65 лет назад, 3 сентября 1958 года, американский певец Поль Робсон посетил «Артек». «Когда закончился чудесный концерт артековцев, в котором приняли участие юные певцы и танцоры, на костровую площадку вышел Поль Робсон. Протянув руки навстречу детям, он запел. У подножья Медведь-горы разнеслись слова одной из самых любимых песен Робсона: «Широка страна моя родная». Эту песню подхватили все 1400 детей, заполнивших трибуны центральной площади», — так описывал события того дня специальный корреспондент «Крымской правды». Визит американского гостя, которого сопровождал министр культуры СССР Николай Михайлов, стал одним из символов дружбы народов, стремление к которой в те годы декларировала советская власть.
Прошло 65 лет, Россия аннексировала Крым, воюет с Украиной, а США объявлены геополитическим врагом. Детский центр «Артек», как и его директор Константин Федоренко, попал под американские санкции. «Новая-Европа» рассказывает историю легендарного лагеря, который прошел путь от всесоюзной детской здравницы до имиджевого инструмента в руках российских политиков, оправдывающих оккупацию заботой о детстве.
Рождение «Артека»
История лагеря «Артек» началась в 1924 году. Тогда председатель Центрального комитета Российского общества Красного Креста Зиновий Соловьев поручил доктору Федору Шишмареву, заведующему детским санаторием в крымском Ай-Даниле, открыть при санатории лагерь для больных туберкулезом.
Первую смену из 80 детей лагерь принял 16 июня 1925 года, их разместили в четырех брезентовых палатках. Отдельная палатка служила медицинским изолятором, а под тентом организовали столовую для первых артековцев. Появился и свой клуб-библиотека, где помимо книг хранились артефакты, собранные детьми, и инструменты для занятий трудом. Всего за первое лето существования «Артека» через него прошли 320 детей. В одну из смен лагерь посетила известная немецкая активистка Клара Цеткин, впоследствии написавшая: «Хотите ли вы видеть свободных счастливых детей? Посетите летний лагерь, устроенный Красным Крестом в «Артеке»».
Пионерская линейка в «Артеке», 1925 год. Фото: Wikimedia Commons
К 1928 году на территории «Артека» были построены домики, что позволило работать круглый год. Спустя два года был открыт второй лагерь: теперь в «Артеке» были «Нижний» и «Верхний» лагеря. Детей прибавилось: одна смена насчитывала около 200 человек, за год в лагере успевали отдохнуть две тысячи детей. Отметив пятилетний юбилей в 1930 году, «Артек» стал расширяться: лагерь посетил председатель Совета народных комиссаров Вячеслав Молотов, писатель Аркадий Гайдар, здесь открылись разнообразные кружки и образовательные секции, стали зарождаться свои традиции и праздники. В 1935 году пятнадцатилетним мальчиком в лагерь приехал будущий Герой Советского Союза и гордость крымско-татарского народа военный летчик Амет-Хан Султан. В 1937 году «Артек» принял детей из Испании, где в это время шла гражданская война.
Фото: Лагерь «Артек»
«Артек» в годы войны
Великая Отечественная война коснулась и артековцев: в июне 1941 года здесь, как обычно, отдыхали дети. После нападения Германии на СССР началась эвакуация: большую часть детей в сопровождении вожатых и работников вывезли домой, в родные области. Тех, кто приехал из самой западной части страны, где война была слишком близко, решили эвакуировать на Алтай, в поселок Белокуриха. Там эти дети будут находиться долгих три с половиной года. Процесс эвакуации занял 16 месяцев: только к 11 сентября 1942 года военная смена наконец доехала до конечного пункта назначения. В Белокурихе начал функционировать так называемый «Алтайский Артек», куда приезжали дети из сибирских поселений и городов.
