Американскую рок-группу The Killers освистали в Грузии после того, как на сцену из толпы пригласили русского барабанщика, хотя солист Брэндон Флауэрс настаивал, что все его фанаты — это братья и сестры. Скандал из местного стал международным: о нем написали, похоже, все ведущие мировые издания. В итоге грузины довольны: они еще раз доказали, что даже индустрия развлечений сегодня должна разбираться в политике.
Обсуждаем три знаковых концерта в Грузии.
По неизвестным причинам
«Этот парень — русский, вы же окей с русскими?» — выкрикнул со сцены Брэндон Флауэрс, солист одной из самых популярных у молодежи сегодня в мире группы The Killers. Концерт проходил на самой большой музыкальной площадке Грузии, Black Sea Arena, и группа демонстрировала свой обычный гастрольный трюк: вызывала из толпы зрителей барабанщика-любителя для исполнения песни For Reasons Unknown.
Музыкантов привезло в Грузию правительство. В оппозиции подозревают, что решение властей потратить за два года около 30 миллионов долларов на концерты звезд международной величины вызвано желанием понравиться молодежи перед предстоящими осенью 2024 года выборами.
Поколение 20-летних в Грузии, действительно, не особо благоволит властям: весной именно молодежь так активно протестовала против принятия закона об иноагентах, что «русский закон» пришлось отозвать.
Казалось бы, всё отлично: зал на 20 тысяч зрителей получил своих американских кумиров. Всё шло прекрасно, пока на сцену не вызвали русского парня. Флауэрс продолжал разглагольствовать о том, что границы не должны делить людей и все в этом зале — братья и сестры, но всё больше зрителей свистели и тянули большие пальцы вниз, а средние — вверх. Около 500 человек сразу ушли с концерта и стали выражать возмущение в соцсетях.
Многие подозревают, что импровизация, на самом деле, была постановкой, поскольку из множества желающих отличиться выбрали именно русского фаната группы.
В соцсетях даже активно обсуждали версию о том, что организаторы концерта — а это люди, близкие к правительству, — решили проверить, как грузинская молодежь отреагирует на то, что даже американские рокеры не против объединиться с русскими. Хотя бы в пределах одного концерта. Ну что ж, если такая задумка и была, то она явно потерпела крах.
«Я с ума сходила из-за The Killers. Все мои друзья выросли с мечтой услышать The Killers в лайве. Можете себе представить, в каком прекрасном настроении мы ждали это выступление.
Да, это был концерт, организованный правительством, ну и что? Это мы нанимаем правительство, мы платим им из своих налогов, и раз в 12 лет они сделали что-то нормальное, как такое можно было пропустить? … Но ни в какой параллельной реальности я не могла представить, что придется объяснять Брэндону, что Россия — оккупант.
Нет, мы не хотим русских в Грузии на сцене. Нет, мы не братья и сестры. Просто сердце разрывается, что вместо того чтобы подпевать песням любимой с детства группы, приходится говорить это: Stop Russia — безо всяких «но» и «если»!», — этот возмущенный пост Мариам Каркалая в фейсбуке — типичный для грузинских фанатов после концерта The Killers.
Американские рокеры отреагировали очень оперативно и попросили прощения, сославшись на недопонимание.
«Добрые люди Грузии, мы никогда не собирались никого оскорблять! У нас есть давняя традиция приглашать людей играть на барабанах, и со сцены казалось, что первоначальная реакция публики показала, что они согласны с тем, что сегодня вечером зрители выйдут на сцену вместе с нами. Мы понимаем, что комментарий, предназначенный для предположения, что все зрители и поклонники The Killers являются «братьями и сестрами», может быть неверно истолкован. Мы не хотели никого расстраивать и приносим свои извинения. Мы поддерживаем вас и надеемся скоро вернуться».
Но и после извинений возмущение грузин не утихало. Самый примирительный (и популярный) комментарий под постом группы выглядел так:
«The Killers please say or write «Russia is an Occupier» or «Putin Khuilo» and we will love you again!!!»
Гнев грузинской молодежи смягчился только после того, как о конфузе The Killers в Грузии рассказали десятки международных изданий. После такого резонанса можно было и расслабиться. В соцсетях стала популярной фотошутка: поп-звезда Бруно Марс изучает средневековую летопись «Житие Картли» («Картлис цховреба», или «Житие Картли», — сборник средневековых грузинских летописей XII века. — Прим. И. Б.), ведь ему в октябре предстоят гастроли в Тбилиси.
