СюжетыКультура

Ящеры должны умереть

Почему игра «Русы против ящеров» стала «национальным продуктом» здорового человека

Ящеры должны умереть

Кадр из игры «Русы против ящеров». Фото: Steam

27 сентября в Steam вышла игра «Русы против ящеров» (на английском — «Lizards must die»), основанная на популярном меме о войне «древних русов» с антропоморфными рептилиями. Игра сразу же завирусилась: спустя почти месяц после выхода у нее десятки обзоров на ютубе и более восьми тысяч отзывов в Steam — это ошеломительный результат для любого инди, в особенности для игры, сделанной буквально ради шутки. «Новая газета Европа» решила разобраться, в чём причины этой популярности, и вспомнить, какие еще «быстрые игры» по политическим и мемным сюжетам выходили в России.

Мем о противостоянии древних русов и ящеров стал популярен еще в марте. Тогда на ютуб-канале «Профессор Багиров» начали выходить короткие видео, озвученные ИИ, в которых грозный голос рассказывал о «подвигах древних русов в войне с ящерами». Русы освобождали Тыву от орд рептилоидов-захватчиков, просили помощи у Перуна и пили воду из Байкала — всё под фонк и динамичный монтаж. Видео как бы пародировали жанр фолк-хистори и псевдоисторические теории (вроде «Новой хронологии» Фоменко), были сопровождены картами военных операций русов и выкладками, напоминающими вырезки из Википедии. Позже «профессор Багиров» стал выпускать видеолекции на 2–3 минуты, в которых — тоже озвученным ИИ голосом — называл себя кандидатом исторических наук с четырьмя высшими образованиями и обещал «рассказать правду»: например, о том, что математика — это лженаука, насаждаемая ящерами; а также активно занимался народной этимологией (так мы, например, узнали, что слово «периметр» на самом деле означает «Перун мертв»).

Российскому интернет-сообществу такая альтернативная история понравилась. Настолько, что видеоролики о потомках гипербореев стали выходить не только на канале Багирова, а недавно вышедшей игре не понадобилось никакого пиара, чтобы на нее мгновенно обратили внимание как игроки, так и известные блогеры и игровые издания. Последнее неудивительно: кажется, сама история о русах и ящерах построена так, чтобы наиболее полно раскрыться именно в видеоигре. Ведь если раньше аудитория могла только с гордостью наблюдать за тем, как доблестные русы, даже при численном перевесе противника, сокрушают «безбожников», то теперь каждый может сам взять в руки секиру и отправиться защищать Байкальск.

От «Русов» как игры какой-либо цельности, завершенности ждать не стоит: это игра-шутка, игра-мем, сделанная скоро и грубо. Ни внешне, ни структурно она не тянет на законченную игру. Это простейший слешер с минимальным набором игровых механик.

Всё, что нужно делать игроку, — бегать по карте и уничтожать орды ящеров или инопланетных «иродов», иногда подбирать специальные способности или кружки с байкальской водой (так здесь называются аптечки).

И хотя в главном меню можно выбрать одного из трех игровых персонажей, у каждого из которых различается оружие и, как гласит описание, боевой стиль, на самом деле никаких тонкостей, которые нужно изучить, особенностей боевой системы или поведения противников здесь нет. Весь геймплей состоит в том, чтобы дойти из одной точки в другую, вовремя нажимая кнопку специальной способности или лечения, ну и почти без остановки — кнопку атаки. Проходится всё это в среднем меньше чем за час.

Кадр из игры «Русы против ящеров». Фото:  Steam

Кадр из игры «Русы против ящеров». Фото: Steam

И всё же «Русов» ждал невероятный успех. Конечно, всё дело в умелом использовании конкретного мема и мемной природе этой игры вообще. Подчеркнутая недоделанность, небрежность игры только идет ей на пользу. Русы несуразно шутят в сюжетных внутриигровых сценах, призывают Перуна или кричат уже всем известное «гойда». Озвучка от ИИ пропускает ударения, но звучит смешно, прямо как в тех самых видео. Наконец, всё время на фоне играет фонк, под который толпы ящеров уничтожать уже не так скучно. В общем, «Русы против ящеров» — это смешно и по-ребячески глупо, но именно поэтому вся задумка сработала как надо.

Какие еще игры-мемы были в России?

Жанр подобных «быстрых игр» в постсоветском геймдеве не особо обширный, но уже несколько лет известен сообществу: в 2018 году, например, вышла DOKA 2 KISHKI EDITION по мотивам популярного мема о некой якобы абсурдно жестокой игре под названием «Дока 2». В октябре 2018-го, на следующий день после стрельбы в керченском колледже, приглашенный эксперт Филипп Гросс-Днепров в эфире «Вести ФМ» рассказывал об очень странной игре «Дока Трейд» или «Дока 2» (видимо, имея в виду Dota 2). Игра, по его словам, была комично, гротескно жестока: геймплей состоял в том, что «ты убиваешь самыми изощренными способами людей» и «вытаскиваешь кишки в течение 10 минут». Гросс-Днепров утверждал, что именно этой игрой увлекался скулшутер. Но никакой «Доки 2» никогда не существовало.

