Итоги-2022Общество

«Я думала, что в этой бочке дегтя хотя бы одна ложка меда, и она — моя»

Бывший журналист Первого канала Жанна Агалакова — о том, почему она не уволилась до войны, а ее коллеги — до сих пор

«Я думала, что в этой бочке дегтя хотя бы одна ложка меда, и она — моя»
Жанна Агалакова. Фото: Instagram / zhanna_agalakova

Одним из главных итогов в российских медиа в 2022 году стало практически полное засилье пропаганды (особенно в телеэфире) при тотальном разгроме независимых СМИ. Но это не значит, что сотрудники российских телеканалов все до единого поддерживали то, о чём говорится в сюжетах и ток-шоу. Вот только тихое недовольство не равно бунту: открыто свою позицию высказали лишь единицы. Редактор Первого канала Марина Овсянникова ворвалась в прямой эфир программы «Время» с антивоенным плакатом, известные собкоры в других странах Жанна Агалакова и Вадим Глускер уволились (Глускер официально — «по состоянию здоровья»). И хотя, по некоторым данным, увольнений с российских телеканалов в первые месяцы войны было много, публичные заявления о недопустимости войны, по сути, сделали лишь Овсянникова и Агалакова. Специальный корреспондент «Новой газеты Европа» Илья Азар поговорил с Агалаковой о том, чего ей это стоило и нужно ли тех, кто сейчас продолжает работать на пропаганду, изгнать из профессии, когда всё закончится.

— У вас в инстаграме несколько месяцев назад было фото с парижским граффити «Путин — нахуй». Вы подписали под ним: «Какой ужас эта война». Могли ли вы представить себе такое еще год назад?

— После 24-го февраля я считаю, что я могу это публиковать в инстаграме, хотя я отдаю себе отчет: это очень сильная фраза. Но это не мои слова, это констатация выражения гнева даже здесь, в Париже.

— Я имел в виду размышление о том, насколько изменилась ваша, в частности, жизнь за это время.

Мне кажется, жизнь изменилась у всех. И я, конечно, не исключение. Моя жизнь перевернулась.

— Вы получали орден «За заслуги перед Отечеством» второй степени, от которого недавно отказались

— Это медаль ордена «За заслуги перед Отечеством». Это не такая большая награда.

— То есть вам ее не Путин вручал?

— Нет, отнюдь, что вы! Я вообще даже на вручении не присутствовала. Я узнала о нем за полчаса до начала вручения, сидя в Париже. Мне позвонили из редакции и сказали: «А ты не в Кремль едешь случайно? Тебе тут медаль вручают». Это была шутка со стороны коллег.

Я получила ее потом посылкой вместе с документами, которые периодически присылала дорогая редакция. И вторую мою награду, которая гораздо более весомая, — Орден Дружбы, — тоже вручал не Путин. Вручение проходило в редакции, очень скромно.

— Но для вас эти награды тогда что-то серьезное значили?

— У меня было очень двойственное чувство. Первое: я не понимала, за что. Я понимала, почему. Потому что был какой-то официальный повод. Я, признаться, забыла, но кажется, было 50-летие программы «Время», когда вручали ордена, наверное, полутора десяткам моих коллег вместе со мной.

И я понимала, что это награда за лояльность. Но не мою конкретно, а просто взяли более-менее заметных людей в редакции.

А второе чувство было (после паузы): «Какая гадость эта ваша заливная рыба». Потому что Орден Дружбы мне вручали в 2018 году, когда уже эта антиукраинская истерия звучала из всех утюгов. И, конечно, вручать награду с таким названием…

— А отказаться сразу не хотели?

Я думала об этом… Но отказалась [только] четырьмя годами позже.

