РепортажиПолитика

«Опомнитесь, вы разгоняете антипутинский митинг!»

Парламент Грузии принял в первом чтении «русский закон» об иностранных агентах и спровоцировал народный бунт. Репортаж с улиц Тбилиси

«Опомнитесь, вы разгоняете антипутинский митинг!»
Акция протеста в Тбилиси, 7 марта 2023 года. Фото: ЕРА

У правящей команды «Грузинской мечты» возникли сложности с российским опытом по переводу гражданского общества в статус «агентов иностанного влияния». Похоже, что правительству Иванишвили удалось настроить против себя немалую часть общества, которое мобилизовалось в неорганизованный, стихийный и шумный протест. В Грузии не спали всю ночь, полиция на проспекте Руставели в Тбилиси взрывала шумовые гранаты, распыляла перцовый газ и поливала толпу из водометов. Впрочем, это вряд ли помогло и, возможно, протесты повторятся снова. Новая акция возле парламента должна пройти уже сегодня днем. А еще праздник 8 марта женские неправительственные организации решили отметить маршем протеста в 10 городах Грузии.

В грузинском языке нет слова «российский», грузины всегда говорят просто «русули», то есть «русский». «Русули канони» значит «русский закон». И какой это закон тоже всем ясно — об иноагентах. Но когда толпа на Руставели скандирует «Нет русскому закону и русскому правительству!», следует четко понимать, что протестуют как раз против грузинского правительства и закона, который в первом чтении принял парламент Грузии.

Решение вынести спорный законопроект на пленарное голосование накануне вечером было принято внезапно, на два дня раньше анонсированного (до этого твердо обещали, что рассматривать инициативу будут только в четверг). Голосование прошло стремительно, парламентское большинство с легкостью набрало нужное количество голосов. Никаких ответов на вопросы и длительного обсуждения на заседании не было — все уже было сказано на комитетских слушаниях, которые сопровождались криками, потасовками, откровенными драками и удалением оппозиционных депутатов из зала.

Коридоры парламента с понедельника заполнили молчаливые люди в строгих дешевых костюмах. Это они решали, можно ли пропускать оппозицию на комитетские слушания. Как выяснилось, это были сотрудники службы госохраны, которых было в несколько раз больше, чем оппозиционных парламентариев. Правящая партия так чего-то опасалась, что у хрупкой девушки — депутата от оппозиции — потребовали передать на проверку бутылку с йогуртом, который она принесла в зал заседаний.

Законопроект «О прозрачности иностранного влияния» представило антизападное движение «Сила народа», которое состоит из депутатов, специально покинувших правящую партию, чтобы «говорить людям правду» — то есть ругать Запад.

Уже на комитетских слушаниях стало ясно, что этих депутатов не переубедишь. Тем более что

правящая партия заверила: она законопроект поддержит. Грузинам надо быть патриотами и больше интересоваться тем, кому и для чего западные фонды перечисляют в Грузию финансы, говорили они.

А вдруг все это делается ради организации беспорядков и свержения власти — спрашивали депутаты от большинства. Тут же клялись, что ни одну неправительственную организацию, ни одно оппозиционное телевидение ущемлять ни будут. Просто не пристало нам «стоять перед Европой на одной ноге», как выразился представивший законопроект депутат от «Силы народа» Гурам Мачарашвили.

«Грузинская мечта» обещала оппозиции только одну уступку — после принятия в первом чтении спорный законопроект отправят в Венецианскую комиссию: этот орган Совета Европы должен дать экспертную оценку соответствия «русского закона» европейскому законодательству. «Мы учтем рекомендации, если только комиссия не будет слишком откровенно говорить на черное, что это белое», — заверили в «Мечте». Во что верится с трудом, ведь правящая партия не реагирует даже на демарш с призывом не принимать такой закон всех 27 послов стран ЕС в Грузии. Посол ЕС в Грузии Павел Герчинский уже говорил, что закон об иноагентах нарушает как минимум два из 12 пунктов условий получения статуса. А посольство США назвало утверждение закона в первом чтении «черным днем для грузинскй демократии». Казалось бы, куда понятней.

