СюжетыОбщество

Не от мира сего

Русская православная церковь официально выступила против пацифизма. Всех священнослужителей, недовольных войной, будут предавать уголовному суду

Не от мира сего

Патриарх Кирилл на заседании коллегии Министерства обороны РФ. Фото: EPA-EFE/MIKHAEL KLIMENTYEV

«Самый пацифизм, которым священник Бурдин пытается прикрыться от обвинений в его адрес, не совместим с действительным учением Православной Церкви… Канонов, которые бы прямым образом описывали подобные казусы, нет… Совершенные им действия могут быть в будущем квалифицированы как уголовное преступление. В императорской России преданию священника [гражданскому] суду предшествовало извержение из сана или запрещение в служении», — столь недвусмысленные предупреждения содержатся в «Исследовании деятельности запрещенного в служении иерея Иоанна Бурдина, подлежащей рассмотрению в епархиальном суде» Костромской епархии РПЦ.

В начале марта прошлого года 49-летний о. Иоанн — в то время настоятель храма в селе Карабаново под Костромой — стал первым российским священником, оштрафованным по административному делу за «дискредитацию ВС РФ». Его прихожане донесли в правоохранительные органы, что батюшка с амвона произнес миротворческую проповедь, охарактеризовав происходящее в Украине как нарушение заповеди «Не убий». Будучи не в состоянии официально отредактировать слово Божие и изменить текст заповеди, РПЦ тем не менее намерена карать за «пацифистское», «слишком буквальное» ее понимание. В контексте «спецоперации» заповедь «Не убий», с точки зрения РПЦ, трактуется как призыв уничтожить побольше «врагов» — то есть украинцев, в том числе православных.

Иерей Иоанн Бурдин. Фото:  Telegram

Иерей Иоанн Бурдин. Фото: Telegram

Об этом постоянно говорит в своих проповедях патриарх Кирилл. К привычной уже милитаристской и антизападной риторике в последние дни он добавил новый рефрен — о несомненном православии В. В. Путина и его безошибочности в геополитических вопросах. Зависимая от телевизора аудитория Кирилла воспринимает эти тезисы с полным доверием, никто не удивляется и не протестует.

  • Так, проповедуя в древнем Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры накануне ее престольного праздника, 3 июня, патриарх представил в качестве доказательства чистоты веры и благочестия Путина его решение о передаче РПЦ ценнейшего экспоната древнерусской коллекции Третьяковской галереи — иконы Святой Троицы, написанной Андреем Рублёвым.
  • Тема получила развитие в ходе визита Кирилла в Тобольско-Тюменскую епархию 10–11 июня. В Вознесенском храме Тобольска патриарх обвинял Запад в «отрицании Бога» и противопоставлял загнивающей части человечества «страну нашу, президента нашего Владимира Владимировича Путина, православного христианина», заключив: «Многие ополчаются для того, чтобы погубить Русь святую». В Софийско-Успенском кафедральном соборе Тобольского кремля Кирилл поставил саму возможность посещения храмов РПЦ в зависимость от «патриотических» политических убеждений: «Человек, который посещает храм, не может быть врагом России, и даже больше — он не может быть нейтральным по отношению к такой важной теме, как защита государства Российского» (напомним, что устав РПЦ относит к ее канонической юрисдикции всех православных христиан, проживающих в Украине, Эстонии, Латвии, Литве, Японии).
  • Наконец, в Благовещенском храме в Тюмени Кирилл заявил, что правда только на стороне РФ, и вновь призвал «молиться о стране нашей, о Верховном главнокомандующем нашем Владимире Владимировиче Путине, православном человеке, который мужественно подъял на себя ответственность за то, что сегодня происходит со всеми нами». Завершил патриарх словами о необходимости защитить РФ «от тех, кто и вне, и внутри не разделяет всего того, что я сказал сейчас».