Фото из инстаграма Жанны Агалаковой, опубликованное с подписью «Так и написала на посылке: Москва. Кремль. Путину». Фото: Instagram / zhanna_agalakova

Фото из инстаграма Жанны Агалаковой, опубликованное с подписью «Так и написала на посылке: Москва. Кремль. Путину». Фото: Instagram / zhanna_agalakova

— Вы когда отказывались от наград, написали Путину письмо — или, скорее, открытку. Если предположить, что письмо до него дошло, не стоило ли написать о причинах своего поступка подробнее? А то ведь считается, что Путин уверен в своей правоте и не знает истинную картину происходящего.

— У меня нет иллюзий, что мое видение ситуации изменило бы его точку зрения. Мне было важно, чтобы этот жест был заметен, потому что послание [было адресовано] даже не столько Путину, сколько тем, кто сомневается, кто колеблется, кто ищет поддержки.

— Вы имеете в виду — сотрудникам телеканалов?

И в частности, конечно, моим коллегам, да.

— А они на это как-то отреагировали?

— После того как я уволилась с Первого канала, у меня нет контактов с моими коллегами.

— До 2022 года большинство материалов в интернете про вас — в основном про семью, про быт, про Париж. В них всегда была мысль, что в 2005 году вы уехали работать во Францию, чтобы воссоединиться с мужем, с которым долгое время жили порознь. Но в интервью Роману Суперу вы сказали, что уехали из России, потому что не хотели, чтобы ваше лицо «соотносили с текстом», который вы «вынуждены была говорить».

— Во времена, когда я уезжала, было как-то не очень ловко озвучивать вторую идею, ведь я же оставалась работать на Первом канале. Я просто пыталась как-то отстраниться от той пропаганды, которая уже набирала мощь. Президента мы [уже тогда] должны были показывать каждый день: любые незначительные, неважные события.

А важные и значительные события из жизни страны уходили сначала на задний план, а потом и вовсе исчезли из повестки.

Мне не хотелось лицом отвечать за это всё. Я ведь в те времена была ведущей, я вела новости в прайм-тайм — и вечером, и ночью.

Обычный зритель считает: всё, что произносит ведущий, он имеет в виду сам, это его личные слова. Но это было не так.

— А ведущий несет ответственность за то, что говорит, если это не его текст?

— Конечно. Есть пример из 1991-го года, когда Татьяна Миткова отказалась читать информацию про события в Прибалтике. Или диктор Вера Шебеко, которая, когда случился путч, без грима была вынуждена сесть в эфир, чтобы прочитать заявление ГКЧП, но делала это с таким лицом, что оно было просто второй звуковой дорожкой.

— Если бы вы не уехали в Париж собкором, то как думаете, в какой момент уволились бы с Первого канала? Или вы бы доработали до войны?

— Я не знаю, потому что после 2005 года, который был для меня вехой, был еще 2012-й год и всё, что ему предшествовало. И все изменения Конституции, которые проходили накануне [войны]. Я не знаю [наверняка], но я бы совершенно точно отреагировала на эти события каким-то изменением в своей жизни.

— Просто переход ко лжи происходит постепенно, и тележурналисты, видимо, привыкают к этому, наверное, даже не замечая изменений.

— В этом-то и драма, конечно, потому что зло наступает потихонечку, а ты чуть-чуть отступаешь и думаешь: «Ну я же чуть-чуть отступил, совсем немножко». А рубеж всё сдвигается и сдвигается. И в какой-то момент ты понимаешь, что, блин, отступать-то [уже] некуда.

— Вы утверждали, что до 2005 года, да и дальше, прямой лжи с экрана не говорили, что в основном это было умалчивание или освещение нужных власти тем.

Да, неправду я не говорила. Хотя такое [утверждать] очень ответственно, но мне кажется, что не говорила. Другое дело, что когда вы говорите правду избирательно, когда «тут мы говорим, а тут мы рыбу заворачиваем», то из этого и складывается неправда. Это [было], да.

Взять какие-нибудь заседания Совета безопасности, когда мы цитировали главным образом нашего постпреда при ООН и не приводили факты и цитаты других участников встречи.

— Я просто видел у журналиста Олега Кашина такое воспоминание: «Жанна Агалакова вела программу «Время» во время первого Майдана в 2004 году, и Максим Кононенко тогда писал, что та после каждого эфира выпивает по стакану водки (а иначе так врать живой человек не может)».