А «Динамо» бежит? Все бегут! 

Во время обсуждения инициативы в профильных комитетах не обошлось без небольшого чуда. Футбольный клуб «Динамо» Тбилиси, которому через два года исполнится 100 лет, на фоне ожесточенных споров правительства и оппозиции взял и опубликовал в соцсетях заявление, в котором написано, что инициатива, которая мешает евроинтеграции, им не нравится. И вообще «Динамо» считает себя «одним из основных носителей грузинской идентичности» и не мыслит себя вне европейского пути. Еще бы: главное достижение клуба — победа в 1981 году европейском турнире УЕФА — Кубке кубков. И легендарная фраза комментатора Коте Махарадзе с матча в Дюссельдорфе: «Представляю, что творится сейчас в Тбилиси!»

Вслед за «Динамо» свою поддержку европейской перспективе Грузии и недовольство законом стали выражать и другие футбольные клубы. Потом появились заявления от виноделов, бизнес-ассоциаций, от ученых, лекторов, дипломатов, режиссеров, бывших министров правительства Иванишвили, артистов. В одном из театров актеры кричали «нет русскому закону», выходя на поклон под занавес. Против выступил национальный балет Сухишвили. Закон критиковали целые музыкальные фестивали, один из них — Open Air.

Спортсмены вообще очень отличились: «да» Европе сказали и женская сборная по шахматам, и капитан баскетбольной сборной Торнике Шенгелия, покинувший в прошлом году московский ЦСКА и перешедший в итальянский клуб, и знаменитый армрестлер Леван Сагинашвили — «грузинский Халк», и многие, многие другие. Для «Мечты» все стало окончательно грустно после того, как самый популярный в Грузии спортсмен Хвича Кварацхелия — звезда итальянского футбольного клуба «Наполи», написал у себя в фейсбуке: «Будущее Грузии — в Европе». У этого поста уже 48 тысяч «лайков».

Митинг с перцем

С понедельника граждане, несогласные с законом об иноагентах, решили поддерживать оппозицию акцией возле служебного входа в парламент. Ради этого два дня подряд собирались с 9 утра — неслыханная рань для тбилисцев. Они скандировали, свистели, пели. Все это так хорошо было слышно в парламенте, что там решили срочно протащить спорную инициативу сразу после того, как во вторник, к трем часам дня, участники акции практически полностью разошлись.

«Они нас обманули, закон рассмотрят сегодня же, заседание начнется в пять, все идите обратно к парламенту», — это сообщение в соцсетях и стало началом для стихийного митинга. Никто не ждал, что скажут оппозиционные партии — достаточно было сообщения, что парламент принимает «русский закон». В итоге к шести вечера тысячи людей стояли уже не только возле служебного входа в парламент, но и заполнили всю площадь на Руставели. Все случилось без лидеров и организаторов.

Протесты в Тбилиси 6 марта 2023 года. Фото: ЕРА

Протесты в Тбилиси 6 марта 2023 года. Фото: ЕРА

Когда я пришла на акцию, люди спокойно стояли возле парламента, хотя их было уже так много, что движение на проспекте Руставели закрыли. Полиция собиралась на небольших улицах Читадзе и Чичинадзе возле парламента. Полицейских тоже было много. Они мирно беседовали и распределяли привезенный на пикапе горячий чай и кофе.

Внезапно митинг оживился: объявили, что парламент 76 голосами утвердил законопроект в первом чтении.

Со двора парламента на улицы высыпали полицейские в спецкостюмах — «робокопы», как их называют в Грузии. Подъехала пожарная машина и водомет. Последовало словесное предупреждение разойтись, а также убрать женщин и детей.