А вот россиянка Тина Канделаки всё восприняла серьезно и прочитала грузинской молодежи мораль с позиции авторитета в образовании. Как оказалось, она собирается заполучить студентов из Грузии в Москву на «перевоспитание»:
«Я бы удивилась такому поведению, если бы не знала о замечательных американских грантах, на которых воспитана определенная часть грузинской молодежи. Эти ребята готовы показывать средние пальцы при любом упоминании русских и русской культуры. В связи с этим у меня возникает вопрос: до каких пор мы будем этому потворствовать, не приглашая грузинских студентов учиться к нам? Поверьте мне, желающих предостаточно. Самое время дать им дорогу».
Надо сказать, что это заявление Канделаки в грузинских соцсетях даже особо не обсуждалось: она всё-таки не американская рок-звезда, а потенциальные, по ее мнению, студенты российских вузов из Грузии русский почти не знают. Привет российскому правительству, которое на 23 года ввело для грузин визовый режим.
Не братья
Миша Мшвилдадзе. Фото из соцсетей
Почему у грузин двойствоенное отношение к русским и чем американская рок-группа отличается от НАТО, «Новой-Европа» рассказал Миша Мшвилдадзе, популярный телеведущий:
— Есть поговорка: будьте как дома, но не забывайте, что вы в гостях. У нас не было иллюзий, что это правительство будет проводить правильную политику в отношении русских иммигрантов. А само общество в Грузии растерялось, мы не очень понимали: эти люди бегут от войны или от экономических проблем, разделяют политику своего правительства по поводу войны или критикуют. Мы не знали, надо их жалеть или ненавидеть. С одной стороны, они бегут от собственного правительства, с другой — они же не из Украины бегут, где настоящая война. В общем, трудно разобраться… Особенно если учесть, что мы постоянно опасаемся того, что правительство ведет нас в сторону России, и боремся с этим.
В итоге грузины могут относиться к русским по-разному, и все они будут правы, потому что это эмоции.
Есть вещи, которые однозначно вызывают негатив: например, в Кахетии был случай, когда кто-то вывесил российский флаг. Или когда в кафе громко включают русскую попсу. Когда русский круизный корабль приезжает в Батуми и туристы вспоминают СССР, или когда назначают прямые авиарейсы из России.
Ведь одно, когда убегают от призыва и едут через Ларс, как в прошлом году в сентябре. Когда люди сутками стояли в пробках, шли пешком через горы, покупали самокаты за тысячи долларов, лишь бы пересечь границу. В таких случаях включается эмпатия, и грузины даже организовывали какие-то пункты с водой, лекарствами, продуктами.
А когда назначают прямые рейсы, чтобы приехать в Грузию с комфортом, — это уже другое. Нам очень не понравилось, когда дочь министра иностранных дел Лаврова приехала в Грузию на свадьбу, совершенно не беспокоясь о том, какое это произведет впечатление. В итоге ей пришлось уехать, мероприятие отменили.
На концерте группы The Killers около 20% зрителей были русские. Я не могу сказать, специально пригласили этого парня на сцену или это вышло случайно. Скорее всего, ему просто повезло. Вообще, я считаю неправильным, что он решил исполнить свою мечту именно в Грузии, именно так получить свой шанс на славу. Он же понимал, что людей это будет раздражать. Кстати, никто так и не узнал, как его звали. К тому же всё было цивилизованно: несмотря на протест части зрителей, после концерта никто не пытался с ним разобраться или создать проблемы.
Всё это не вызвало бы такого гнева у зрителей, если бы солист The Killers Брэндон Флауэрс не стал говорить, что «грузины и русские — братья». Зачем он вообще это сказал, кто его просил?
Мы, конечно, часто слышим пустую болтовню от политиков, даже от НАТО слышим, и приходится это терпеть. Вот только The Killers не НАТО, их мы можем пристыдить. В итоге я считаю, что произошедший скандал и извинения группы — это самое лучшее, что могло произойти. Потому что случился страшный шум в международной прессе, и все узнали, как мы относимся к попыткам навязать нам братство с русскими.
Идеальный катарсис
Буквально через пару дней после скандала чуть дальше по побережью от Black Sea Arena, в Батуми, прошел концерт, на котором пели хором и плакали от переполнявших их чувств тысячи людей: и грузины, и русские, и украинцы. Это был «Океан Эльзы».
Лидер украинской группы Святослав Вакарчук обратился к зрителям, многие из которых принесли украинские флаги: «Я очень благодарен вам за поддержку Украины. Прошу всех в Батуми, во всей Грузии и во всем мире поддерживать Украину и дальше. Потому что нам всем нужна победа!»
