Возвращение «черного лебедя» в 2023 году не заставило себя ждать. Казалось, борьба с инфляцией в США идет по плану — еще в прошлую среду глава ФРС Джером Пауэлл намекнул на дальнейшее увеличение процентной ставки ускоренными темпами. Однако события прошлой недели вскрыли последствия стремительного роста ставок в прошлом году и привели ко второму крупнейшему банкротству банка в США с 2008 года, возможно, создав предпосылки для очередного финансового кризиса.
Закат эпохи венчурного капитала
8 марта Silicon Valley Bank (SVB) провел допэмиссию акций на $1,75 млрд «для укрепления своего баланса» и возмещения убытков в размере $1,8 млрд, которые он понес в результате продажи части портфеля своих активов. Это сообщение вызвало отток средств со счетов банка, клиенты выводили деньги «на всякий случай». Осторожность клиентов привела к тому, что в балансе банка образовалась дыра в 1 млрд долларов.
Одновременно с этим акции компании обрушились на десятки процентов, капитализация банка снизилась на более чем 60%. В пятницу торги акциями банка были остановлены. А к вечеру Департамент финансовой защиты и инноваций Калифорнии остановил деятельность банка. Фондовый рынок отреагировал падением, в особенности банковский сектор. Четыре крупнейших по размеру активов американских банка — JPMorgan Chase, Bank of America, Citigroup и Wells Fargo — подешевели на 52,4 миллиарда долларов за один день.
Особенность банка SVB заключалась в том, что он был крупнейшим кредитором американских венчурных компаний.
К примеру, 44% венчурных технологических и медицинских компаний, которые в прошлом году вышли на IPO (initial public offering), обслуживались в это банке.
По активам банк занимал 16-е место в банковской системе США (209 млрд долларов). Однако главное то, что в похожей ситуации находятся и другие банки. В воскресенье по схожим причинам (недостаточность капитала и системный риск) был закрыт Signature Bank (активы 110.4 млрд долларов). Этот банк был популярным источником финансирования для криптовалютных компаний.
Журналисты берут интервью у клиента обанкротившегося Silicon Valley Bank. Санта-Клара, Калифорния, 13 марта 2023 года. Фото: Justin Sullivan / Getty Images
Ряд других банков, таких как First Republic Bank, Charles Schwab, Western Alliance Bancorp тоже сильно пострадали от банкротства SVB — акции банков обвалились на десятки процентов. Видимо инвесторы что-то подозревают. Из крупных международных банков аналогичная ситуация наблюдается у швейцарского банка Credit Suisse.
Впрочем, уже в воскресенье Министерство финансов США, заявило, что компенсирует вкладчикам потери. Фонд страхования депозитов FDIC будет использоваться для защиты вкладчиков, многие из которых не были застрахованы из-за ограничения гарантированных депозитов в размере 250 тысяч долларов.
Ставки против депозитов
Причина, по которой банк SVB пришел к такому печальный финалу — это резкое повышение процентных ставок в американской экономике. Помимо привлечения средств, в которых не было недостатка после раздачи «вертолетных денег» во время пандемии, банк должен был заботиться о размещении этих денег так, чтобы полученная прибыль покрывала обязательства по депозитам.
Однако облигации, купленные год назад и сейчас — это очень разные вещи. Ставка ФРС была 0,25% в начале 2022 года и выросла до 4,75% в марте 2023. Короткие до года гособлигации давали низкую доходность, практически равную нулю, в отличие от 10-летних бумаг, где доходность была выше.
То есть, вложив средства в 10-летние облигации со ставкой 1,5% годовых, банк получал временный убыток в текущей ситуации (бумаги упали в цене из-за роста ставки ФРС), а общая стоимость портфеля снижалась на 9-15%.
Теоретически, если бы вкладчики не бросились спасать свои вклады (а отток средств начался еще в середине 2022 года, т.к. многие компании начали активно «проедать» накопленные ранее запасы), то банк все выплатил бы вовремя.
Однако реальность такова, что к марту 2022 года у SVB скопилось почти 130 млрд долларов депозитов до востребования — а уже к концу 2022-го года 50 млрд долларов из них самые прозорливые клиенты предпочли забрать.
