СюжетыОбщество

ВОЗ отсюда!

Депутаты предлагают выйти из Всемирной организации здравоохранения, потому что та поддерживает Украину и трансгендерных людей. России от выхода будет только хуже

ВОЗ отсюда!

Глава ВОЗ Тедрос Гебреисус. Фото: EPA-EFE/MARTIAL TREZZINI

В августе ВОЗ предупредила о быстром распространении нового штамма коронавируса Эрис, который был впервые обнаружен еще в феврале и с тех пор зарегистрирован в 51 государстве. В России, по официальным данным, с апреля по август было выявлено всего 17 случаев заражения.

На фоне появления нового штамма к ВОЗ снова возникают те вопросы, которые поднимались в начале пандемии коронавируса: насколько эффективно организация мониторит ситуацию и насколько рациональные меры предлагает? После того как пандемия унесла миллионы жизней, критиков у ВОЗ стало много — и среди политиков, и среди представителей медицинского сообщества.

В России же вообще поднялась дискуссия о возможности выхода из ВОЗ, ее инициатором стал депутат Госдумы от «Единой России» Пётр Толстой. Его, правда, волнуют другие вопросы: то, что ВОЗ поддерживает Украину и не считает болезнью транссексуальность.

На фоне этих новостей рассказываем, чем именно занимается ВОЗ и что дает России (и другим странам) членство в организации.

История появления международных медицинских организаций уходит корнями глубоко в XIX век: еще в 1851 году в Париже прошла I Международная санитарная конференция, в которой, кстати, участвовала и Российская империя. В 1907 году было создано Международное бюро общественной гигиены, которое стало своеобразным «прадедушкой» ВОЗ и занималось борьбой с особенно опасными заболеваниями того времени — холерой, чумой и желтой лихорадкой.

В 1923 году была создана Организация здравоохранения Лиги Наций — непосредственный предшественник ВОЗ. Членом этой организации был и Советский Союз, правда, недолго, с 1934 по 1939 год, пока не напал на Финляндию. После этого страну исключили из Лиги Наций и ОЗЛН соответственно.

Всемирная организация здравоохранения была основана в 1948 году, чтобы бороться с разными эпидемиями: в первую очередь с туберкулезом, венерическими заболеваниями и в особенности с малярией. Болезнь тогда бушевала в Китае: тот ежегодно отчитывался о 30 млн случаев заражения и 300 тысячах смертей. В послевоенном СССР также отмечался рост заражений.

Неудивительно, что одним из инициаторов создания организации был как раз Китай, Советский Союз также принимал участие в этом процессе и одним из первых ратифицировал устав новой организации в 1948 году. Но уже в 1949-м, в разгар холодной войны, СССР покинул организацию из-за разногласий: советскую власть не устраивали большие траты на содержание ВОЗ. В период с ноября 1949-го по август 1950-го из организации вышли Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия — примерно по тем же причинам, что и СССР. Однако, скорее всего, настоящей причиной была всё же идеология: в первую очередь финансирование ВОЗ фондом Рокфеллера и, соответственно, предполагаемое лоббирование интересов США. Советский Союз вернулся в ВОЗ уже при Хрущёве.

Победа над черной оспой и иммунизация детей 

ВОЗ заявляет, что ее «цель заключается в том, чтобы создать лучшее и более здоровое будущее для людей во всем мире». Организации за время своего существования действительно удалось добиться больших успехов в сфере здоровья. Пожалуй, самый заметный из них — полная ликвидация черной оспы в 1979 году.

Программу искоренения черной оспы предложил СССР в 1958 году на сессии ВОЗ, а через девять лет организация приняла решение о массовой вакцинации.

С 1967-го по 1978-й СССР предоставил 1,5 млрд доз вакцины от смертельного заболевания, унесшего за весь XX век более 300 млн жизней и на тот момент зверствовавшего в Африке. ВОЗ, невзирая на идущую холодную войну, смогла успешно скоординировать силы мирового сообщества, собрав 298 млн долларов для решения проблемы: правда, из них 200 млн выделили страны Африки и всего лишь 98 млн — остальной мир.

