и Ионафана трактовал как гомоэротические.

Спустя 20 лет католический священник из США Джон Джеймс Макнилл издал книгу «Церковь и гомосексуал», в которой предложил отказаться от традиции гомофобного толкования Библии и признать, что запреты Ветхого Завета имеют «духовный», метафорический характер. Если их понимать буквально в наше время, то придется, например, забить камнями до смерти всех инаковерующих или атеистов. Квир-богословие трактует «гомофобные» фрагменты Библии на основе принципа равенства сексуальных ориентаций: то есть практики, предосудительные для гетеросексуалов, не являются таковыми для гомо- или бисексуалов, и наоборот.

Первый открытый священник-гомосексуал, Уильям Рейган Джонсон, был рукоположен в Калифорнии в 1972 году в протестантской конгрегационалистской церкви. В том же году синод Лютеранской церкви Нидерландов признал право гомосексуалов на служение в священном сане, а с 1977 года такие рукоположения стала практиковать Епископальная церковь США. В 1990–2000-е гг. ЛГБТ-людей стали рукополагать евангелическо-лютеранские церкви Скандинавии и Германии, церковь Англии, а в 2015 году сдался последний бастион традиционализма в мире «высокого» протестантизма — церковь Шотландии.

Фото: Felix Hörhager / picture alliance / Getty Images

Фото: Felix Hörhager / picture alliance / Getty Images

РПЦ традиционно возмущается и протестует против такого поведения своих бывших партнеров по экуменическому диалогу, тем более что Россию теперь накрыли «духовные скрепы», а «пропаганда ЛГБТ» криминализована. Это сильно осложняет попытки немногих российских богословов спокойно и непредвзято, с учетом научных данных из биологии или психологии, разобраться в проблеме. Пока она полностью табуирована и стигматизирована в РФ.

В публичное поле вырываются лишь истерические крики, наподобие сегодняшнего «комментария» православного олигарха и владельца канала «Царьград» Константина Малофеева: «Франциск — не просто лоббист, а лидер ватиканской гомосексуальной мафии… Мужеложники Царства Божия не наследуют (а как быть с лесбиянками или транссексуалами?Прим. авт.)… У честных католиков остается всего один выход. Исход из этого Содома. Желательно в Православие». А патриарх Кирилл и вовсе объяснял начало «СВО» необходимостью предотвратить гей-парад в Донецке. Спасибо хоть ядерную бомбу на Ватикан пока не предлагают сбросить, раз Бог не торопится сбросить на него серу с неба, как в свое время на тот же Содом!

В прошлой жизни, около 20 лет назад, РПЦ демонстрировала значительно более сдержанный подход к проблеме множественности сексуальных ориентаций среди человеческой популяции. Этой теме посвящен раздел XII. 9 «Основ социального учения» РПЦ. Там содержатся призывы «относиться с пастырской ответственностью к людям, имеющим гомосексуальные наклонности», и «не отказывать никому в основных правах на жизнь, уважение личного достоинства и участие в общественных делах».

Документ допускает транссексуалов к таинствам РПЦ, но с учетом принадлежности «к тому полу, в котором они рождены», не допуская лишь их венчания или рукоположения.

Остается поражаться, что столь «либеральный» текст до сих пор размещен на официальном сайте РПЦ. Впрочем, давно уже не секрет, что среди высшего епископата этой церкви гомосексуальная ориентация является едва ли доминирующей, приобретая там довольно причудливые формы, действительно балансирующие на грани криминала (использование служебного положения, финансовой зависимости или алкоголя для принуждения молодых клириков или семинаристов ко вступлению к сексуальные отношения и т. п.). Множество российских священников РПЦ более низкого уровня осуждено в последние годы за педофилию, преимущественно гомосексуальную.

В житиях святых или аскетических сборниках, типа «Добротолюбия», признается наличие у отдельных людей, включая великих подвижников веры, гомосексуальной ориентации — классическая православная традиция, в отличие от ее современной репрессивной версии, не увлекается ханжеским отрицанием самого явления. Людям, которые несут такой крест, она рекомендует (впрочем, как и всем) «преобразовывать энергию эроса в благодатное состояние духовной любви и освобождения от страстей».

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.