— Я не пью крепкое спиртное вообще. Я вас умоляю!

Я сейчас не смотрю и не гуглю, что обо мне пишут, но мой муж иногда этим занимается. Он мне рассказывает, что [судя по новостям] я мою полы в Париже, что я очень себя хреново чувствую экономически и вообще. Это всё — часть пропаганды.

— Про водку — наверняка байка, но речь тут о том, как вы освещали первый Майдан, что была какая-то неправда. Я, конечно, уже не помню, как он освещался, — вам виднее.

Совершенно точно [это мнение] можно поделить на два. Это ведь не сразу обрушилось, и [сначала] мы пытались смотреть с разных точек зрения. Я не ухожу от ответа, но правда, уже не очень хорошо помню то время.

— Вы в интервью BBC посоветовали россиянам выключить телевизор, сказали, что это «машинка для промывки мозгов», которая их «зомбирует». Но почему вы не ушли с Первого канала раньше? Ведь всё это было понятно давным-давно.

— Я уходила раньше! В 2005 году. Но ведь я не понимала, что я могу делать еще. Мне перестала нравиться моя работа, но свою профессию я очень люблю. Мне хотелось заниматься моей профессией.

Потом не всякий журналист — политический журналист, а я абсолютно не считала себя политическим журналистом. Когда мне попадались политические темы, я чувствовала себя не очень ловко. Я обожала освещать президентские выборы во Франции, в Америке, потому что там была реальная информация, там можно было быть абсолютно свободным.

Что касается политических вопросов в российской жизни, то мне всегда было очень сложно это делать, потому что «тут ходи, здесь не смотри». Это было для меня очень против шерсти.

Не надо смотреть на меня как на политического журналиста. Жест, который я совершила, — гражданский. Но, повторюсь, я не политический журналист, не Олег Кашин, не Илья Азар.

Я [раньше] думала, что смогу спрятаться за сюжетами про рождественские приготовления во Франции, про акции протеста французских аграриев, про чудесные кошачьи кафе в Америке. Но в какой-то момент это перестало работать, в какой-то момент зло перевесило.

Жанна Агалакова, 1990-е. Фото: Instagram / zhanna_agalakova

Жанна Агалакова, 1990-е. Фото: Instagram / zhanna_agalakova

— Аргумент понятен, но вы же, наверное, всё равно видели, что происходит с Первым каналом?

То есть я должна была взять на себя ответственность за весь Первый канал? Я делала свою работу, старалась делать ее по-честному, я не могла отвечать за всё остальное. Я хотела остаться в профессии, во-первых. Во-вторых, надо было кормить семью, ведь у моего мужа не было работы, он не имел, например, права работать в Америке.

— Я говорю скорее про нежелание ассоциироваться с ложью и пропагандой. Для меня, например, всегда было исключено пойти работать на государственные СМИ. Как можно делать что-то приличное на телеканале, который делает неприличное? Ты тогда, наоборот, собой обеляешь этот канал.

— (после паузы) Знаете, я когда вижу бумажки на улице, на которой живу, то подбираю их. Мне не лень, хотя она вообще не очень чистая. Париж — город грязный. Но я делаю, что могу.

И в этой ситуации я тоже думала: делаю, что могу.

Я думала, что в этой бочке дегтя хотя бы одна ложка меда, и она — моя. Вы считаете, что это идиотский романтизм? Глупость? Но потом же я всё-таки ушла.

— Можно было бы делать что-то другое и с большим эффектом.

Наверное, но человеку свойственно ошибаться.

— Кажется, в то время «Дождя» еще не было, но были же другие телеканалы. ТВ-6, например, еще был?

— Был РЕН-ТВ. Но вы знаете, где сейчас Марианна Максимовская?

— Забыл, но что-то такое не очень хорошее она делает.