Потом людей стали поливать перцовым газом и почти одновременно с этим — водометами, буквально смывая толпу в сторону проспекта.

Смысл был в том, чтобы освободить выезды из парламента и депутатам не пришлось проходить через «коридор позора» из митингующих.

Депутаты парламента от оппозиции увидели разгон на улице из своих кабинетов. Двое из них — Хатуна Самнидзе и Теона Акубардия, вышли в лайв с телефона и кинулись жаловаться спикеру парламента Шалве Папуашвили. Женщины прорвались сквозь охрану и ворвались в кабинет. Они искали спикера под столом, и за занавесками. Однако там его не оказалось. Зато из окна кабинета открывался отличный вид на Руставели — там стояла красочная толпа с флагами Грузии и Евросоюза. Следующие восемь часов вся страна следила за событиями на Руставели в новостях.

Несмотря на то, что полиция десятки раз применяла слезоточивый газ и водометы, толпа не уменьшалась. Тех, кто уходил — переодеться, отдышаться, — сменял новый поток протестующих. Похоже, что обошлась без серьезных травм — медицинская помощь понадобилась нескольким митингующим и нескольким полицейским.

На митинге были люди разных возрастов, но заметно больше молодежи, в основном студентов. Несмотря на то, что перцовый спрей и водометы на молодых людей направляли иногда совершенно без причины, акция оставалась в основном мирной. Молодежь выяснила, что действие перцового газа длится макисмум полчаса и что гранату с газом можно поймать и кинуть обратно в толпу полицейских. Что после водомета можно уйти, чтобы переодеться, а потом вернуться. К полуночи на митинге уже, похоже, никто не боялся ничего.

«Наглотался перцового спрея. Ничего особо страшного для стандартного мегрела», — шутил в соцсети молодой репортер телекомпании «Мтавари» Бека Коршия.

Только один раз промелькнула информация о том, что в полицию бросали «коктейли Молотова», однако очевидцы заверили, что это была провокация, и участники акции к ней не причастны. Полиция подпустила митингующих очень близко к парламенту — в какой-то момент молодежь разобрала полицейское ограждение, и это было использовано как повод окончательно разогнать акцию.

Это началось уже после трех ночи и не удалось сделать быстро, хотя на площадь подвезли несколько тысяч «робокопов». Ходили слухи, что заминка произошла из-за того, что часть спецназа отказалась разгонять митинг. На тех, кто согласился, кричал новый председатель партии «Единое национальное движение» Леван Хабеишвили. Он стоял перед полицейскими в шлемах и кричал: «Опомнитесь, что вы делаете! Вы разгоняете антипутинский митинг!»

Когда «робокопы» со щитами вытесняли толпу с Руставели, люди отходили на соседние улицы и возвращались опять. Полиция начала задержания. Лидера партии «Гирчи — больше свободы» Зуру Джапаридзе выдернули из толпы, поколотили и увезли в автомобиле в участок.

Всего полиция сообщает о 66 задержанных. Особое возмущение вызвало то, что полиция заходила даже в церковь Кашвети, чтобы выгнать укрывавшихся там молодых людей. 

«Мы помним, что 9 апреля 1989 года митингующих в Тбилиси травили газом. Но тогда это были советские войска, а сегодня это делает наше собственное правительство, — говорит журналистам на площади закутанная в шарф поверх маски женщина. — Я пришла сюда сегодня, по очень простой причине — защитить свободу».

Что говорили на площади и в эфире 

Поэт Рати Амаглобели заявил в телеэфире, что «даже во время коммунистов в Кашвети не врывался спецназ», а сейчас Грузией правят «оккупационные власти». Он предложил распространять советы — как действовать в случае газа, как использовать физраствор.

