СюжетыПолитика

Сокол войны

Как Хакасия стала «всероссийской столицей демократии», где участвовавший в войне единоросс снял свою кандидатуру с выборов из-за низких рейтингов

Сокол войны

Валентин Коновалов, одержавший победу на выборах главы республики Хакасия. Фото: ВКонтакте

Как «Единая Россия» пытается вернуть власть в Республике Хакасия

Выборы в Хакасии оказались единственными конкурентными выборами в России 2023 года. Это подтверждают эксперты «Голоса», называя голосование в регионе «одной из самых конкурентных кампаний за последние два десятилетия». Как рассказали «Новой-Европа» политологи, «Единая Россия» такую конкуренцию не выдержала. Договориться партиям в регионе было невозможно: КПРФ не хочет терять влияние, а «Единой России» просто нечего предложить.

Коммунист Валентин Коновалов стал губернатором в 2018 году. Он победил в ходе «протестного» голосования, сместив единороса Виктора Зимина, который возглавлял регион девять лет. Коновалов не был согласованным кандидатом и сразу после избрания власти стали создавать проблемы для губернатора. Как рассказывает корреспонденту «Новой-Европа» источник, близкий к руководству КПРФ, для того, чтобы «мочить» Коновалова, власти скупили «телевидение, радио, все что могли» и даже запустили газету «Новая Хакасия» с критикой губернатора. Кроме этого, например, поясняет один из политологов, изучающий выборы в Сибири, пожелавший остаться анонимным, федеральный центр «не жаловал» губернатора-коммуниста деньгами на дополнительное развитие региона.

Кто с кем конкурирует

Самый удачный момент для «Единой России», чтобы снова забрать снова кресло губернатора — выборы. При этом «стопроцентной конкуренции» в регионе нет, считает один из собеседников «Новой-Европа», знакомый с ситуацией в республиканском отделении КПРФ. Конкуренция могла быть «чище»: дело в том, что в Республике самый большой муниципальный фильтр в стране. То есть, чтобы кандидаты могли зарегистрироваться, они должны собрать 10% подписей от муниципальных депутатов и глав районов.

— Поэтому «Единая Россия» «подарила» муниципальный фильтр Михаилу Молчанову [кандидату от «ЛДПР»] и Владимиру Грудинину [кандидату от «Коммунистов России»], — рассказывает собеседник «Новой-Европа», отмечая, что ЕР распорядилась отдать голоса партийцев в районах этим двум кандидатам. Собеседники «Новой-Европы» из КПРФ откровенно называют этих двух кандидатов «спойлерами», говоря, что единственная задача ЛДПР и «Коммунистов России» — оттянуть голоса с Коновалов в угоду основного кандидата от партии власти.

Таким кандидатом был Сергей Сокол — депутат Госдумы от «Единой России» и ветеран войны в Украине. Еще до выборов Сокола продвигали в СМИ, как первого депутата и кандидата в губернаторы, который воевал.

Сергей Сокол. Фото:  ВКонтакте

Сергей Сокол. Фото: ВКонтакте

В то время медиа писали, что участие в войне может дать Соколу дополнительные «политические очки». Так заявлял Евгений Минченко, глава PR-холдинга «Минченко колсатинг». Впоследствии Минченко принимал участие в агитационной кампании кандидата от ЕР и появлялся на мероприятиях единоросса, говорит «Новой-Европа» один из политтехнологов. Как рассказывает «Новой-Европа» этот же политтехнолог, Минченко пригласили к Соколу консультантом по «общим вопросам» и настроить ему соцсети:

— [Минченко позвали] как консультанта по общим вопросам. Он там соцсети пытался построить [Соколу]… но все проебали потому что у Коновалова были [соцсети], а у них [Сокола] ничего не было. Отстраивать с нуля соцсети за месяц полтора до выборов это бесполезное дело, — рассуждает собеседник «Новой Европа». Отдельно он отмечает, что

на кампании кандидата от ЕР был «бардак», а «крутых политтехнологов было больше, чем нужно».

В основном в избирательной кампании Сергея Сокола участвовали технологи «Ростеха», говорит другой собеседник среди хакасских политических консультантов «Новой-Европа». Помогали в участии в кампании из правительственного центра АНО «Диалог». Вся эта команда должна была помочь Соколу победить Коновалова на выборах и стать губернатором республики.