Отец Иоанн Бурдин — один из тех, кто «не разделяет». Когда читаешь его телеграм-канал, вспоминаешь вопрос, с которым апостолы Петр и Иоанн обратились к иудейскому синедриону, запрещавшему им проповедовать об Иисусе: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деяния, 4:19). Иоанн обращается с ним к своему «священноначалию» гораздо более охотно, нежели секулярное, мирское общество, вставшее под ружье в первые же дни войны, и уж точно гораздо более охотно, чем это могли себе представить самые жесткие критики РПЦ. Рационально, логически объяснить это фатальное единодушие крупнейшей религиозной организации России невозможно. Священник Иоанн Бурдин предлагает объяснение в духе христианской мистики: имеет место демоническая одержимость, верный признак которой — сакрализация явного греха, когда казни мирных жителей, «грабеж и захват чужих территорий объявляются священной войной».

«Мы, христиане, — пишет он, — не смеем оставаться в стороне, когда брат убивает брата, христианин — христианина.

Мы не можем стыдливо прикрывать глаза и называть черное белым, зло — добром, говорить, что и Авель, вероятно, был не прав, провоцируя своего старшего брата».

Засомневавшись в РПЦ, 8 апреля прошлого года о. Иоанн подал своему правящему архиерею, Костромскому митрополиту Ферапонту, прошение об увольнении и переходе на внештатную основу. Тогда, на ранних этапах «СВО», архиерей лишь облегченно выдохнул, увольняя священника-пацифиста, — никаких более серьезных наказаний по церковной линии не предполагалось. В прошлом году о. Иоанну даже удалось посетить Болгарию по приглашению знакомого архимандрита: результатом поездки стало официальное решение синода Болгарского патриархата о согласии принять заштатного российского священника Бурдина в свой клир. В декабре это решение, вместе с приглашением одного из болгарских митрополитов и резолюцией Костромского митрополита, поступило в синод РПЦ, который монополизировал право «отпускать» священников в юрисдикции других поместных церквей. Однако, чтобы не создавать прецедент, синод в Москве даже не стал рассматривать эти документы, но по звонку из патриархии Костромской митрополит Ферапонт 17 марта 2023 года запретил о. Иоанна в служении за некую «хулу на церковь». При личной беседе со священником митрополит дал понять, что распоряжение о запрете отдал сам патриарх.

Игумен Сергий (Романов) у здания Басманного районного суда, 29 декабря 2020 года. Фото:  Wikimedia Commons

Игумен Сергий (Романов) у здания Басманного районного суда, 29 декабря 2020 года. Фото: Wikimedia Commons

Наскоро было заведено церковно-следственное дело (официально именуемое «исследованием»), по материалам которого 16 июня священника-пацифиста будут лишать сана, то есть полностью изгонять из клира РПЦ, чтобы (как уже цитировалось выше) снять неписаное препятствие для его предания суду уголовному. Такая практика сложилась в последние годы: чтобы провинившийся клирик не бросал тень на РПЦ, она сначала полностью от него отрекается, как бы лишая своего покровительства, и оставляет один на один с российской репрессивной системой.

Так было в нашумевшем деле среднеуральского игумена Сергия (Романова), когда Следственный комитет не возбуждал дело, терпеливо ожидая решения церковного суда, и в деле иеромонаха Иоанна (Курмоярова) из Новосибирска, осудившего символику «главного храма ВС РФ», а затем и саму «СВО». Опальный московский диакон Андрей Кураев также рассматривает свое «лишение сана» как необходимый этап в процессе возбуждения уголовного дела — он ведь тоже против войны.

Из «Исследования деятельности священника Иоанна Бурдина» мы узнаем много нового об РПЦ, если это еще способно кого-то удивить. Там признается, что эта структура является политической организацией, точнее, у нее есть политическая позиция, несогласие с которой несовместимо с пребыванием в РПЦ: «Политическая позиция [о. Иоанна], — говорится в документе, — в нашей стране воспринимаемая как неприемлемая и, что важно подчеркнуть, радикально расходящаяся с позицией Русской Православной Церкви».

В отличие от своих гонителей, о. Иоанн находится в поиске, не стесняясь формулировать вопросы, на которые еще не знает ответа: «Что делать христианину, для которого неприемлемо то, что сейчас проповедует большинство русского священства? Как находиться в храме, если большинство присутствующих кажутся тебе чуждыми Духу Божию?» Но он видит и знает наверняка: «После нынешнего патриарха от Русской церкви останется выжженная пустыня».

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.