— Она занималась пиар-кампанией интернет-продуктов, продвигающих референдум 2020 года. Вот кому вопросы надо задавать! Как такое происходит? Когда зло перевешивает, и человек понимает, что уже больше не может, — это логично, мне кажется. А когда человек боролся изо всех сил, имел статус последнего свободно говорящего в телевизоре, а потом вдруг переметнулся на другую сторону, — как это может быть? Вот это мне было бы интересно узнать.

Российская журналистка и телеведущая Марианна Максимовская. Фото: Facebook

Российская журналистка и телеведущая Марианна Максимовская. Фото: Facebook

— Среди известных журналистов федеральных телеканалов уволились практически только зарубежные корреспонденты. Можно подумать, что, во-первых, они уже и так жили на Западе, и им проще это было сделать: они могли сказать что угодно и их никто бы не посадил. А во-вторых, было бы странно, если бы вы и после войны продолжили жить в Париже и работать на Первый канал. Получается, что для вас это был легкий путь.

— А я, честно говоря, не знаю, кто, кроме меня, еще ушел.

Глускер еще. Вы в интервью называли и Александра Панова.

Панов ушел давным-давно, а не во время войны. В рамках нормальной ротации среди собкоров. Он просто не вернулся, а остался [в США].

— То есть, получается, из-за войны ушли только вы с Глускером?

Примерно так, да. А все остальные работают.

— А почему?

Я не могу за них ответить. Я думала об этом, но я их не спрашивала, почему они не уходят, находясь на Западе и, как вы говорите, ощущая свою безопасность. Не знаю.

С телеведущим Вадимом Глускером. Фото: Instagram / zhanna_agalakova

С телеведущим Вадимом Глускером. Фото: Instagram / zhanna_agalakova

— Вы участвовали еще в 2021 году в Женском евразийском форуме на одной панели с Марией Захаровой и Маргаритой Симоньян. Как оно было?

Это было хорошо. Я говорила про [Анну] Политковскую. Как раз в тот момент закончился 15-летний срок расследования ее убийства, и дело должно было быть положено в архив. Я дважды об этом говорила — не только на панели, но и на общем заседании. Говорила, что нельзя ставить временные рамки для подобного рода преступлений, что это преступление должно быть раскрыто, что в стране должны публично обсуждаться проблемы, которые существуют, потому что иначе общество не выживет.

— На Первом канале подобное заявление появиться не могло бы.

Нет, думаю, что нет.

— Но вас не смущало, что вы об этом говорите, а канал не может сказать о деле Политковской, о том, что за этим, возможно, стоит Кадыров…

Ну да, есть такой рассинхрон. Но я уверена, что на Первом канале многие так думают [про Политковскую].

— Когда вы работали в США, вам приходилось всё-таки и политическими темами заниматься. Вы рассказывали, что редакция хотела снять сюжет, оправдывающий закон «Димы Яковлева».

— Героиня, у которой был конфликт с приемной семьей, вначале согласилась давать интервью, а потом отказалась, поэтому сюжет не вышел.

— А если бы не отказалась, то сняли бы сюжет?

— Наверное, сделала бы, чтобы понять, о чем речь, что с ней происходило.

— Но понятно же, что этот сюжет использовался бы в поддержку этого весьма негуманного закона.

— Вы всё время переходите в сослагательное наклонение, Илья. Зачем? У вас задача какая-то в этом интервью? У меня начинает такое ощущение складываться… Я не знаю, какое интервью дала бы та девушка, не знаю, какая история за этим стояла. Может быть, она подвергалась сексуальному насилию, и национальность здесь ни при чем.

— Путин 10 лет говорит, что российский закон об иноагентах — ответ на американский. Но все знают, что они работают по-разному, и в России просто скопом всех независимых журналистов признают иноагентами. Не было мысли сделать свой сюжет про то, как на самом деле работает в США этот закон?

— Я темы крайне редко подбирала сама. И то, что я подбирала, вовсе не имело отношения ни к усыновленным детям, ни к другим политическим темам. Это происходило действительно очень нечасто, особенно в Соединенных Штатах, когда мне уже было понятно, какого рода сюжеты от меня ждут. Инициатива тогда уже сводилась к нулю, и я делала то, что мне заказывали.

