logo
КолонкаПолитика

Отсель грозить мы будем!

Зачем профессор Бастрыкин собрался в Гаагу

Александр Бастрыкин. Фото: EPA-EFE/GAVRIIL GRIGOROV/SPUTNIK/KREMLIN POOL / POOL MANDATORY CREDIT

По сообщению телеграм-канала Следственного комитета РФ, его председатель Александр Бастрыкин, как и подобает при получении сообщения о преступлении, незамедлительно отреагировал на решение Международного уголовного суда (МУС) в Гааге от 17 марта о выдаче ордеров на арест известных граждан РФ. Само решение МУС мы обсуждать не будем, но инициатива председателя СК заслуживает внимания.

Поручая «центральному аппарату ведомства организовать процессуальную проверку в связи с незаконной выдачей ордеров на арест», его глава заверил, что СК «установит конкретных лиц из числа судей МУС, которые принимали заведомо незаконные решения». Установить будет несложно: судьи не скрывают своих имен, хотя решение о выдаче ордеров вынес прокурор МУС. Сложнее угадать статью, под которую профессор Бастрыкин предполагает подвести его действия, — возможно, он имеет в виду популярную ст. 207.3 УК РФ, наказующую за распространение «фейков», в том числе, «об исполнении государственными органами РФ своих полномочий за пределами территории РФ». Судей и прокуроров «за дискредитацию», правда, пока не привлекали, только адвокатов, но надо же с кого-то начинать.

Как подвести коллег из Гааги под российскую юрисдикцию, профессор Бастрыкин уже разъяснил в своем недавнем интервью ТАСС — опираясь на часть 3 ст. 12 УК, которая гласит: «Иностранные граждане… совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов РФ либо гражданина РФ… если [эти граждане] не были осуждены в иностранном государстве…» Все договоры о взаимной выдаче преступников Думой, правда, только что расторгнуты, но тем проще будет судить судей МУС суверенно-заочно.

Сложности возникнут в связи с проведением инициированной Бастрыкиным доследственной проверки, которая предполагает сбор и изъятие доказательств

(в этом случае первичных документов), опрос причастных лиц и свидетелей. Сам глава СК с марта 2022 года находится под санкциями Евросоюза за «серьезные нарушения прав человека в России, в том числе за произвольные аресты и задержания» (по мнению ЕС). В том же списке — генпрокурор Игорь Краснов и глава Росгвардии Виктор Золотов. Кого же отправить в Гаагу? Кого там особенно хотят увидеть? Следователям-важнякам из «центрального аппарата», если похлопотать через ООН, может, и дадут визы, — но дальше порога МУС их всё равно не пустят, а в тамошних Нидерландах им может и понравиться…

Сообщение об инициативе Бастрыкина в отношении МУС, появившееся на сайте СК вечером в пятницу, в субботу утром оттуда таинственным образом исчезло. Это правильно: опытный следопыт, пока не соберет необходимые для возбуждения дела материалы и всё как следует не обдумает, не станет трубить об этом на весь мир. А то вдруг подозреваемые скроются от возмездия, у них же иностранные паспорта еще на руках!

По нашим сведениям, профессионалы в правоохранительных органах отнеслись к решению о выдаче ордеров серьезно — они-то хорошо понимают, что это не просто бумажки. Стремительная реакция главы СК РФ их вряд ли успокоит, скорее, наоборот. Пиар-ход Бастрыкина был адресован, впрочем, не им, но и адресатам, видимо, он тоже показался пока недостаточно обдуманным.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
Мы используем файлы cookie.
Политика конфиденциальности.
close

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров.