КомментарийОбщество

Кто поверит, кто поверит комедианту

BadComedian выпустил двухчасовой кинообзор с антивоенным посылом. Евгения Баженова наверняка ждут после него проблемы, но молчать больше не получается

Кто поверит, кто поверит комедианту

Кадр из обзора BadComedian на фильм «Мария. Спасти Москву». Скриншот: YouTube

Популярнейший ютуб-блогер и обозреватель кинофильмов Евгений Баженов (BadComedian) после долгого перерыва представил 11 августа свой новый обзор — госбюджетного фильма «Мария. Спасти Москву». По сюжету фильма от наступления немцев на столицу СССР в 1941 году страну спас не героический подвиг солдат (и в целом всего советского народа), а Тихвинская икона, которую главная героиня — идеальный чекист — крадет из оккупированного села. Делает она это по приказу самого Сталина, который, в свою очередь, послушался знаменитую слепую ведунью Матрону.

Обзор примечателен и своим хронометражем (почти два с половиной часа), и скрытой, но при этом всеми читаемой критикой российской военной пропаганды, РПЦ и в целом всей российской власти, которая, увлекшись идеями философа Ильина, сама стала похожа на фашистскую.

Журналист Вячеслав Половинко, писавший несколько лет назад текст о BadComedian`е, объясняет, как Евгений Баженов из критика плохих фильмов превратился в заочного политического оппонента Кремля и почему, несмотря на то, что публикация обзора ничем хорошим для Баженова не закончится, BadComedian всё равно его выпустил.

Если вы вдруг по каким-то неведомым причинам не видели ни одного обзора BadComedian, то вот максимально краткое описание его деятельности за последние 12 лет. Евгений Баженов — киноблогер, который громит в интернете плохие фильмы, критикуя их с помощью сатирических приемов, гэгов, перевоплощений в разные образы и — что наиболее ценно — разбора сюжета, режиссуры, исторической фактуры (при необходимости). Количество роликов хронометражем от десяти минут до почти трех часов приближается к 150, но условно их можно разделить на четыре категории.

Именно последняя категория обзоров в какой-то момент стала превалировать в творчестве Баженова, но это не его вина: количество подобных фильмов стало резко расти, и BadComedian как грамотный маркетолог не мог не понимать, что высказываний по поводу именно этих премьер от него и ждут. Проблема заключалась в том, что при разборе фильмов, которые государство маркировало как идеологически полезные для современности (даже если за этим скрывалось банальное нецелевое расходование выделенных средств), отделаться мемом «мудацкий российский монтаж» уже было невозможно: требовалось более жесткое высказывание по сути разбираемой темы фильма.

Это автоматически переводит любую, даже конструктивную критику в политический конструкт — даже если сам высказывающийся этого не хочет.

Баженов как раз хотел. Евгений — человек со своими политическими убеждениями, которые многие, кстати, ошибочно принимают за любовь ко всему советскому и ностальгию по СССР (в котором 32-летний Баженов прожил первые полгода своей жизни). На самом деле кредо блогера можно описать не фразой «Тогда было хорошо», а фразой «Сейчас стало хуже». Баженов последовательно критикует 90-е годы и считает, что и власть Ельцина, и власть Путина — это производное зло от катастрофического распада большой страны и неумелого управления возникшей на ее обломках современной Россией. Критика Баженовым условной приватизации 90-х и стремление во что бы то ни стало защищать правду о Советском Союзе (и особенно о периоде Второй мировой войны) от излишней критики сделала блогера популярным в левом сообществе: BadComedian, в частности, хороший знакомый арестованного недавно левого публициста Бориса Кагарлицкого.

Но называть Евгения Баженова «левым» было бы очень сильным упрощением: в конце концов, о своей ненависти к политическим событиям 90-х сейчас говорит даже Навальный. Скорее, BadComedian — это ехидный голос несколько разочаровавшегося поколения 30-летних ребят за пределами Москвы: они хотят «справедливости» для всех, но в современной России ее не видят, поэтому, будучи не в силах сформулировать собственный конструкт счастья для всех, эти молодые люди обращаются к понятным примерам «идеального прошлого». Надо сказать, что такие ребята лучше всего чувствуют фальшь со стороны пропаганды, которая научилась использовать в своих целях те же самые нарративы из прошлого. Вот и Баженов стал предметно собирать эту фальшь воедино. Российские военные фильмы, в которых даже советская историография переписана вдоль и поперек в угоду «православной силе русского духа», стали удобной базой для набора BadComedian`ом критической массы доказательств лживости системы.

