СюжетыОбщество

Первый звон — не бесогон

«Шоу Вована и Лексуса» теперь на федеральном канале. Мы его посмотрели (на всякий случай)

Первый звон — не бесогон

«Шоу Вована и Лексуса». Фото: скрин видео

Ночью с 11 на 12 октября на Первом канале премьера: в сетку вещания федерального ТВ встало шоу под названием «Шоу Вована и Лексуса». Официальный пресс-релиз гласит: «Теперь в фокусе не отдельный звонок, а широкая тема, которая глубоко прорабатывается и иллюстрируется хитовыми пранками Вована и Лексуса. Обязательно в каждом выпуске — премьера новых, эксклюзивных звонков. Их герои сами расскажут то, что так сильно хотели скрыть». Поскольку новое телешоу явно претендует на слот «Вечернего Урганта», а пранк, наряду с ядерной ракетой, — это, можно сказать, традиционная ценность современного российского государства, «Новая-Европа» решила посмотреть первый выпуск, чтобы из первых рядов пронаблюдать рождение нового медийного супероружия.

В своем жанре Владимир Кузнецов (Вован) и Алексей Столяров (Лексус) продолжают и развивают творческое наследие Михаила Задорнова. Метод покойного юмориста заключался в том, что он рассказывал выдуманные истории про американцев или европейцев, в которых те пасовали перед «русским человеком», его смекалкой и чувством юмора, а потом добавлял: «Ну тупые». Зал, как и телезрители, смеялся и аплодировал (компенсируя, очевидно, свою зависть к образу жизни этих «тупых»).

Кузнецов и Столяров довели эту линию до логического завершения: они напрямую звонят западным политикам, представляясь кем-то, с кем те согласны говорить, и дальше задают якобы «провокационные» вопросы.

Политики обычно уклончиво и дипломатично на них отвечают, причем не раскрывая никаких тайн или секретов, а лишь иногда удивляясь абсурдности диалога; после этого диалог публикуется, и пранкеры заливаются смехом, мол, вот какие глупые американцы / немцы / англичане.

Еще несколько лет назад эти разговоры становились хоть какими-то, но новостями: публику могло удивить, что в личном разговоре политики выражаются более прямо, да и странным казалось, что секретариат работает из рук вон плохо, не проверяя контрагентов. Те времена прошли, и сегодня эти телефонные пранки не воспринимаются никак. Ну позвонили, ну поговорили, ну пожали плечами, ну разошлись.

«Шоу Вована и Лексуса». Фото: скрин видео

«Шоу Вована и Лексуса». Фото: скрин видео

Шоу, которое теперь закупает Первый канал, по идее должно являться «оформлением» таких звонков. Оно вовсе не новое — оно выходило на ютубе, пока их там не заблокировали, а последнее время на рутубе, где висит множество выпусков разной степени унылости. Но поскольку собственно содержание пранков уже давно не вызывает интереса, кажется, даже у самих пранкеров, их шоу переполнено самым стандартным и глупым телемылом из возможных. В этом смысле марьяж с Первым каналом — удивительно логичное решение.

Единственное изменение, которое внесено в шоу для телеверсии, — это добавление к паре Кузнецова-Столярова соведущей Евгении Черницкой. В остальном — всё так же, как и было, разве что еще более скучно.

Эльфийского вида «психодраматист», которая профайлит западных политиков. Фото: скрин видео

Эльфийского вида «психодраматист», которая профайлит западных политиков. Фото: скрин видео

В небольшой студии на трех черных диванах сидят (по двое) шестеро мужчин. Двое — ветераны кринж-патриотизма, Дмитрий Пучков (Гоблин) и Михаил Делягин (депутат, считающий себя экономистом). Еще двое — новобранцы росТВ, некий «политолог-американист» Малек Дудаков (выглядящий как герой паблика «подслушано в МГИМО») и записной «немецкий» журналист Томас Рёпер (специально обученный для создания более убедительных фейков).