«Наши люди сегодня семь раз возвращались на площадь после газа. Настрой такой, как полагается. Народ очень разозлен. Благодаря западу мы получили свободу, и она стоит на наших отношениях с цивилизацией. Они наши гаранты. Поэтому я жду советов о том, как пережить газ. Да, нам придется глотать газ, нас будут разгонять, но мы должны это вытерпеть. Только вопрос времени, когда мы превратим в историю это правительство. Правительство Иванишвили — это уже прошлое», — сказал Амаглобели во время включения с митинга.

Лидер партии «Стратегия Агмашенебели» депутат Георгий Вашадзе призвал всех собираться, протестовать, и требовать досрочных выборов: «Весь мир стоит рядом с нами. Никто не будет рядом с этим режимом. Иванишвили вскоре придется бежать в Москву. Все действия правительство незаконны, оно нарушает конституцию. Весь мир это видит. Эта энергия, которая здесь есть, не позволит нам устать. Сейчас мы не гордимся Грузией. Мы хотим вернуть себе гордость за свою страну. Нам тут не нужны русские законы, русское правительство должно уйти. Хватит его терпеть, надо требовать внеочередные выборы. Мы победим мирно».

Бывший глава Нацбанка Грузии, экономист Георгий Кадагидзе считает, что Грузия получила исторический шанс стать членом ЕС уже через 10 лет: «Мы можем привести эту страну в ЕС. Такое происходит, наверное, раз в сто лет. Благодаря героизму украинцев у нас появилась такая перспектива. Чтобы у нас была достойная пенсия, здравоохранение, чтобы получение визы в США не было такой огромной радостью, как сейчас в Грузии. И в такое время «Грузинская мечта» устраивает саботаж. Другого объяснения этому процессу нет».

Продюсер и популярный тележурналист Миша Мшвилдадзе иронизирует: «Оказалось, что слухи о фрустрации грузинского общества были преувеличены. Людей слишком долго оскорбляли, у нас накопилась злость — за отношение правительства к Украине, за их неудачи, невыполненные обещания. Нельзя принимать такой закон, если ты не собираешься устанавливать диктатуру. Наше правительство доказало всем, что оно напрямую российское. И их это не беспокоит. Раньше они путались с тем, кто их враг, не называли Россию в своих заявлениях. А этим законом они показали, что не знают, кто их друзья. Хотят выставить врагами наших стратегических партнеров. Все всё прекрасно понимают. Никто ничего не боится».

Один из лидеров партии «Единое национальное движение» Ника Мелия заявил: «Стоять здесь — это почетно. Нас будет очень много. И мы будем тут, пока не победим мирным путем. Каждый грузин, каждый достигший чего-то грузин, из разных стран мира, все они пишут о том, что против этого закона. Все поняли, какой идет процесс. И нам не суждено проиграть. Это будет продолжатся бесконечно. Иванишвили открыл ящик Пандоры. Он не закроется, пока в этой стране не настанет порядок. Это власти устроили конституционный переворот».

С берегов Потомака

«Мирным демонстрантам должно быть позволено свободно выражать свои права. США поддерживают всех, кто мирно выражает свои универсальные права», — брифинг представителя Госдепа США Неда Прайса в Вашингтоне начался, когда в Тбилиси было около полуночи и митингующих уже не меньше десяти раз облили слезоточивым газом и водой.

Прайсу задали целых четыре вопроса по Грузии, и нельзя сказать, что он не был к этому готов: за ситуацией в Тбилиси в Госдепе следят, но о том, применят ли санкции к самому Иванишвили, или членам его правительства, заранее говорить отказываются.

«Как вы знаете, я не говорю о конкретных людях или лицах, которые могут быть подвергнуты санкциям США или другим санкциям, но в нашем распоряжении есть ряд инструментов, которые позволят нам привлечь к ответственности кого угодно, где угодно, в любой стране мира, кто несет ответственность за нарушение всеобщих прав человека… Мы будем внимательно следить, чтобы возложить ответственность на тех, кто, возможно, противостоит желанию грузинского народа и, в первую очередь, тому, чего он ожидает и заслуживает своими всеобщими правами», — заявил Прайс.