Поддержать независимую журналистикуexpand

«Поняли, что позориться не стоит»

Кампания «Единой России» шла ярко, с большими деньгами и множеством билбордов в республике, но провалилась: 2 сентября Сергей Сокол снялся с выборов по состоянию здоровья и таким образом предсказав результат выборов. Основная «ставка», которую сделали технологи ЕР для продвижения Сокола — связь кандидата с темой «СВО». Многие политологи говорили кремлевским СМИ, что участие в войне с Украиной может «дорогого стоить» и способно прибавить политических очков во время выборов, а избиратели, якобы, смотрят на «участие в защите Отечества настоящим образом». На самом деле продвижение Сокола с «военным» нарративом не сработало — об этом говорят сразу несколько источников «Новой-Европа» из числа политконсультантов в регионе. Она просто «оказалась неприятной для людей», анонимно рассказал политолог, исследующий выборы в регионах. Также считают и в КПРФ.

Связь Сокола с военной тематикой не сработала, поскольку республика — «довольно компактная» и любая смерть на войне в Украине «становится достоянием общественности».

Собеседники «Новой-Европа» из партии предполагают, что общее количество мобилизованных пропорционально «близко к ситуации в других регионах РФ». Так что «если кто-то погиб [в Украине], то это либо знакомый, либо родственник», — резюмирует этот же собеседник из КПРФ, объясняя непринятие темы войны в избирательной кампании. По его словам, другой веской причиной провала кампании стало, что «Единая Россия» не смогла составить конкуренцию КПРФ, которую действительно поддерживают.

Пост Сергея Сокола о снятии с выборов. Фото:  ВКонтакте

Пост Сергея Сокола о снятии с выборов. Фото: ВКонтакте

Один из политконсультантов и администраторов профильного телеграм-канала «Политтехнологи», в разговоре с «Новой-Европа» предположил, что в ЕР «поняли, что позориться не стоит» и потому сняли Сергея Сокола с выборов.

— Так что я лично думаю что так сложилось [со снятием Сокола], что здоровье подвело и поняли [в ЕР] что позориться не стоит. Если бы и был второй тур, то он [Сокол] все равно его проиграет — так как местный избирком решил встать на сторону действующего губернатора Коновалова, — рассуждает собеседник в разговоре с «Новой-Европа», — и если у федеральной власти было ранее желание решить вопрос «победы» [Сокола] с помощью избиркома («набросать голосов»), то региональный Избирком эти надежды федеральной власти обнулил, — резюмирует технолог.

Рейтинги Сокола в регионе были действительно не высокими. Один из источников «Новой-Европа», знакомый с опросами, которые проводили КПРФ, рассказал, что между кандидатами был разрыв «от 12 до 15%».

— Примерно 30% [за Сокола] на 43-45 [за Коновалова], при 35% неопределившихся. ЕР поняли, перед обострением болезни, что нужно готовиться к поражению, — рассуждает собеседник «Новой-Европа». Примерно такие же цифры поддержки кандидатов назвал и другой политтехнолог, отмечая, что Коновалов побеждал в первом и, потенциально, втором туре. Собеседник, близкий к руководству КПРФ, объясняет такой разрыв разными информационными каналами, которые влияли на избирателей:

— Пенсионеры за Сокола были — от 50 [лет] и старше. Это помог ГТРК: телевизор охватывает всю Хакасию. Читать газету — надо напрягаться, а из телевизора льется, что Коновалов — плохой.

Этот возраст [+50 лет] не идет в интернет и оказалось, что этот избиратель стал избирателем Сокола. А наш избиратель — остался молодым из-за альтернативных каналов, — резюмирует этот собеседник «Новой-Европа». При этом он говорит, что администрация президента не хотела «отдавать регион» коммунистам.

— ЕР пыталась играть в оппозицию, но да, они не умеют [быть оппозицией], — говорит собеседник «Новой-Европа», близкий к региональному КПРФ. При этом партия получила установку, чтобы «без фанатизма» участвовать по выборам в республиканский Верховный Совет — власти опасаются, что и законодательный орган региона будет «захвачен коммунистами».