Еще одна важная и по-настоящему масштабная инициатива ВОЗ — расширенная программа иммунизации детей. В 1974 году XXVII Всемирная ассамблея ВОЗ приняла резолюцию о старте всеобщей иммунизации. Организация подсчитала, что без прививок в год в среднем погибало бы около 5 млн детей: более половины — от кори, а 1,2 и 0,8 млн — от столбняка новорожденных и коклюша соответственно. Программа обновлялась три раза, и в третьей ее итерации ставятся следующие цели: к 2025 году защитить каждого жителя планеты от 20–30 наиболее опасных инфекций, а также «ликвидировать корь, краснуху, эпидемический паротит, дифтерию, гемофильную инфекцию». По мнению ВОЗ, после достижения этих целей от вакцинации против этих заболеваний можно будет отказаться. Без этой инициативы ВОЗ трудно было бы представить современную детскую медицину: вакцинация стала неотъемлемой частью жизни, с которой, впрочем, активно борются антипрививочники.

Три бывших директора Глобальной программы ликвидации оспы прочитали новость о том, что оспа была ликвидирована во всем мире, 1980 год. Фото: The Centers for Disease Control and Prevention's Public Health Image Library

Три бывших директора Глобальной программы ликвидации оспы прочитали новость о том, что оспа была ликвидирована во всем мире, 1980 год. Фото: The Centers for Disease Control and Prevention's Public Health Image Library

ВОЗ в эпоху ковида 

Репутацию ВОЗ поставила под удар пандемия коронавируса, которая унесла жизни миллионов человек: многие задавались вопросом, насколько эффективно действовала ВОЗ и могло ли жертв быть меньше. В 2020 году экс-президент США Дональд Трамп обвинил ВОЗ в сокрытии фактов и в ошибках, из-за которых началась пандемия, приостановил выплату членских взносов и заявил, что страна покинет организацию. По данным исследовательского центра Пью, весной 2020 года 51% американцев считал, что ВОЗ плохо справилась с пандемией. Еще ниже рейтинг ВОЗ был в Южной Корее и Японии — странах, которые одними из первых пострадали от стремительно распространяющегося вируса: там только 19% и 24% населения поддерживали действия организации.

Оглядываясь назад, действительно можно увидеть, что было сделано не так: например, ВОЗ слишком поздно рекомендовала закрыть границы и приостановить сообщение между странами. Изначально организация предлагала тестировать людей на вирус, а не ограничивать их право на передвижение.

Неоднозначной казалась реакция гендиректора ВОЗ Тедроса Гебреисуса на действия Китая по предотвращению распространения эпидемии: в начале пандемии он заявил, что страна «установила новые стандарты реагирования на вспышки заболеваний» и хвалил их за «прозрачность». Это было странно: в апреле 2020 года в Китае с его почти полуторамиллиардным населением, по сообщениям властей, заразилось чуть более 80 тысяч человек, а умерли чуть более 3 тысяч. Сейчас, согласно официальному сайту ВОЗ, в стране суммарно насчитывается почти 100 млн подтвержденных случаев.

Дональд Трамп тогда не упустил шанса раскритиковать Китай, а заодно и ВОЗ. «ВОЗ действительно всё испортила. По какой-то причине она финансируется в основном Соединенными Штатами, но очень ориентирована на Китай.

Мы внимательно рассмотрим это. К счастью, я с самого начала отверг их совет держать наши границы открытыми для Китая. Почему они дали нам такую ошибочную рекомендацию?» — вопрошал экс-президент. А 7 июля 2020 года он заявил о выходе США из ВОЗ. В этом решении многие увидели элементы шантажа и свойственной Трампу необдуманности.

Вот как оценил главный редактор медицинского журнала The Lancet Ричард Хортон в разговоре с BBC позицию экс-президента: «Это преступление против человечества. Каждый ученый, каждый работник сферы здравоохранения, каждый гражданин должен восстать против этого ужасного решения. ВОЗ — единственная международная организация, занимающаяся глобальной координацией усилий в сфере здравоохранения. И прекратить ее финансирование сейчас, в момент, когда солидарность нужна нам больше, чем когда бы то ни было, — это преступление». В итоге выхода США из ВОЗ не произошло: Трамп проиграл выборы, а новый американский президент Джо Байден решил сохранить членство в организации.