Надо осознавать, как устроена информационная служба на телеканале. Не корреспондент решает, что попадет в итоге в эфир. Я могла делать самые замечательные сюжеты, самые справедливые, самые полные с точки зрения освещения проблемы.

Но у нас есть редакторские ножницы и шеф-редакторское сито, где всё, что не вписывается в политику канала, вырезается и ликвидируется.

Я не вольна никак на это влиять, потому что не я стою на кнопке, которая выдает материал в эфир, понимаете?

— Понимаю. К вопросу о редакторах. Вы говорили о восхищении Мариной Овсянниковой, но при этом сказали, что ваша первая мысль была, что вы бы не смогли сделать также. А почему?

— Я очень дисциплинированный человек и понимаю, что этот жест поставил бы в очень сложную ситуацию многих людей. Я бы, наверное, сделала как-то по-другому, потому что это прямо отчаянная смелость, а я не отчаянно смелый человек. Но мы опять переходим в сослагательное наклонение, Илья. Давайте о фактах говорить, если они вас, конечно, интересуют.

Жанна Агалакова, 1990-е. Фото: Instagram / zhanna_agalakova

Жанна Агалакова, 1990-е. Фото: Instagram / zhanna_agalakova

— Вы на своей парижской пресс-конференции в марте критиковали антироссийские санкции, говорили, что они в первую очередь ударят не по Путину и его приближенным, а по среднему классу, по всему российскому народу. Еще говорили, что убивают культуру, запрещая концерты. Вы свою позицию не изменили?

Нет, я не изменила позицию. Все люди, которые пытались после объявления мобилизации бежать, спасти себя, своих детей, попали в очень сложную ситуацию. Некоторые просто существуют на какие-то копейки, если вообще не побираются. Люди, которые против войны, попали в чудовищные условия.

И я не понимаю, почему нужно атаковать культуру.

Я понимаю ресентимент, чувство мести, которое испытывают украинцы. Я им бесконечно сочувствую, и их страдания не могут сравниться ни с чем. На этом фоне никто не имеет права жаловаться.

Но я с большим удовольствием, например, восхищением даже, слушала открытие сезона в [миланской опере] «Ла Скала», где давали «Бориса Годунова» и главной партией был великолепный бас-баритон Ильдар Абдразаков. В зале был президент Италии, была глава Европейской комиссии, была премьер-министр Италии, и все говорили о том, что культура — это как раз то, что держит добро и свет на плаву.

— Часто с возмущением спрашивают: почему россияне, которые уехали из страны, не выходят за рубежом на акции протеста, хотя здесь-то они могут это делать. Вы ведь тоже, кажется, не выходите с плакатом к посольству России?

— Я не думаю, что это сыграет какую-то роль. Я лучше пойду на вокзал Монпарнас, где [находятся] украинские беженцы, и там помогу как переводчик. В этом я вижу больше смысла.

— Говорят, что люди, бегущие из России, на самом деле Путина поддерживают, а просто не хотят в армию идти.

Но, Илья, вы ведь тоже мне не из Москвы сейчас звоните. Вы тоже уехали. Почему вы не выходите на Красную площадь с плакатом «Путин, уходи»?

— Потому, что слишком высока угроза, и потому, что в России невозможно больше работать журналистом, к сожалению.

Очень сложно [сейчас] быть не только журналистом, а вообще иметь какую-то гражданскую совесть в России. Это опасно. Вот поэтому люди и уезжают. [Российские власти] отбили желание выражать гражданскую совесть, хотя сама она, я уверена, осталась.

— А что вы думаете про скандал с «Дождем»? Дмитрий Песков прокомментировал происходящее так: «Если кому-то кажется, что где-то свобода, а дома — несвобода, то это иллюзия». В Кремле явно очень довольны происходящим.