6 ноября 1941 года территорию «Артека» в Крыму оккупировали немецко-румынские войска, они приспособили лагерь под свои нужды, разрушив часть построек. В апреле 1944 года советские солдаты освободили «Артек» и начали процесс разминирования территории. На восстановление лагеря силами инженерного батальона ушло чуть больше двух месяцев. Уже в июле 1944 года началась подготовка к приему детей, а 6 августа приехала отдыхать первая смена.
Послевоенный «Артек»
В 1945 году «Артек» отметил двадцатилетний юбилей, в честь которого получил орден Трудового Красного знамени. Посол США Аверелл Гарриман подарил лагерю чек на десять тысяч долларов для восстановления территории — на тот момент большие деньги. Ответным подарком американцам стал герб США, выполненный детьми из дорогих древесных пород. Спустя восемь лет стало известно, что в «подарок» была спрятана прослушка, о которой артековцы, смастерившие герб, явно не догадывались.
Первыми послевоенными зарубежными гостями «Артека» стали дети из Польши и Чехословакии, приехавшие в 1947 году. «Артек» посещали иностранные политики, активисты и артисты: будущая премьер-министр Индии Индира Ганди, президент Вьетнама Хо Ши Мин, американская правозащитница Анджела Дэвис, американский певец Поль Робсон и многие другие. Разумеется, случайных гостей в лагере не бывало: все они как минимум симпатизировали идеям социализма и коммунизма.
Поль Робсон в лагере Артек, 1947 год. Фото: Музей ЦСДФ
Даже трехчасовое выступление американского певца Поля Робсона 3 сентября 1958 года стало уроком коммунистической пропаганды. Артековка Галина Зражаева о той встрече вспоминает как об очень волнительном событии: «К предстоящей встрече мы готовились основательно. Целыми днями на многочисленных площадках шли репетиции. Нас облачили в специальную парадную форму. Меня то и дело инструктировали по поводу вручения артековской символики. Повязать пионерский галстук мне не представлялось делом особо сложным. Загвоздка, как я подозревала, будет со значком… Этого момента я боялась больше всего. Поль Робсон такой большой, настоящий темнокожий гигант. Я против него — малышка. И когда прикалывала значок, у меня дрожали руки».
Поддержать независимую журналистику
Тридцатилетний расцвет
В шестидесятые годы в «Артеке» проводились отдельные интернациональные смены и разнообразные мероприятия, соревнования и слеты, рождались новые традиции. Одна из самых известных таких традиций — «День мира». В этот день артековцы проводили фестивали, посвященные культурам разных народов. Кульминацией праздника становилось подписание декларации или обращения в какую-нибудь международную организацию, куда артековцам казалось важным написать в этот год. Кроме этого, дети отправляли сверстникам со всего мира послания в бутылках. Позднее традицию упразднили из экологических соображений.
Постепенно «Артек» стал центром притяжения для детей из разных стран, а также площадкой для дискуссий о сохранении мира.
В это время в отношениях между СССР и США наступила эпоха так называемой разрядки международной напряженности. В 1977 году прошел международный фестиваль «Пусть всегда будет солнце». Масштаб события был грандиозным: 103 страны-участницы, из которых прибыли делегации 158 детско-юношеских организаций.
В восьмидесятые годы «Артек» приобрел известность в США благодаря визиту юной американки Саманты Смит — девочки, написавшей письмо генсеку СССР Юрию Андропову с вопросом, не собирается ли тот начать войну. В 1985 году на территории лагеря открылась Аллея Саманты Смит в память о школьнице, которая разбилась в авиакатастрофе.
Фестиваль «Изменим мир к лучшему!», организатором которого вместе с «Артеком» выступил Всеукраинский благотворительный фонд Надежды и Добра Людмилы Кучмы. Фото: Лагерь «Артек»
«Артек» украинский
Девяностые годы стали новой вехой в истории «Артека»: после распада СССР лагерь стал украинским. В 1991 году «Артек» получил статус Международного детского центра, был заключен договор об обмене с американскими школами. В 1998 году ЮНЕСКО признал детский центр «Проектом XXI века».