Слова «эксперта» сразу же стали мемом. И через пару недель «Дока» действительно вышла: в ней было почти всё, о чём говорил гость «Вести ФМ». В игре можно было убивать толпы людей или зомби, играя человеком или самим зомби, стрелять в школе и так далее. На самом деле «Дока 2» была незамысловатым шутером, в котором нужно было монотонно расстреливать толпы плохо анимированных кукол-противников, без какой-либо задачи или продвижения в геймплее. В обычной ситуации игру бы никто не заметил, но как мем она нашла свою аудиторию. Более того, «Дока 2» стала высказыванием — в некотором смысле насмешкой над официальным нарративом, в рамках которого игры то и дело называли причинами массовых убийств и предлагали запретить.

Кадр из игры DOKA 2 KISHKI EDITION. Фото:  Steam

Кадр из игры DOKA 2 KISHKI EDITION. Фото: Steam

Еще один пример из актуального: в апреле этого года довольно популярным стал «Симулятор побега от военкомата». Игроку нужно было, собственно, сбежать от сотрудника военкомата и ни в коем случае не получить повестку. «Симулятор» делился на две главы: сначала это был квест, где игрок решал небольшие головоломки в своей квартире, чтобы найти из нее потайной выход, пока за парадной дверью человек в форме настойчиво уговаривал его открыть дверь (если игрок ее открывал, то сотрудник валил игрока на землю и игра заканчивалась). Вторая глава представляла собой отсылку на такой феномен интернет-фольклора, как Backrooms (Закулисье): сбежав из комнаты, игрок попадал в небольшой лабиринт, в котором должен был собрать военный билет по частям, пока за ним гнался военком. Здесь тоже работала «мемная» логика: игра была заполнена десятками популярных в СНГ мемов и отсылок на них. Сейчас симулятор недоступен в Steam (вряд ли это блокировка по политическим причинам, так как на площадке есть еще сотни игр с не менее ярко выраженной политической тематикой), но на ютубе до сих пор можно посмотреть прохождения.

Кадр из игры «Симулятор побега от военкомата». Фото:  Steam

Кадр из игры «Симулятор побега от военкомата». Фото: Steam

Из неполитических сюжетов — в феврале 2023 года вышла также DR LIVESEY ROM AND DEATH EDITION от того же разработчика, что выпустил «Доку 2». В 2022 году в англоязычном интернете стал популярным мем про доктора Ливси, персонажа советского мультфильма 1988 года «Остров сокровищ». В популярных видеороликах доктор Ливси, которого озвучил Евгений Паперный, говорил об опасности рома и вместе с двумя другими персонажами мультфильма гордо шел куда-то под фонк. Игра воспроизводит этот мем в своей интерпретации: доктор Ливси идет с товарищами по карте и расстреливает противников на своем пути. Геймплейно — примитивный тир: игроку нужно лишь контролировать персонажа и нажимать, когда нужно, на кнопку стрельбы. Кроме шутки, в «Докторе Ливси» нет совсем ничего: одна маленькая карта, которая составлена из спрайтов, вырезанных из оригинального мультфильма, никакой прогрессии, никакого геймплея, кроме передвижения и одной кнопки выстрела. Противники — едва передвигающиеся мишени. Но благодаря мемности и «Доктор Ливси» нашел свою, достаточно неплохую для инди аудиторию, — которую далеко не всегда могут найти игры, сделанные большими командами и с серьезными намерениями.

«Национализация игр» здорового человека

Складывается впечатление, что «Русы против ящеров» попали в один из основных трендов современного российского геймдева. В последнее время разрабатывается и выходит всё больше игр на темы российско-советской истории или культуры: в августе 21-го вышла «Черная книга», основанная на русском фольклоре и коми-пермяцкой мифологии, в феврале 23-го случился большой релиз Atomic Heart (хоть после 24 февраля студия и стала позиционировать себя как кипрская). Сейчас у всех на виду «Смута», на разработку которой ИРИ выделил немыслимые для российского геймдева полмиллиарда рублей (помимо других грантов, например, на игру про ЧВК). Вышли две небольшие игры от независимых разработчиков: Torn Away — о странствиях девочки, угнанной на принудительные работы, и «Кужлевка» — юмористическая и абсурдистская история из жизни одной деревни в глубинке.

Все эти игры по-разному осмысляют российскую историю, ориентированы на разную аудиторию и финансируются из разных источников. С одной стороны, с началом войны на разработку «патриотических» игр стало куда легче получить деньги. С другой — и для самих российских игроков, которые очень по-разному относятся к сегодняшним событиям, темы собственной истории и культуры стали ощущаться более остро (в том числе и в видеоиграх).

Кадр из игры «Русы против ящеров». Фото:  Steam

Кадр из игры «Русы против ящеров». Фото: Steam

Среди всех игр-мемов «Русы» — игра даже более «национальная», чем все названные выше «серьезные» игры. Она не спускает «патриотизм» сверху, а сама строится вокруг «народной» шутки — альтернативной истории, которую мы сами придумали о нас самих. В некотором смысле здесь можно увидеть способ выйти из конфликтной и сложной реальной истории в историю сказочную, и в ней — на этой безобидной, в общем, и понятной почве — реализовать свое «национальное чувство».

Ведь, по сути, весь этот мем и есть игра. «Профессор Багиров» делал вид, что он — историк, а мы — что ему верим; теперь мы можем делать вид, что сами и есть — древние русы, и сами пишем историю той выдуманной войны. Как в своем отзыве написал один из игроков: «Древние Русы сделали для самоидентификации Русских БОЛЬШЕ, чем современная Россия и вся ее система образования» (орфография источника сохраненаПрим. Ред.).

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.