Владимир Штыгашев. Фото:  ВКонтакте

Владимир Штыгашев. Фото: ВКонтакте

Конфликтный «варяг»

Другой причиной провала ЕР на выборах, собеседники называют конфликт Сокола со старыми элитами. Например, с Владимиром Штыгашевым, который возглавляет Верховный Совет Республики. Еще в июне Штыгашев, один из самых опытных политиков региона, возглавляющий Верховный Совет с 90-х годов, объявил о переходе в КПРФ. Сокол «пытался отодвинуть стариков и патриархов» хакаской политики от региональной власти, полагает собеседник «Новой-Европа» из КПРФ.

Кроме этого крупного конфликта, были и местные, связанные с внутрипартийными перестановками в ЕР. За Штыгашевым потянулись и другие партийные функционеры: о переходе в КПРФ объявлял мэр Сорска (крупный город в республике) и глава сельсовета. Политологи называли такой переход «технологической заготовкой» КПРФ под выборы, а в «Единой России» убеждали, что «сильные — с нами [«Единой Россией»]. Хотя другой источник «Новой-Европа» говорит, что Сокол «просто вел себя конфликтно», что и привело к исходу из «Единой России».

Еще одним аспектом неудачи ЕР на выборах стало происхождение Сокола. Как рассказывает другой собеседник «Новой-Европа», близкий к руководству республиканского КПРФ, политиков-варягов (ставленников из других регионов) — «недолюбливают»:

— Есть большая проблема — варяги, их [избиратели] недолюбливают. Вот когда Коновалов в 2019 году начал набирать варягов в правительство были небольшие волнения, — рассуждает источник. Другой собеседник, близкий к коммунистам, говорит, что

в непринятии «варяга»-Сокола виновата сама «Единая Россия». Якобы слово «варяг» запомнилось избирателю, как плохое.

Когда Коновалов приглашал в правительство, то один из аспектов критики губернатора-коммуниста были именно «варяги» в правительстве.

— А потом вдруг Сокол появляется — тоже варяг. Само слово «варяги» забывается, а в головах у людей остается, что варяги — это плохо, — резюмирует источник. Кампания КПРФ строилась вокруг лозунга «Местный. Честный.»

Как власти пытаются бороться с коммунистами в Хакасии

После того как Сергей Сокол решил сняться с выборов, в КПРФ рассматривали несколько возможных сценариев выборов. Первый — что выборы пройдут «как обычно» и кандидаты от ЛДПР и «Коммунистов России» не буду снимать свои кандидатуры. И второй — выборы переносятся из-за того, что «спойлеры» могли бы снять свои кандидатуры. Примерно так произошло при избрании Коновалова в 2018 году: во втором туре снялся Виктор Зимин, идущий от «Единой России», а за ним — все остальные кандидаты кроме Коновалова. В итоге во втором туре Коновалов остался один и чтобы возглавить республику, ему нужно было набрать больше 50% голосов. Судя по всему, власти решили не рисковать и не проводить второй тур, который мог бы принести Коновалову только больше рейтинга.

Первый и, вероятно, основной план для партии власти сейчас — это взять под контроль Верховный совет (ВС) республики. С уходом Владимира Штыгашева в КПРФ, «Единая Россия» может попытаться назначить председателем ВС своего человека. Таким человеком может стать Сергей Сокол: у него был опыт руководства региональным парламентом при губернаторе-коммунисте.

Сергей Левченко на церемонии вступления в должность губернатора Иркутской области. Иркутск, 2 октября 2015 года. Фото:  Wikimedia Commons , CC BY-SA 4.0

Сергей Левченко на церемонии вступления в должность губернатора Иркутской области. Иркутск, 2 октября 2015 года. Фото: Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0

Так, с 2018 по 2020 год Сокол возглавлял Законодательное собрание Иркутской области, где губернатором в тот момент был член КПРФ Сергей Левченко избранный в 2015 году. Эти выборы в Иркутской области стали первыми, где кандидат обошел представителя «Единой России» на конкурентных выборах. Сам Левченко ушел из руководства региона в 2019 году из-за давления федерального центра и череды скандалов. Одним из тех, кто оказывал давление на «красного губернатора», был Сергей Сокол. Поэтому, предполагают собеседники «Новой-Европа» в КПРФ Хакасии, власти могут снова попытаться поставить Сокола на руководство парламента при «красном» губернаторе, чтобы политически «убить Коновалова».

— Я не исключаю такой возможности, если абстрагироваться [от контекста]. Но [расстановка сил] выяснится через несколько дней: нужно посмотреть, сколько единоросов будет в совете [по результатам выборов].

