СюжетыОбщество

«Железка» на триллион

Почему взлетела до небес стоимость Nvidia и что за этим последует

«Железка» на триллион

Фото: I-Hwa Cheng / Bloomberg / Getty Images

В конце мая в мировой индустрии производства чипов случилось знаменательное событие. Впервые компания этой отрасли вошла в «клуб триллионников» — гигантов бизнеса с рыночной стоимостью более $1 триллиона, — куда уже входят Apple, Microsoft, Saudi Aramco, Alphabet (Google) и Amazon. В условиях начавшейся революции искусственного интеллекта Nvidia претендует на роль основного производителя «железа» (hardware) для ИИ.

В мае акции Nvidia подорожали на 29%, а за последние полгода — на 138%. И, кажется, это лишь начало невиданного взлета компании.

«Похоже, на нас надвигается новая золотая лихорадка, а кирку и лопату можно купить лишь у Nvidia», — написал клиентам аналитик Susquehanna Financial Group Кристофер Ролланд, повышая целевую цену акций Nvidia с 350 до 450 долларов. «Мы считаем, что это только начало изменяющей парадигму волны генеративного ИИ, и пока кажется, что Nvidia захватила почти всю экономику», — прогнозирует аналитик Barclays Блейн Кертис, повысив целевую цену акций компании с 275 до 500 долларов.

Аналитик Rosenblatt Securities Ханс Мозесманн в записке для своих клиентов и вовсе повысил целевую цену с 320 до 600 долларов. Что произошло?

Всё началось с появления так называемых больших (базисных) моделей обучения на больших данных осенью 2021 года. Простыми словами, это адаптируемые к приложениям модели машинного обучения, которые учатся на огромных массивах необработанных данных. Для успешного обучения крайне важны производительность «железа» (hardware) и программного обеспечения (software). Прорывные результаты в этой сфере запустили в конце 2022 года революцию ИИ, часто называемую революцией ChatGPT (по названию наиболее известного ныне диалогового ИИ-бота ChatGPT). В свою очередь, революция ИИ привела к взрывному спросу на «железо» и к небывалому взлету акций основного производителя этого «железа» Nvidia.

Развитие «глубокого обучения больших моделей на больших данных» превратило вычислительную мощность в ключевой фактор прогресса практически всех интеллектуально емких индустрий: от разработки новых лекарств до новых видов вооружений. А там, где задействован ИИ, вычислительная мощность вообще решает всё. Формула превосходства предельно проста:

  • собери как можно больше данных;
  • создай как можно более сложную (по числу параметров) модель;
  • обучи модель как можно быстрее.

Тот, у кого получится «больше — больше — быстрее», имеет максимально высокие шансы выиграть в технологической гонке. А здесь всё упирается в вычислительную мощность «железа» (HW) и качество алгоритмов (SW).

При всем уважении к алгоритмам, в этой паре их роль вторична.

Ибо изобрести алгоритм, скопировать его или даже украсть всё же проще, чем сделать «железо»: оно либо есть, либо его нет — это мы проходили еще в СССР.

Действительно ли можно считать Nvidia монополистом на кирки и лопаты «золотой лихорадки» ИИ? Короткий ответ — да. Сейчас Nvidia владеет примерно 95% рынка мощных графических процессоров для серверов глубокого обучения (GPU). При этом их постоянно не хватает: одна только компания OpenAI уже потребляет почти 20% мировых высокопроизводительных GPU. И практически все они — производства Nvidia.

Как долго может продолжаться эта монополия? По оценке экспертов, нет никаких признаков того, что нехватка графических процессоров, которая наблюдается сегодня, уменьшится в ближайшем будущем. Отрыв Nvidia от конкурентов колоссален: в 20—100 раз. И если, как предполагают эксперты, спрос на серверы с GPU для обучения больших моделей к 2030 году увеличится на три порядка, у Nvidia есть чем на это ответить. Компания только что объявила о своей новой суперкомпьютерной платформе для ИИ под названием DGX GH200.

Соучредитель, президент и генеральный директор Nvidia Corporation Дженсен Хуанг выступает на выставке Computex Taipei 2023, Тайбэй, Тайвань, 30 мая 2023 года. Фото: EPA-EFE / RITCHIE B. TONGO

Соучредитель, президент и генеральный директор Nvidia Corporation Дженсен Хуанг выступает на выставке Computex Taipei 2023, Тайбэй, Тайвань, 30 мая 2023 года. Фото: EPA-EFE / RITCHIE B. TONGO

Так что главный вопрос успеха Nvidia заключается в том, как долго вообще может длиться «золотая лихорадка» ИИ и куда она может привести. С начала революции ChatGPT развитие ИИ-технологий настолько ускорилось, что любые предсказания в этой области стали невозможными. Единственное, что пока можно уверенно фиксировать, — дальнейший рост скорости развития. Сейчас для спада «золотой лихорадки» ИИ не видно ни малейших причин. Но дальнейшее развитие отрасли в ближайшие пять — десять лет зависит от того, в чьих руках сосредоточится ИИ. Возможности больших моделей зависят от финансовых возможностей их владельцев: ведь необходимо потратиться на их обучение, а это затратно.

Скорее всего, на это будут способны лишь несколько крупнейших корпораций и власти наиболее технологически продвинутых государств.

В любом случае, масштаб нового прорывного потенциала таков, что лет через 5-10 системы научатся делать то, о чем раньше и не мечтали. Они могут стать новым информационным гаджетом для людей, заменив все предыдущие: от десктопов и лаптопов до смартфонов и смарт-часов. Личные ИИ-помощники колоссально превзойдут Siri и Alexa и станут повсеместно распространены, будучи подключенными к своему «компаньону» 24х7. Образование будет трансформироваться с опорой на ИИ-тьюторов, а массовая медицина — на ИИ-персональных консультантов по здоровью.

А еще лет через 5 возникнут по-настоящему убойные ИИ-приложения, которые мы сегодня вообразить можем с большим трудом. Например, новая индустрия развлечений на основе управляемых сновидений. Переход на подбор партнеров исключительно по рекомендациям ИИ. Тотальная кентавризация (синергетический синтез мыследеятельности людей и ИИ) интеллектуальных и творческих профессий, всей науки и всех видов искусств.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.