Много вопросов к риск-менеджменту банка, так как инструментов для хеджирования рисков достаточно на рынке. Известно, что Лаура Изуриета, глава отдела рисков в Silicon Valley Bank, благоразумно уволилась из банка еще в апреле 2022 года, и на ее позицию не могли найти человека почти целый год. Любопытная деталь: исполнительный директор SVB Джозеф Джентиле был бывшим руководителем Lehman Brothers до публичного краха банка в 2008 году. Разумеется, это все не более чем совпадение.
Клиенты SVB выстраиваются в очередь, чтобы попытаться вернуть свои средства. Уэллсли, штат Массачусетс, 13 марта 2023 года. Фото: Sophie Park / Bloomberg / Getty Images
Волнение стабильных токенов
Венчурный капитал предполагает повышенную доходность, но и значительный риск. К таким активам можно отнести и криптовалюту.
В Silicon Valley Bank хранили деньги не только классические IT-предприниматели, но криптокомпании. В том числе, компания Circle, эмиссионер одного из крупнейших стейблкоинов USDC. На счетах компании в банке хранилось часть обеспечений по этому токену. По самым последним данным с сайта Circle, на 9 марта общие резервы составляли 43,5 млрд долларов, из них 75% (32,4 млрд долларов) приходилось на краткосрочные бумаги США. А вот 3,3 млрд долларов хранилось именно в Silicon Valley Bank.
После выхода в публичное пространство этой новости, курс USDC «отвалился» от привязки к доллару 1:1, и на разных биржах какое-то время торговался ниже номинала на 10%. Такая же судьба постигла и стейблкоин от Binance BUSD. А вот третий популярный стейблкоин USDT, оказался более устойчив. Однако, возможно, дело в прозрачности. Компания Circle раскрывает больше информации, чем другие кастодианы стейблкоинов.
Это событие, обвалило курсы биткоина и других криптовалют, которые и так просели с момента банкротства криптобиржи FTX. Впрочем, заявления регуляторов успокоили крипторынок. Курсы стейблов восстановились, а цена биткоина снова показала рост на вечер понедельника. В отличие от фондового рынка, где все не так однозначно.
Банковский кризис в США отменяется?
Несмотря на заверения финансовых регуляторов, что все под контролем, банкротство SVB банка — это тревожный звонок для банковской индустрии США. Первое, что приходит на ум — это аналогия с Lehman Brothers в 2008 году. О бюджетных проблемах этого банка было известно заранее и руководству, и регулятору — бухгалтерские стандарты позволяют не признавать теоретический убыток сразу. Крупные банки всегда под особым контролем.
Частично предположение о том, что о проблемах было известно и раньше, подтверждается оперативными действиями регулятора, а также инсайдерской продажей акций банка гендиректором SVB Грегом Беккером за две недели до банкротства.
Дальнейшее развитие событий сложно предсказать, но в моменте акции банков США распродаются с пугающей скоростью.
Здание Совета Федеральной резервной системы США. Фото: Alex Wong / Getty Images
Kрупные банки, такие как JP Morgan, CitI bank, Wells Fargo теряют в цене проценты, а более мелкие банки падают на десятки процентов, и по многим уже остановлены торги.
В своем выступлении по ситуации с банками в понедельник, 13 марта, президент США Джо Байден обвинил прежнюю администрацию в снятии ограничений на банковскую деятельность, а также заверил, что клиенты получат доступ к своим средствам, что критически важно для многих стартапов и компаний, у которых счет в банке SVB был единственным.
Проблема, однако, в том, что из более чем 200 млрд долларов у SVB было застраховано около 5-7% депозитов физлиц. Вероятно, большая часть незастрахованных средств будет выплачена после реализации всех активов банка. Правда, неясно, как такая распродажа ценных бумаг скажется на рынке.
А вот ожидания по повышению процентной ставки снизились до минимумов буквально за пару дней. Более того, эксперты рассуждают о том, что повышение ставок закончится в этом году, и даже рассматривают возобновление количественного смягчения, от чего ФРС пыталась уйти в рамках борьбы с инфляцией. Ближайшие дни покажут, насколько устойчива финансовая система США.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».