Это была правда: людям на этом концерте не нужно было напоминать, что война в Украине идет уже полтора года и что нельзя «сдаваться без боя». И они точно знали, что именно надо кричать после того, как Вакарчук пел в память о погибших во время очередной бомбежки украинских городов.
И еще по поводу знания особенностей страны: «Океан Эльзы» на концерте 19 августа посвятил одну из песен национальному герою Грузии — лейтенанту Георгию Анцухелидзе, убитому в плену во время российско-грузинской войны 2008 года. Тогда ему было 24 года, а сейчас должно было исполниться 39.
Любить Рахманинова
В последний день лета в Грузии, в Кахетии, начинается самый престижный в регионе фестиваль классической музыки. Весь день 2 сентября на фестивале посвящен Сергею Рахманинову. В историческом имении князей Чавчавадзе в Цинандали пройдет марафон — целых пять концертов за день. Одним из исполнителей станет 21-летний российский пианист Александр Малофеев. Марафон посвящен не только юбилею Рахманинова, но и памяти выдающегося грузинского пианиста Лексо Торадзе.
Давид Сакварелидзе. Фото из соцсетей
Как фестиваль отбирает исполнителей и почему Рахманинов — это важно, «Новой-Европа» рассказал генеральный директор фестиваля Цинандали Давид Сакварелидзе:
— Почему день Рахманинова? Потому что в этом году во всем мире отмечается 150-летие со дня его рождения. Музыканты, конечно же, не воспринимают Рахманинова в политической призме, для них он прежде всего гениальный композитор, и не исполнять его просто грех.
Александр Малофеев уже во второй раз приезжает в Цинандали. Он очень хотел принять участие в марафоне, потому что в детстве игра Лексо Торадзе произвела на него огромное впечатление. И это очень трогательно, как можно было отказать?
Александр Малофеев. Фото из соцсетей
Играть на марафоне Рахманинова у нас будут и грузины, и музыканты из разных стран мира, и этот интересный глубокий молодой российский пианист. Малофеева вообще сейчас почти всё время приглашают за границу, недавно он сыграл концерт на престижном фестивале в Вербье.
Я уверен, что Малофеев про Грузию всё знает и понимает. Мы в Грузии против войны, мы за Украину, и всем известно, что у нашего фестиваля такая позиция, мы это не скрываем.
Я считаю, что если музыкант здесь выступает, то он должен уважать независимость Грузии. Моя страна оккупирована, и гость должен это осознавать, не имеет значение, откуда исполнитель — из России, Болгарии, Вьетнама или это американская рок-группа The Killers.
Оксана Лынив. Фото из соцсетей
В прошлом году наш фестиваль открывала украинская дирижер Оксана Лынив, она сейчас возглавляет Болонскую оперу. Также к нам приезжал известный дирижер Василий Петренко, который руководит Британским Королевским филармоническим оркестром. Он из Петербурга, но после начала войны в Украине объявил, что больше не будет работать в своей стране, и назвал вторжение России в Украину «одним из величайших моральных провалов нашего века».
Русский музыкант — вообще, довольно относительное понятие. Часто у нас на фестивале выступают музыканты, которые в свое время уехали из России или из СССР.
Например, в этом году фестиваль откроет Фима Брофман, выходец из Ташкента, один из самых талантливых пианистов-виртуозов наших дней, давно живет в Нью-Йорке. Из Израиля приедет пианист Борис Гильтбург, уроженец Москвы. Будет бельгийский скрипач Марк Бушков из семьи потомственных московских музыкантов.
При этом есть такие российские музыканты и певцы, которых мы к себе не приглашаем. Несмотря на то что они большие звезды, мы увидели, что после начала войны в Украине они не стали сопротивляться, не проявили моральную стойкость. Я не буду сейчас называть имена, но поверьте, я раньше не раз привозил в Грузию российских звезд первой величины. Наш фестиваль может позволить себе их пригласить, но мы не делаем этого именно потому, что они поддерживают войну.
Знаете, в прошлом веке в Германии были хорошие музыканты, которые поддерживали нацистов. Иногда любители классики слушают записи концертов, признают их мастерство, но как людей не уважают.
Но в сегодняшней России есть и такие люди, которые встали на сторону правды. И с ними я дружу.
Молодежный панкавказский оркестр. Фото из соцсетей
В фестивальном молодежном панкавказском оркестре много музыкантов из Украины, Армении, Азербайджана, Казахстана и Турции. Фестиваль им всё оплачивает — приезд, пребывание, мастер-классы.
Когда пять лет назад мы организовывали фестиваль, то рассчитывали, что в оркестре будут и российские музыканты. Но сейчас там только один виолончелист с российскими паспортом, он живет и работает в Германии.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».