Три месяца назад фракция «Яблоко» в Заксобрании Санкт-Петербурга направила президенту Путину запрос с предложением издать указ об окончании «периода частичной мобилизации», начатого 21 сентября с изданием президентского указа № 647. Спустя три месяца был получен ответ.
Причем, по ходу подготовки срок ответа продлевали на месяц — запрашивая некие «дополнительные документы». Какие — неясно: в Кремле так и не нашли, что ответить по существу.
В ответе сказано, что призыв по мобилизации «осуществлялся до достижения установленной численности, необходимой для выполнения Вооруженных Сил РФ поставленных задач», и что «по сообщению Минобороны России, установленная численность была достигнута в связи с чем призыв по мобилизации завершен».
Поэтому «правовых оснований для издания в связи с этим акта Президента РФ не имеется».
На самом деле — имеются. И даже очень.
Напомним, что в указе № 647 в двух местах используется понятие «до окончания периода частичной мобилизации».
И до окончания этого периода продолжается действие контрактов о прохождении военной службы, заключенных военнослужащими. То есть, если у кого-то закончился срок контракта — его не увольняют и он продолжает служить.
А, кроме того, пока длится этот период, резко сокращается (по сравнению с установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе») перечень оснований для увольнения (в том числе, досрочного) с военной службы, как для «контрактников», так и для мобилизованных после 21 сентября (они по указу президента имеют статус военнослужащих по контракту).
Потому что в законе указаны десятки оснований для увольнения, в том числе по семейным обстоятельствам, в связи с необходимостью ухода за родственниками, и многие другие, а в указе оставлены только три основания : признание негодным к военной службе, вступление в силу приговора суда о лишении свободы, и достижение предельного возраста.
При всем этом, продолжительность «периода частичной мобилизации» никак не определена, срок окончания этого периода не установлен.
Иначе говоря,
несмотря на то, что «установленная численность» армейского пополнения достигнута, до тех пор, пока период частичной мобилизации не закончен, контрактники и мобилизованные резко ограничены в своих правах.
К президенту России с аналогичным требованием обращались депутаты от «Яблока» из разных регионов — не только Петербурга, но и Москвы, Карелии, Пскова и Великого Новгорода. Москвичам ответ так и не пришел, остальным депутатам в издании указа было отказано, однако мотивировка, изложенная Кремлем, менялась.
Так, Эмилии Слабуновой из Законодательного Собрания Карелии ответили, как и петербуржцам: такого указа не будет, так как для него отсутствуют «правовые основания». Подобный же ответ получила Анна Черепанова из Великого Новгорода. Ей, к тому же, Министерство обороны объявило о завершении мероприятий по частичной мобилизации.
Более любопытный ответ пришел Артуру Гайдуку в Псковское областное собрание депутатов. Ему сообщили. что указ о мобилизации продолжает действовать, так как «военные комиссариаты продолжают комплектовать воинские части за счёт граждан, изъявивших желание добровольно участвовать в СВО, а также граждан, желающих поступить на военную службу по контракту». А Министерство обороны сообщило Гайдуку, что действие указа о частичной мобилизации необходимо для того, чтобы мобилизованные не лишились социальных гарантий и компенсаций.
Понятно, что это лишь предлог, причем неубедительный: на самом деле, окончание периода «частичной мобилизации» не означает отмены равного статуса мобилизованных и контрактников — а, следовательно, мобилизованные сохраняют все свои социальные гарантии и выплаты.
И точно так же понятно, что издавать указ об окончании «частичной мобилизации» Кремль категорически не желает. То ли для того, чтобы подольше сохранить «закрепление» военнослужащих, не допуская их увольнения из армии, то ли для того, чтобы в любой момент — без всякого издания новых правовых актов, — иметь возможность продолжить мобилизацию.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]