Если уже от перечисления этих четверых вас не сковала смертная тоска, то поздравляю: вы более устойчивы, чем Кузнецов и Столяров. Те — сидящие на главном диване и как бы ведущие беседу, а на деле просто вбрасывающие случайные реплики, которые мог бы сгенерировать некий недоразвитый аналог чат-GPT, — едва способны скрыть собственное уныние. Они даже не обсуждают и не презентуют свои телефонные пранки гостям: они их вспоминают. «А вот помнишь, Лексус, был такой разговор с Бушем-младшим… Да, Вован, а помнишь, как мы позвонили Киссинджеру… А вот Столтенбергу мы представились, что это Порошенко, давайте посмотрим фрагмент…»

Какой-то драйв в программе появляется, только когда в бой снова идут старики. Похожий на высохшую мумию, но всё еще безумный Гоблин возбуждается при заявлении о наличии у Финляндии армии и мгновенно реагирует, что у Финляндии вообще ничего примерно нет, а население «как в Санкт-Петербурге»; даже и на его пламенный спич немилосердный редактор зачем-то наложил видеонарезку современной финской военной техники. Ну и раздавшийся сибарит Михаил Делягин, всё еще в ожидании краха доллара, глаголящий, что «в НАТО вступать модно!»; а когда показывают министра иностранных дел Швеции — действительно модного мужчину — мгновенно оценивающий: «Ой, какой красавчик!»

«Шоу Вована и Лексуса». Фото: скрин видео

«Шоу Вована и Лексуса». Фото: скрин видео

Единственный забавный момент — видеоразговор с Бушем-младшим, где Кузнецов и Столяров выдали себя за летчиков ВСУ и фанатов Буша, чем повеселили старика. Но даже там они не нашли ничего умнее, чем на русском зачитать ему монолог из «Брата-2» (о, господи!) и крикнуть «Слава России». Но настоящее разочарование в том, что и это — консервы. Этому разговору уже год с лишним, и крестной матерью его публикации была Мария Захарова.

Дальше в передаче появляется эльфийского вида «психодраматист» (вероятно, имеется в виду специалист по «психодраме», такой нишевый вид психотерапии), которая профайлит западных политиков по скорости речи, выражению лица и так далее (как в сериале «Обмани меня», но дешевле). Когда эфирное время занимает этот детский профайлинг, так и хочется попросить — верните, пожалуйста, Делягина, который тот же самый профайлинг в начале программы провел за три секунды: «Как определить, что западный политик лжет? У него губы шевелятся! Ха-ха-ха!»

В заключение выступает певица Мара, которая в 2012 году голосовала «за мэра-гея, за президента-женщину, религию для всех одну» и выбирала «тех, кто никогда не выберет войну». За кого она голосует, кого выбирает сегодня и кто выбирает ее в ответ, догадайтесь сами.

По итогу хочется сказать следующее. В российской журналистике, в связи с появлением этого «шоу» на Первом канале, возник острейший вопрос. Считать ли теперь Вована и Лексуса — журналистами? Ответ «Новым известиям» дала Галина Вороненкова, профессор журфака МГУ:

«…"Первый" стремится так поднять рейтинг и привлечь зрителей любой ценой. Да, может возникнуть вопрос о журналистской этике. Но не думаю, что их будут воспринимать как часть журналистики, ведь они блогеры, пранкеры. Насколько всё это сейчас правомерно?

Идет информационная война, западные СМИ распрощались с объективностью, почему бы и нам не начать действовать их методами?»

Когда профессор журфака отказывается делать вид, что в стране остались журналистские стандарты, это мило. Хотя бы честно. Но оцените, насколько пораженчески звучит тезис: ««Первый»… стремится так привлечь зрителей любой ценой». Удивительно другое: спустя полтора года войны планка «Первого» и его руководителя, столь любимого московской тусовкой, упала уже так низко, что он согласен покупать уже настолько бессмысленный контент: одновременно и не развлекательный, как Ургант, и не чисто политический (как классические ток-шоу в жанре «пять минут ненависти»).

Упадок и деградация российских госмедиа еще только ждут своих исследователей и живописцев. Это будет сага посильнее «Утреннего шоу».

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.