КомментарийПолитика

В гостях у маски. Шоу

Лукашенко с Пригожиным связывает разве что история ареста вагнеровцев трехлетней давности. Но это «может повториться»

В гостях у маски. Шоу

Александр Лукашенко. Фото: Сайт Президента Беларуси

Вранье на вранье — разве что так можно назвать публичные высказывания чиновников о мятеже Евгения Пригожина и его окончании. В субботу вечером пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков сказал журналистам, что Александр Лукашенко сам предложил себя в качестве переговорщика, потому что знаком с Пригожиным более 20 лет. Теоретически, конечно, Лукашенко мог присутствовать на одном из тех банкетов двадцатилетней давности, на которых Пригожин подавал еду. Но никаких связей между ними, крепкой мужской дружбы или подпольных гешефтов замечено не было. Такого рода фразы Лукашенко — насчет долгого знакомства — из той же серии небылиц, что и «мы с Михаилом Сергеевичем часто встречаемся, и я его сильно поругиваю».

ЧВК «Вагнер» и Беларусь в общем контексте появились лишь однажды: три года назад, летом 2020 года, перед президентскими выборами в Беларуси и последующими репрессиями. Уже арестовали самого популярного кандидата Виктора Бабарико (сейчас он отбывает 14-летний срок в колонии Новополоцка), мировые медиа уже сообщали об огромных очередях к сборщикам подписей за независимых кандидатов, уже было ясно, что людей не удержать, и акции протеста будут массовыми, как никогда.

Александр Лукашенко при посещении 5-й отдельной бригады специального назначения. Фото: скрин  видео

Александр Лукашенко при посещении 5-й отдельной бригады специального назначения. Фото: скрин видео

24 июля 2020 года Александр Лукашенко посетил бригаду спецназа в Марьиной Горке и в первый раз произнес слово «ЧВК»: «Госсекретарь правильно сказал, что всякие войны сейчас начинаются с уличных протестов, демонстраций, потом майданы. На майдан, если своих нет (у нас маловато «майданутых»), их подтянут со стороны. Это профессиональные военные, бандиты, которые специально готовятся, в основном в рамках ЧВК по всему миру, и зарабатывают большие деньги на провокациях в тех или иных государствах».

А 29 июля на сайте государственного информагентства появилась информация о задержании в санатории под Минском 32 боевиков ЧВК «Вагнер». Вернее, сначала в сообщении было скупо написано «32 боевика иностранной частной военной компании. Будет дополнено». И через несколько часов добавилось название компании. А еще там было написано, что правоохранительные органы получили информацию о прибытии в Беларусь 200 боевиков для дестабилизации обстановки, потому эта группа и привлекла внимание силовиков.

Задержание боевиков ЧВК «Вагнер» сотрудниками правоохранительных органов Беларуси, 29 июля 2020 г. Фото: скрин  видео

Задержание боевиков ЧВК «Вагнер» сотрудниками правоохранительных органов Беларуси, 29 июля 2020 г. Фото: скрин видео

По официальной версии, боевики ЧВК «Вагнер» прибыли в Беларусь в ночь на 25 июля, поселились в гостинице, а 27 июля переехали в санаторий «Белорусочка». И там привлекли внимание тем, что не пили, не буянили, с девушками не знакомились, а вели себя сосредоточенно и дисциплинированно — словом, крайне подозрительно. Так что в ночь на 29 июля их всех жестко задержали бойцы спецподразделения КГБ «Альфа» при поддержке ОМОНа.

В тот же день, 29 июля, Александр Лукашенко провел экстренное совещание с членами Совбеза. Он требовал немедленно разобраться и обвинял Россию в грязных намерениях: «Я смотрю на реакцию россиян. Они уже, оправдываясь, говорят, что чуть ли не мы их сами сюда завезли. Ясно, надо же как-то оправдать свои грязные намерения. Поэтому очень просил бы, чтобы в этой ситуации и с этим фактом было всё предельно откровенно и честно. Если это российские граждане (а я так понимаю, их допросили), значит, надо обратиться немедленно в соответствующие структуры Российской Федерации, чтобы они объяснили, что происходит». Очевидно, что история с несогласованным появлением вагнеровцев в Беларуси его смертельно испугала: он решил, что это Россия участвует в дестабилизации и забросила в Минск профессионалов из ЧВК. Заметьте, в сообщениях государственного информагентства их называли исключительно боевиками.

Алексей Волков. Фото: скрин  видео

Алексей Волков. Фото: скрин видео 

30 июля зампред следственного комитета Беларуси Алексей Волков в эфире белорусского телевидения заявил, что 33 вагнеровца (в санатории их было 32, еще одного поймали в Гомельской области) задержаны по подозрению в подготовке массовых беспорядков в Беларуси и что они могут быть связаны с уже арестованными Сергеем Тихановским и Николаем Статкевичем. Волков сказал, что задержанных допрашивают, решается вопрос об избрании меры пресечения. Версия задержанных — они летели через Минск в Стамбул — вызвала большие сомнения, поскольку лететь напрямую из Москвы куда проще, быстрее и дешевле.