Уже сама подобная постановка вопроса делала Баженова ультракритиком не фильмов, но Кремля — хотя сам он в своих обзорах от прямых обвинений уклонялся максимально долго. Виноватыми в наращивании исторической лжи и передергиваний были пропаганда, конкретные чиновники (больше всего — Владимир Мединский), церковь и даже рэпер Баста (он поддержал пенсионную реформу, из-за чего Баженов огромную часть обзора фильма Басты «Клубаре» посвятил экономическому разбору о том, что идея повышения пенсионного возраста ущербна и лицемерна). О Путине Баженов обычно говорил вскользь и полушутками. Остальных критиковал с помощью куда более смелой сатиры, вне зависимости от того, какой из лагерей занимал тот или иной персонаж. Извратил историю — получай по шапке.

До какого-то момента это было смело, остроумно — и безопасно. А потом началась полномасштабная война.

Через несколько месяцев после 24 февраля, в июле 2022 года, долго молчавший Баженов выпустил большой обзор на два с половиной часа о похожести российской и украинской пропаганды в кино с 2014 по 2022 год. Понятно, что хотел сказать Евгений: пропагандистские приемы по созданию образа врага и правда похожи (собственно, киношкола примерно одна и та же), — но у большой части нейтральной аудитории эта идея не вызвала положительного отклика. Скорее, появилось некое раздражение: странно сравнивать и уравнивать агрессора и жертву. В своих предыдущих обзорах он критиковал всех, будучи словно в стороне от происходящего (то самое «смело, остроумно, безопасно»), а теперь от него открыто потребовали определиться с тем, к какому лагерю он примкнет. BadComedian вновь предпочел удержаться от прямых обвинений политического режима и ключевых его персоналий, попытавшись говорить о плохих олигархах — бенефициарах войны — и об используемых ими и их людьми киноприемах для одурманивания аудитории. Но сформированный Баженовым образ правдоруба слишком сильно диссонировал с попыткой показать, что «всё не так однозначно».

Кадр из обзора BadComedian на фильм «Мария. Спасти Москву». Скриншот: YouTube

Кадр из обзора BadComedian на фильм «Мария. Спасти Москву». Скриншот: YouTube

Хотя подписчики Баженова, идейно близкие ему (как минимум часть из 5,86 млн человек), в целом со своим кумиром согласились. И пусть антивоенный настрой даже не самого удачного обзора о пропаганде был очевиден, Баженов, кажется, критику извне своей аудитории воспринял достаточно близко к сердцу. Поэтому в дальнейшем BadComedian в своих роликах к теме войны возвращался в виде забавных, чего уж там, гэгов про нелепые оправдания Минобороны России, — но не более того. Параллельно Баженова стали обвинять в помощи фронту: одни — в спонсировании ВСУ, другие — в материальном обеспечении российской армии. На самом деле часть денег от монетизации обзоров BadComedian отправил пострадавшим мирным жителям по обе стороны фронта. «Не разделяю я МИРНЫХ жителей на правильных и неправильных. Уж простите», — написал Баженов в своем телеграм-канале.

Прошел еще год, и BadComedian попал в моральный клинч.

Его позиция о том, что на ситуацию всегда нужно смотреть с разных сторон, сейчас максимально непопулярна (и это не только его беда: попробуйте кому-нибудь сказать, что нужно быть объективным, — получите сразу ото всех).

При этом уровень запретов, абсурдных законов, лицемерия и извращения военной пропаганды в России достиг такого масштаба, что не говорить об этом Баженов тоже больше не может. Но, поскольку живет-то Евгений как раз в России (он никуда не уезжал), нужен был какой-то инструментарий, с помощью которого можно было бы сказать всё, что думаешь о происходящем, и при этом не влететь под уголовную статью или иноагентство.