Мне очень грустно на самом деле. Эта история меня задела. Я не постоянный зритель «Дождя», очень фрагментарный. Я вижу только то, что появляется в социальных сетях, потому что мне хватает и других источников информации. Но я считаю, что чем больше разных СМИ, тем лучше, и «Дождь» как значительный кусок правды жизни должен существовать.

Но сам факт того, что у единственного независимого телевидения отобрали лицензию, что внутри себя сотрудники не смогли договориться и выносят сор из избы, говорит о том, насколько гражданское общество разрозненно, если даже в таком небольшом коллективе — такие сложные отношения.

Мне горько от этого. Это делает всю ситуацию, которая и так безнадежна, еще более безнадежной. Я как журналист поставила на себе крест. По крайней мере, в ближайшее время я не вижу себя, не чувствую, не ощущаю [в профессии]. Но мне горько наблюдать, что происходит с нашей прессой.

— Не кажется ли вам, что сейчас, от российского СМИ, если оно работает в Европе в изгнании, требуется занять сторону, а журналистский подход «над схваткой» сейчас неприменим? Возможна ли какая-то попытка быть объективным или надо полностью присоединиться к западному нарративу?

— Всякое СМИ должно отстаивать какие-то ценности. Не в каждом репортаже, но генеральная линия должна присутствовать. Западные ценности я не считаю ошибочными, я их абсолютно принимаю. Свобода слова, свобода собраний, человеческая свобода — это прекрасные ценности, которые, к сожалению, не являются ценностями нынешних государственных российских СМИ. Вся политика в России [сейчас] античеловеческая.

Должны ли СМИ в изгнании принимать западную позицию? А что тогда принимать, [если не её]? Дудеть в кремлевскую дуду, что ли?

— Дискуссия вокруг «Дождя» шла о том, можно ли сочувствовать мобилизованным: тем, которые в армию идут, но убивать не хотят.

Сочувствие — это параллельный момент. Я сочувствую этим мобилизованным. Я сочувствую ребятам, которых забирают в Бурятии, в Туве, а потом главный лама просит у Путина взамен дрова прислать, потому что семьи мерзнут.

Я сочувствую этому пушечному мясу, потому что знаю, что мои деды были пушечным мясом под Москвой осенью 41-го года, когда у них была одна винтовка на троих.

Я уверена, что моим дедам, обычным крестьянам, не досталось той винтовки.

Но канал не имеет права говорить: не хватает оборудования, бронежилеты дорогие, и мы вам поможем, напишите нам, мы справимся с этим. Это безумие. Это СМИ, это не частный разговор двух людей. Можно ведь повернуть вопрос так, что отчасти кто-то, может быть, в каком-то смысле по-человечески сочувствует Путину, который попал в сложную ситуацию. Но говорить об этом вслух, тем более будучи СМИ, у которого есть определенная позиция, — это более чем странно.

Здесь речь идет о войне, агрессивной и братоубийственной. Хотя я знаю, что украинцы не любят это слово, но я это воспринимаю как убийство наших братьев. И выражать поддержку российской армии, будучи оппозиционным СМИ, мне показалось неуместным и неправильным. Мне очень жаль.

— Депутат Госдумы Швыткин написал на вас донос в Следственный комитет и требовал объявить в розыск. Почему этого так и не произошло?

— Хочется сказать «свят, свят, свят». Не знаю, почему этого не произошло. Может, он писать не умеет. Но я уверена, что моя папочка лежит в нужном месте.

— Вы не опасаетесь, что те же посты в инстаграме могут рано или поздно привести к заведению уголовного дела?

Никто не хочет уголовного дела. Тем более в путинской России, где 0,2% процессов заканчиваются оправдательным приговором.

— Вы говорили, что вас не уговаривали остаться на Первом канале, а еще — что вы ожидали критики со стороны бывших коллег, и вам даже было немного обидно, что никто ничего не сказал. Почему так?

— Это в сердцах сказанная фраза. Уверена, что они всё это обсуждали, но меня это мало волнует.

