Прокуратура Бишкека подала иск о ликвидации одного из крупнейших независимых СМИ Кыргызстана «Клооп». Об этом сообщили в самом издании.
Фото: «Клооп»
Соответствующее заявление поступило в Октябрьский и Первомайский районные суды Бишкека, сообщает «Клооп». В документе говорится, что издание не значится в государственном реестре СМИ, что противоречит кыргызскому «Закону о СМИ».
В иске также говорится, что распространение информации не значится как уставная цель организации. При этом в документе цитируется устав организации, в котором в качестве одной из целей указано «предоставление молодежи и другим представителям гражданского общества информационной площадки для свободного выражения своего мнения по поводу социально-политических, экономических процессов».
Правоохранительные органы требуют ликвидировать «Клооп» в соответствии с п. 2 ст. 96 Гражданского Кодекса Кыргызстана — в нем говорится, что юридическое лицо можно ликвидировать, если оно осуществляет деятельность без лицензии или если деятельность противоречит уставным целям организации.
«Согласно документу, иск подан 22 августа, но мы узнали об этом сегодня. Наши юристы подадут возражение на этот иск, мы будем оспаривать предмет претензии, а она касательно того, что мы не зарегистрированы как СМИ. Наши юристы заявляют, что мы не обязаны регистрироваться как СМИ, чтобы публиковать какую-либо информацию. Если Генпрокуратура [прокуратура Бишкека] не отзовет иск, то мы будем судиться по поданному ею иску», — сказала главный редактор русскоязычной версии «Клооп» Анна Капушенко в интервью «Радио Азаттык».
Анна Капушенко. Фото: соцсети
Несмотря на то, что генпрокуратура требует ликвидировать издание из-за неверно указанных, по мнению правоохранительных органов, уставных целей, большая часть иска посвящена «негативному влиянию» публикаций «Клоопа» на Кыргызстан.
В документе говорится, что управление Госкомитета нацбезопасности Кыргызстана (ГУ ГКНБ) по Бишкеку установило, что материалы «Клооп» «направлены на резкую критику проводимой политики действующей власти».
Утверждается, что ГКНБ в 2021 году начал досудебное производство по делу о публичных призывах к захвату власти (п. 1 ч. 2 ст. 327 УК КР) против публикаций издания. В рамках него была проведена судебно-психологическая экспертиза некоторых материалов издания за разное время. В иске перечислены эти публикации.
В результате эксперты пришли к выводу, что материалы «содержат в себе скрытые манипуляции мнением общества, которому навязывают не соответствующие действительности негативные процессы и создают оппозицию любым начинаниям действующего правительства».
«По каждому заявленному прокуратурой обвинению будем разбираться, насколько обвинения обоснованы, как проводился анализ и так далее», — заявила Капушенко.
По ее словам, в случае, если суд примет сторону Генпрокуратуры и ликвидирует юридическое лицо «Клоопа», сайт издания не прекратит существовать.
«Мы работаем в онлайне и будем продолжать свою работу. Мы предусматриваем, что будет блокировка сайта. Мы давно к этому подготовились и у нас есть "зеркало", куда можно будет переходить по ссылке, чтобы читать наши материалы»,
— сказала Капушенко.
Главред отметила, что это беспрецедентное давление на свободу слова в Кыргызстане.
«Клооп» начал работать в 2007 году. Самые известные расследования издания — «Самарагейт» 2017 года, в котором рассказывалось о попытке властей повлиять на результаты президентских выборов в Кыргызстане, и серия совместных публикаций с OCCRP и «Радио Аззатык», в которых речь шла о теневых схемах в Таможенной службе.
Ранее в Кыргызстане приняли закон об информационной безопасности детей, запрещающий «пропаганду» ЛГБТ среди несовершеннолетних. В России аналогичный закон был принят в 2013 году. Считается, что он был одним из законов, с которых в России началась интернет-цензура.
Политолог Медет Тюлегенов в беседе с «Клооп» говорил, что в Кыргызстане идет процесс заимствования российских законов.