В 2000 году «Артек» завоевал высшую награду в конкурсе педагогических методик на Токийском конгрессе ICF — диплом Эббота. Президент Украины Леонид Кучма в те годы активно вкладывался в имидж «Артека», появляясь в лагере при любой возможности и стимулируя финансирование центра спонсорами. В 2001 году в «Артеке» впервые провели Международный детский фестиваль «Изменим мир к лучшему!» под патронажем Всеукраинского благотворительного Фонда «Надежды и Добра» Людмилы Кучмы.
В октябре 2004 года 300 школьников, переживших трагедию в Беслане, приехали сюда по приглашению президента Украины на реабилитацию.
В середине 2000-х «Артек» переживал упадок. Украинские СМИ сообщали, что лагерь не получает должного финансирования, обслуживания и поддержки. Об этом же в журнале «Огонек» в 2008 году написал статью бывший артековец и писатель Дмитрий Быков, призвавший спасти лагерь: «Я горячо люблю независимую Украину — я там, в «Артеке», каждое лето бываю и никуда больше ездить не хочу. <…> Я категорически не понимаю, как можно сделать убыточным самый знаменитый в мире детский центр на лучшем участке Черноморского побережья». В 2009 году правительство выделило деньги на поддержку «Артека», лагерь частично оправился от долгов и выплатил зарплаты своим сотрудникам.
Владимир Путин в «Артеке», 2017 год. Фото: Wikimedia Commons, CC BY 4.0
Россия захватывает «Артек»
В 2014 году Россия аннексировала Крым. Уже в июне 2014 года российское правительство выделило «Артеку» 895 миллионов рублей. В сентябре финансирование «Артека» было увеличено еще на 313 миллионов рублей (всего на реконструкцию планировалось потратить 21 миллиард рублей). В России увидели возможность использовать имидж лагеря для легитимизации аннексии, получения признания со стороны других стран и завоевания симпатий на полуострове. Инвестиции в «Артек» такого масштаба делают свое дело: поток детей увеличился, появились новые рабочие места.
Правда, многие международные связи «Артека» после 2014 года оборвались: въезд на аннексированную территорию Крыма — нарушение международного права и законодательства Украины. В 2016 году киевский суд постановил арестовать имущество «Артека», а сам лагерь переехал под Киев.
Дмитрий Медведев в «Артеке», 2015 год. Фото: Wikimedia Commons, CC BY 4.0
Поэтому теперь крымский вариант «Артека» принимает в основном детей из России — 3000 человек в летнюю смену и более 1500 — в зимнюю. Всего в году 15 смен, каждая длится 21 день. Главное отличие «Артека» от других лагерей — принцип выдачи путевок, оплачиваемых регионом или организацией. Лагерь проводит конкурсный отбор для желающих попасть на смену путем ранжирования суммы достижений заявителей. На родителях лежит только оплата билетов до «Артека». Также есть возможность получить путевку в летний период за 115 000 рублей или в осенне-зимний период за 105 000 рублей. Но даже в этом случае ребенку предстоит пройти отбор среди других «платников».
Алина, посетившая «Артек» дважды, в 2017 и 2018 годах, вспоминает: учиться здесь было весело и интересно. «Здесь на уроках химии, от которой в родной школе я смогла отказаться, я просто смешивала всё, что было под рукой, — получалась какая-то жижа. Удовольствие я тогда получила колоссальное, потому что где еще я столько могла поразвлекаться с химикатами», — рассказывает девушка.
Стать вожатым в «Артеке» тоже непросто, если желающего не направили от какой-либо организации — например, от педагогического вуза. Человеку «с улицы» надо получить сертификат о прохождении специальных курсов,
и только после этого он сможет податься на должность вожатого, говорит Марина, которая проработала несколько смен в 2022 и 2023 годах. Работа, по ее словам, требует определенной подготовки: куча активностей с детьми, заполнение бумаг, планерки дважды в день. На сон остается в лучшем случае четыре-пять часов — и так 21 день.