Тут и единоросы более договороспособны и менее зависимы от руководства ЕР. На это влияет «местный патриотизм», —

говорит собеседник «Новой-Европа», близкий к руководству республиканского КПРФ. Он полагает, что назначить Сокола на руководство в парламент будет сложнее: сейчас у «Единой России» в Верховном совете нет большинства — от партии власти там находятся 20 депутатов. А у КПРФ — 15.

При этом результаты выборов «потянутся» за губернаторскими, объясняет другой собеседник «Новой-Европа» из КПРФ. Поэтому, чтобы ожидать следующих действий от «Единой России», нужно дождаться окончания выборов в Верховный совет, но КПРФ уже получила установку участвовать в выборах в Совет «без фанатизма».

— Вот у вас будет губернатор, поэтому на выборах в ВС «без фанатизма» работайте. Это установка партии: на уровне федерации, я думаю, учли эту просьбу, — говорит собеседник «Новой-Европа», близкий к КПРФ.

— Они [в «Единой России»] сами себя обманули и успокоили. Недооценили ситуацию, потеряв бдительность, — рассуждает региональный политолог на условиях анонимности в разговоре с «Новой-Европа». Он поясняет, что изначальный план Кремля был в том, чтобы «избить младенца»: весь срок Коновалова позиционировали как плохого управленца, «недуачника», который не имеет связей и не может договориться о финансировании региона, поясняет собеседник.

— Как считали технологи из администрации президента, Коновалов подошел к выборам со слабыми позициями. Ему дали, как считали, сильного соперника — Сергея Сокола, который до этого работал по восточной Сибири. Он должен был победить при поддержке высококлассных технологов из центра, — рассказывает политолог «Новой-Европа». Поэтому «договорняки» или серьезное противодействие на этапе регистрации «не рассматривалось изначально», полагает собеседник.

Остались только торги — о результатах выборов в Верховный совет Хакасии

По итогу голосования, «Единая Россия» смогла взять конституционное большинство в законодательном органе республики — Верховном совете. Так, единороссы смогли победить на одномандатных округах — там КПРФ взяла всего 2 места из 25 (в 2018 году КПРФ — 8 мест). Следовательно, при распределении мест в ВС, партия власти возьмет конституционное большинство (26 человек) — 34 депутата будут от ЕР с учетом списков. К концу предыдущего созыва ВС у ЕР было всего 20 мандатов, то есть единороссы получили еще 14 мандатов из-за победы в одномандатных округа.

КПРФ, тем не менее, получила 38,96% по партийным спискам — на 2% больше, чем ЕР с 36,52%. Источники из КПРФ назвали результат по партийным спискам хорошим.

Однако конституционное большинство останется за ЕР: это позволит «синим» забрать все платные (и основные, всего их 13) должности в команде губернатора Коновалова, поскольку именно Верховный совет согласовывает основные министерские позиции. Это в КПРФ считают возможность для торга — в партии надеются получить хотя бы одно место. Однако в целом в партии, конечно, считают, что ЕР будет «монолитной» в плане принятия решений (хотя бы первое время, оговаривается собеседник), и давлении на Коновалова.

Валентин Коновалов. Фото:  ВКонтакте

Валентин Коновалов. Фото: ВКонтакте

— И любое решение, которое они [в «Единой России»] захотят, они либо заблокируют, либо проведут, — резюмирует источник, близкий к руководству КПРФ в регионе. При этом один из Сибирских политологов, пожелавший остаться анонимным, также уверен, что давление на Коновалова будет только расти, а ЕР останется монолитной:

— Будут [единороссы] продолжать изводить Коновалова. Никаких причин для их раскола [в ЕР] нет, — рассуждает собеседник. При этом он отмечает, что Сокола могут вообще вывести из региона, поскольку он стал «заигранной фигурой» и отправить его в Совет Федерации, например. Об этом же варианте «Новой-Европа» говорит и один из политтехнологов, отмечая, что на Сокола «потратили много денег и он должен их как-то отбить».

— Если бы ЕР хотела отобрать региона — то уже отобрала бы, как сняли [Алексея Островского], «ЛДПР» в Смоленской области. Значит [в ЕР] видят, что население поддерживает [Коновалова] и не хотят повторения истории с Фургалом [снятие которого привело к многочисленным митингам в Хабаровске], — резюмирует технолог в разговоре с «Новой-Европа».

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.