Так появился новый обзор «Мария. Спасти Москву», вышедший 11 августа. Создавался он несколько месяцев и в творческих муках (судя по комментариям самого Баженова в телеграме), и некоторые фрагменты неоднократно вырезались и добавлялись с учетом меняющегося настроя самого автора (на что, например, почти наверняка повлиял арест его хорошего знакомого Кагарлицкого). Сам обзор сделан о псевдоисторическом фильме, вышедшем незадолго до войны, а критикует Баженов две вещи: несоответствие сюжета историческим документам и в принципе заход на то, что Москву спасла религиозная процедура в виде облета города с Тихвинской иконой.

Этому суммарно посвящена половина всего видеоролика — и это обманка.

Русский философ и писатель Иван Ильин. Фото: Wikimedia

Русский философ и писатель Иван Ильин. Фото: Wikimedia

Другая половина ролика — огромный разбор того, как российские власти (не киноделы даже, а Путин, Сурков и Мединский) сделали лицом современной российской идеологии философа Ивана Ильина — открытого сторонника Гитлера, нацизма и фашизма. Для тех, кто читал в последние годы либеральную прессу, это вообще не новость, но Баженов, напомним, олицетворяет несколько другую аудиторию. И открытое — особенно по нынешним меркам — высказывание о том, что режим в Кремле — прямой последователь гитлеровского режима, со стороны «разочарованных ребят» выглядит если не прямым обвинением, то прямым вызовом. Еще и аргументированным вызовом: Баженов не только прочел всего Ильина, но и нашел прямые отсылки в речах политических и культурных лидеров страны к мыслям философа-фашиста о необходимости повиновения русских верховной власти, об ущербности одних категорий народа перед другими, более привилегированными классами. Весь процесс обращения в новую философию (близкую к религиозному культу) Баженов называет «ильинизацией», и, хотя он оговаривается, что речь в первую очередь о кино, экстраполяция на всю политическую жизнь в стране очевидна.

Кроме того, BadComedian подкрепляет связь пропагандистских нарративов настоящего и прошлого еще и жанром «аналогия без аналогии». Он рассказывает о том, как нацисты использовали перед нападением на Польшу и СССР пропагандистские приемы «если бы мы не напали, то они напали бы первыми», как вели себя на оккупированных территориях, как не называли войну войной или называли ее «оборонительной».

Никаких сравнений с современностью Баженов не делает, но это и не нужно: подготовленная им же аудитория всё прекрасно поняла.

При этом из-за структуры самого обзора изначально кажется, что BadComedian не только не сказал ничего нового, но еще и говорит совсем не о том. Критика церковной пропаганды в фильмах и выяснение, кто и как обидел СССР, кажутся сейчас историями далеко не первого эшелона актуальности. Но в том-то и дело, что Баженов, наученный горьким опытом предыдущего политического обзора, решил высказаться так, чтобы это поняли в первую очередь его собственные подписчики. Именно поэтому в видео (по крайней мере, в той самой «маскировочной» части) заметны самоповторы уже высказанных в прошлых обзорах мыслей, отчего некоторым вышедшее видео кажется вторичным и не настолько громким. Но два миллиона просмотров меньше чем за 20 часов, пожалуй, говорят о том, что этого высказывания аудитория точно ждала.

Да, BadComedian вновь не проговорил впрямую фразу «Путин — агрессор. Нет войне!» (хотя слово «агрессор» уже прозвучало в виде аналогии) — но даже публичный намек на это летом 2023 года со стороны признанного лидера общественного мнения выглядит как небольшой гражданский подвиг. Подвиг драматический: Баженов, кажется, всё-таки выбрал сторону, несмотря на очевидные проблемы после обзора.

Кадр из обзора BadComedian на фильм «Мария. Спасти Москву». Скриншот: YouTube

Кадр из обзора BadComedian на фильм «Мария. Спасти Москву». Скриншот: YouTube

Показательный момент: СМИ, обычно наперебой публикующие новости о новом видео BadComedian`а, в этот раз демонстративно молчат. Вероятно, понимают, что новости об этом обзоре могут быть другого порядка. На век Баженова точно хватит своих бородиных, ионовых, мизулиных и других профессиональных доносчиков. «Дискредитации армии», «фейков» и прочего там нет — но в том же оскорблении чувств верующих BadComedian`а могут обвинить легко (да и в остальном могут, чего уж там). И очевидно, что, когда Евгений Баженов публиковал этот обзор, он всё это понимал. Но и промолчать тоже больше не мог: только так, с точки зрения его аудитории, может быть правильно. Ну или «справедливо».

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.