В защиту традиционных ценностей 

Сейчас разговоры о необходимости членства в ВОЗ пошли в России: в июле депутат от «Единой России» Петр Толстой заявил, что стране «нечего делать в этой организации». Депутата смущает МКБ-11 — одиннадцатый пересмотр Международной классификации болезней. В России пока что действует МКБ-10, и именно такой вариант устраивает Толстого: в новой версии транссексуальность не считается диагнозом, в то время как в предыдущей признается психическим расстройством. Толстой свою рекомендацию для выхода России из ВОЗ объяснил так: «ВОЗ поддержала санкции в отношении нашей страны, они закрыли офис [по профилактике неинфекционных заболеваний в Москве], который работал. Они пытаются навязать России представления и правила, которые не соответствуют нашим ценностям. Совокупность этих факторов наталкивает на мысль, что нечего нам делать в этой организации».

Петр Толстой. Фото: сайт Минсвязи РФ

Петр Толстой. Фото: сайт Минсвязи РФ

До этого депутат заявил, что решение о выходе стоит «на очереди». Подтверждений этому нет: против как минимум сам Минздрав. 17 июля на заседании в Госдуме глава министерства Михаил Мурашко заявлял, что «работа ВОЗ очень важна», в первую очередь отмечая совместное предупреждение эпидемий.

При этом с началом войны организация сама постепенно начала сворачивать сотрудничество: 15 мая ВОЗ объявила о закрытии московского офиса по профилактике неинфекционных заболеваний (НИЗ) и борьбе с ними. До 1 января 2024 года офис перенесут в Копенгаген. Затем, 24 мая, ВОЗ приняла резолюцию, осуждающую агрессию России против Украины, в частности, атаки на медицинские учреждения. За ее принятие проголосовало 80 стран-участниц, против — девять, воздержались 52 члена. Несмотря на это, о полном разрыве отношений речи не идет даже сейчас, в условиях войны.

Зачем нужны друг другу Россия и ВОЗ

Сложность вопроса заключается еще и в том, что выйти из организации чисто юридически невозможно. Устав не предусматривает такого сценария и не говорит ничего о соответствующих действиях. При этом Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года, под которой подписался СССР, запрещает выход из договора, не содержащего положений о его прекращении, денонсации или выходе из него. Так что предложение Толстого спорно как минимум с юридической точки зрения — это будет долгий и неудобный процесс. Более того, выход страны из ВОЗ будет выглядеть дико даже на географической карте. В организации состоят абсолютно все государства, признанные ООН, — там 194 члена. Миссия ВОЗ приезжала даже в Приднестровье, полноправным членом организации является Северная Корея.

Врачи ожидаемо против выхода из ВОЗ. «Например, Россия предоставляет [ВОЗ] данные о том, какие вирусы гриппа циркулируют у нас, — рассказал «Новой газете Европа» на условиях анонимности врач с опытом работы в международных медицинских организациях. — Такие же данные предоставляют другие страны в августе и сентябре и дают прогноз на зимний сезон в Северном полушарии. Россия начинает изготавливать вакцину от гриппа, который в этом сезоне предположительно будет циркулировать».

Сейчас, по словам врача, ВОЗ готовит проект Всемирного соглашения по готовности к инфекциям. Предполагается, что в этом договоре будут прописаны согласованные действия всех стран при возникновении эпидемии, подобной коронавирусу.

«Если Россия выйдет из этого механизма взаимодействия в сфере здравоохранения, то катастрофы с российским здравоохранением, конечно же, не произойдет, — считает эксперт. — Однако еще больше затруднятся процессы согласования технических требований.

Например, Россия в советское время, будучи изолированной, практически не владела средствами оценки эффективности и безопасности лекарств. После конца советской власти ВОЗ очень много помогала России».

Сейчас, рассказывает врач, у нас вполне современная система: когда где-то возникают вспышки инфекционных заболеваний, Всемирная организация здравоохранения приглашает российских экспертов, чтобы они могли поехать и ознакомиться на месте с тем, что происходит, внести свой вклад. Например, специалисты из Института эпидемиологии изучают вместе с зарубежными коллегами вспышки Эболы.

«Это чрезвычайно важно для того, чтобы у нас всё было готово, — говорит эксперт. — Россия и в советское, и в постсоветское время активно участвовала в предоставлении вакцин беднейшим странам для того, чтобы бороться с предотвратимыми инфекциями. Нет, по существу, такой сферы медицины, где бы в той или иной степени Россия не получала пользы от членства в ВОЗ и, в свою очередь, где бы организация здравоохранения и мировое сообщество не получали бы пользы от участия России. Поскольку это большая и взаимная польза, и российское министерство здравоохранения, и все разумные специалисты считают, что членство в ВОЗ должно быть продолжено, оно должно развиваться. Печально, если эти наработки будут потеряны».

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.