Кроме того, отметил Прайс, если в Грузии примут закон об иноагентах это «может поставить под угрозу партнерство Вашингтона и Тбилиси».

Очень громко выступила находящаяся в Нью-Йорке президент Грузии Саломе Зурабишвили. Она отправилась в ООН делать доклад, в котором уже пожаловалась на правительство. Но акция в Тбилиси изменила ее планы, и она записала специальное обращение к народу — стоя на фоне статуи Свободы.

Зурабишвили считает, что ситуация, когда США и ЕС недвусмысленно заявляют Грузии, что закон об иноагентах помешает евроинтеграции, а парламент упрямо его рассматривает, похожа на то, что кто-то «расставляет ловушки».

«Я стою здесь, в Нью-Йорке и за моей спиной статуя Свободы. Это символ того, за что Грузия постоянно боролась. Я стою рядом с вами, так как сегодня вы представляете свободную Грузию. Ту Грузию, которая видит свое будущее в Европе и никому не позволит отнять это будущее. Это будущее принадлежит нашим следующим поколениям, принадлежит всем. Это будущее то, что готовило наши предыдущие поколения и которое готовим мы. Поэтому ни у кого нет права отнять у вас ваше будущее. Ни у кого нет права расставлять ловушки.

Этот закон, который никому не был нужен, которому неоткуда было взяться — только под диктовку Москвы.

Этот закон следует отменить в любой форме. Его ни в коем случае нельзя отправлять в Венецианскую комиссию, там очень хорошо знают, какой это закон. С первого же дня я сказала, что наложу вето на это закон, и я это сделаю. Меня не интересует его постатейное обсуждение. Не интересует, похож он на какой-то старый американскаий закон, который, как мы прекрасно знаем, служил совершенно другим целям. Меня интересует будущее Грузии.

Меня интересует только та Конституция, гарантом которой я являюсь. В этой конституции записано, что все институты Грузии обязаны делать все, чтобы привести эту страну в Евросоюз, чтобы защитить путь евроинтеграции. Сегодня те, кто поддерживает этот закон, и те, кто за него проголосовал, все они нарушают конституцию. Они отдаляют нас от Европы», — сказала Зурабишвили.

Пока не очень понятно, что может подействовать на правительство Грузии — вето символического президента, которое парламентское большинство может преодолеть, или смутные намеки Госдепа. Как показывает опыт, лучше всего на власти действует большое количество людей на улицах.

Невыученный урок 

Самые крупные в последние годы в Грузии митинги связаны либо с Россией, либо с Европой. В «ночь Гаврилова» в 2019 году толпа стихийно собралась и стала громить парламент после того, как по телевизору показали, что в зале заседаний находится депутат Госдумы Сергей Гаврилов: он приехал на ассамблею православия и совершенно случайно оказался в кресле спикера. Митинг пришлось разгонять резиновыми пулями, несколько человек потеряли зрение, чудом удалось избежать жертв.

В июне 2022 года гигантский, но исключительно мирный митинг случился из-за попытки властей поставить под сомнение перспективу вступления Грузии в ЕС. Киев и Кишинев тогда получили статус кандидатов, а Тбилиси отказали. Параллельно Европарламент пригрозил санкциями миллиардерду Бидзине Иванишвили «за связи с Кремлем». «Такая Европа нам не нужна!» — сказали тогда некоторые члены правящей партии. Десятки тысяч людей в ответ вышли под лозунгом «Домой, в Европу» — там были и сторонники оппозиции, и те, кто никогда особо не критикует власти. Зрелище той толпы было таким величественным, что казалось, статус на вступление Грузии дадут немедленно. В то время правительство Грузии обещало, что выполнит все выдвинутые Еврокомиссией условия для получения заветного статуса.

Однако «Мечта» так и не сделала никаких выводов и на этот раз умудрилась объединить сразу две проблемы — болезненный российский вопрос и не менее чувствительный европейский.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.