1 августа Лукашенко принял главу следственного комитета Ивана Носкевича и председателя КГБ Валерия Вакульчика. Он сказал, что это лишь первая группа из тех 200, которых должны перебросить в Беларусь, и что с ними нужно обращаться аккуратно и гуманно, поскольку они — всего лишь солдаты, а искать нужно того, кто их сюда отправил. Пропагандисты в тот же день перестали использовать слово «боевики», и вагнеровцы стали просто «россиянами из состава частной военной компании». Тем не менее глава СК Иван Носкевич заявил, что показания задержанных крайне противоречивы: меньше половины указывали Турцию конечным пунктом маршрута, остальные называли другие страны. Да и «турки» говорили вразнобой: одни будто бы в отпуск ехали, другие — охранять какие-то объекты, третьи — осматривать Айя-Софию (без шпиля ну никак не обойтись, конечно). К тому же у всех обнаружилось в биографии участие в войне на Донбассе.

4 августа, выступая с посланием, Лукашенко сказал, что получил информацию о новой партии вагнеровцев, приехавшей в Беларусь: «Сегодня поступила информация об еще одном отряде, который переброшен на юг. Мы должны, когда идет уборка, бегать, ловить их по лесам! Мы же их всех отловим… И всё это про Стамбул, Венесуэлу, Африку и Ливию — вранье. Эти люди (они дали показания) были направлены специально в Беларусь. Команда была — ждать».

6 августа он заявил, что разговаривал с Владимиром Зеленским, и тот просил выдать их Украине, но «правонарушения они совершали на территории Беларуси». Лукашенко предложил генеральным прокурорам России и Украины приехать в Минск и разбираться на месте. Возможно, разговор с Зеленским был ключом к разгадке, но за три дня до выборов информационное пространство Беларуси было наэлектризовано до такой степени, что на содержание словесного потока большого внимания уже не обратили. А зря.

9 августа об арестованных в Минске вагнеровцах все забыли. Начались протесты, массовые аресты, избиения и пытки, а тюрьма на Окрестина стала знаменитой на весь мир. Хорошо ли кормят вагнеровцев, предъявили ли им обвинения, что с ними будет дальше — всё это отодвинулось куда-то на периферию общественного интереса. 14 августа их отправили назад в Россию, но это даже не стало громкой новостью. Спустя месяц после выборов и начала протестов Лукашенко как бы невзначай упомянул в интервью российским журналистам, что, мол, российский генпрокурор не приехал, а Зеленский просто потребовал выдачи без всяких переговоров, ну и что оставалось — только отпустить ребят.

Пётр Порошенко в эфире «5 канала». Фото: скрин  видео

Пётр Порошенко в эфире «5 канала». Фото: скрин видео

И лишь 30 декабря 2020 года бывший президент Украины Пётр Порошенко в эфире «5 канала» рассказал, что именно он еще в конце 2018 года санкционировал операцию по выманиванию боевиков «Вагнера» в Украину через Беларусь, но всё было сорвано конкретными лицами. Виновных Порошенко не назвал. А почти год спустя появилось совместное расследование Bellingcat и The Insider, из которого следовало, что Главное управление разведки Минобороны Украины действительно вело сложную многоступенчатую операцию по выманиванию подлежащих украинскому суду боевиков «Вагнера» в Украину — с хорошо проработанной легендой, поддельными трудовыми контрактами, сложным процессом вербовки, в ходе которой они с удовольствием рассказывали о собственных «подвигах» на Донбассе, чтобы убедить работодателя в своих несомненных преимуществах.

Они действительно должны были сесть на рейс «Минск-Стамбул». Этот самолет должен был находиться в воздушном пространстве Украины 28 минут, и за эти 28 минут планировалась принудительная посадка с последующим арестом и судом. 

Но 23 июля, когда начальник ГУР Василий Бурба и замглавы СБУ Руслан Баранецкий приехали в офис президента с финальным докладом, Владимир Зеленский был занят, и их перенаправили к главе офиса Андрею Ермаку. В итоге Бурбу и Баранецкого попросили перенести операцию на неделю, поскольку к тому моменту было достигнуто соглашение о прекращении огня с Россией, и операция могла сорвать перемирие. Так что билеты вагнеровцам действительно меняли, и в санаторий «Белорусочка» они переселились, чтобы пересидеть до рейса. А в это время то ли кто-то из офиса Зеленского слил информацию белорусским спецслужбам, то ли предвыборное усиление бдительности спецслужб привело к выявлению странной группы мужчин, которые не пьют и не водят девушек в нумера. Операция, которую готовили два года, провалилась.

Мог ли Лукашенко после задержания вагнеровцев контактировать с Пригожиным? Теоретически — да. Практически — едва ли. Потому что Лукашенко вместе со своими спецслужбами в то лето видел исключительно заговоры на высшем уровне, где боевикам и даже их непосредственному начальнику отводится пассивная роль. А на главной — тот, кто в недрах то ли кремлевских, то ли вашингтонских кабинетов. Тогда Пригожин явно не дотягивал до уровня разговоров с Лукашенко, и никаких причин для их непосредственного общения не было. Только когда Пригожин три года спустя в одночасье стал главным антагонистом Кремля и героем мировых заголовков, Лукашенко поспешил заявить о многолетнем знакомстве.

Так что едва ли стоит спешить с утверждениями, будто сейчас вся ЧВК во главе с Пригожиным приедет в Беларусь. Если Лукашенко так испугался трех десятков человек, он скорее отрубит себе руку, чем согласится принять на своей территории это беззаконное воинство. Лично Пригожина — запросто. Но согласится ли тот коротать вечера, играя в подкидного дурака с таким же принятым под лукашенковскую опеку Курманбеком Бакиевым (президент Кыргызстана в 2005–2010 годах, свергнут в результате массовых протестов и бежал в Беларусь, где живет до сих пор.Прим. ред.), — еще большой вопрос.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.