Вместе с увеличившимся финансированием после аннексии в лагерь пришла политика. Утро в «Артеке» начинается с поднятия трех флагов — России, Крыма и «Артека» — и включения трех гимнов. В конце смены проходит большое общее мероприятие, на котором детям выдают по буклету белого, синего или красного цвета. Марина рассказывает: «В какой-то момент шоу либо поют песню, либо происходит другой интерактив, когда дети встают с трибун, двигаются и машут вот этими буклетами. Получается, 3000 детей образовывают собой живой триколор».
«К сожалению, сегодня «Артек» в Крыму превратился из центра отдыха детей в центр милитаризации детей и распространение с их участием российской пропаганды,
направленной на попытки легализации аннексии полуострова», — сообщило в 2020 году представительство президента Украины в Автономной республике Крым. А украинская правозащитница Ирина Седова в интервью изданию «Крым.Реалии» рассказала, что вместе с коллегами собирает свидетельства милитаризации и пропаганды в Крыму, в том числе в «Артеке». «Дети оздоравливаются и одновременно получают огромную дозу российской милитаризованной пропаганды. По нашему мнению, это подпадает под состав военного преступления, поскольку пропагандировать службу в армии государства-оккупанта на оккупированной территории запрещено — и уж тем более среди несовершеннолетних», — сообщила она.
Все национальные и патриотические российские праздники в лагере отмечают тематическими мероприятиями: рисунки в честь Дня России, танцы в честь Дня флага, песни в честь Дня Победы в Великой Отечественной войне.
ЮНАРМИЯ в «Артеке», 2023 год. Фото: Юнармия
Кроме стандартных смен в «Артеке» проходят особые военно-патриотические смены «ЮНАРМЕЕЦ», совместно с детско-юношеским движением «ЮНАРМИЯ», созданном при Министерстве обороны в 2016 году. О характере и содержании программы можно судить, например, из описания ближайшей смены, которая начнется 25 сентября. Так, в этом году участие в программе обещает детям «не только повысить свои знания в области истории возникновения и развития Вооруженных сил Российской Федерации, но и пройти «Курс молодого бойца», познакомиться с воинскими обязанностями и порядком прохождения службы в рядах Вооруженных сил России».
Подобные мероприятия организовывались в «Артеке» и до полномасштабного вторжения в Украину. Например, в ноябре 2021 года в лагере прошла «гражданско-патриотическая акция "Служить России суждено тебе и мне"». В «Артек» приехали военные чиновники, ветераны Афганистана и оркестр Черноморского флота, продемонстрировали детям, как работает военная техника, а некоторых одели в военную форму.
С началом полномасштабной войны патриотическая риторика усилилась. На общих мероприятиях директор лагеря Константин Федоренко говорит о поддержке России на фронте: «Мы поддерживаем наших военнослужащих, которые сегодня отстаивают наш суверенитет, нашу независимость, наш язык и нашу Родину». В «Артеке» каждую смену проводятся сборы гуманитарной помощи для «новых территорий». Каждую смену дети пишут письма «участникам СВО».
Константин Федоренко. Фото: Лагерь «Артек»
Заниматься поддержкой войны руками детей «Артек» начал сразу же, о чем директор лагеря говорит с гордостью: «Первая гуманитарная помощь из «Артека» жителям Донбасса была направлена 26 февраля 2022 года». Сюда периодически привозят детей из оккупированных территорий Украины: впервые дети из Запорожской области были отправлены в лагерь в июле прошлого года. Именно за это Великобритания, а позднее США ввели санкции против «Артека» и его руководителей. Кроме того, в лагерь продолжают приглашать иностранных школьников на международные смены, что в текущих условиях как минимум небезопасно. В мае этого года глава Комитета национальной безопасности и обороны Сейма Литвы Лауринас Кащюнас заметил, что дети в «Артеке», по сути, находятся в заложниках у российской власти и могут быть использованы Кремлем в качестве живого щита, о котором так любит говорить российская пропаганда, — только применительно к действиям Украины.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».