Почему меня не удерживали, тоже совершенно понятно. Руководство, думаю, осознавало, что это бессмысленно. Я всегда была немножко чуть-чуть в стороне, я мало кучковалась с коллегами, я не бежала впереди паровоза с предложениями сделать какой-то материал.

Я никогда не входила в раж, когда приходилось делать конкретно прокремлевские или пропутинские сюжеты. Поэтому все считали, что меня нет никаких причин удерживать. 

Но я, конечно, не могу залезть в голову руководству.

— А зачем тогда вас вообще держали?

Может, я хороший журналист? Талантливый, может быть, немножко?

— Это, мне кажется, их давно уже не волнует. Им нужны исполнители, которые делают то, что скажут.

— Мне кажется, им выгодно [было] иметь человека, которому верят. То ли в 2004-м, то ли в 2005 году был в одном из телевизионных глянцевых журналов забавный рейтинг: «Кому вы доверяете больше всего?» Моя фамилия была в первой десятке.

— Ну, это было, когда вы каждый день были в новостях.

— Да, и любой телеканал держится за ведущих, за лица, которым доверяют. Вот и ответ.

— В России часто говорят, что те, кто уехал, предали своих. Вы себя чувствуете предателем Первого канала или России?

— Можно я отвечу цитатой? «Я Родину люблю, а государство ненавижу». Вот и ответ. Предатель кого? Предатель этой власти, которая предала всех? Которая дважды поменяла Конституцию и поставила такие пункты, за которые мне стыдно? В частности, о русских как о государствообразующей нации. Позор!

— Снова очень хочется спросить: где же вы были в 2020 году, когда это происходило?

— Как гражданин я отреагировала: голосовала против этого. Как журналист я ничего не могла сделать, потому что работала на Первом канале.

— Могли бы выложить бюллетень с галочкой в квадратике «Нет» в соцсети.

— (после паузы) Не подумала. Вы начали интервью с инстаграма, и вот там есть моя позиция. Вы же понимаете, что работать на Первом канале и выкладывать такие бюллетени невозможно. Одно с другим не совместимо.

Надо было уходить, да… Я не ушла. Увы. Надо было это сделать. Если [считать, что] это чуть-чуть бы сработало, что это бы помогло, то тем более надо было уходить.

Но у всех же разная степень концентрации смелости. У кого-то она наступает моментально, как у Марины Овсянниковой.

— Она, знаете ли, тоже 20 лет проработала на Первом канале.

Она сидела в основном на иностранных агентствах, смотрела, что приходит по видеоряду из Reuters и других агентств. Она не ставила восклицательные знаки в сюжете про то, как здорово, что мы все сейчас примем поправки в Конституцию.

Таких людей десятки: кто делал какую-то маленькую работу, нажимал кнопки в аппаратной, кричал «мотор». Получал свою маленькую зарплату. Или немаленькую, ведь до меня доходили слухи, что после того как началась война, зарплату дважды поднимали на канале. Платили свою ипотеку, водили детей в кружки и секции или собирали деньги на то, чтобы ребенок мог учиться в каком-то вузе… Слушайте, мы все люди, мы слабые, мы не боги.

Вы ставите вопросы, как перед богом: «Что ты сделала?» Блин, я человек.

Но в какой-то момент надо собраться, и у всех этот момент наступает в разные периоды. Я о многом жалею. Я не обо всём хочу говорить, но я переживаю за то, что [происходит] в нашей стране. И о многих вещах я вам не скажу, но я их себе не прощу.

Поддержать независимую журналистику

Независимая журналистика под запретом в России. В этих условиях наша работа становится не просто сложной, но и опасной. Нам важна ваша поддержка.

— Все говорят, и вы говорите, что на Первом канале не поддерживают Путина и его курс, но никто не может уволиться из-за ипотек и кредитов. Но я никак не могу понять, почему это настолько серьезная причина. Особенно если говорить о более ранних временах, когда точно можно было найти и другую работу.

— (задумывается) Как-то все [журналисты госканалов] попали в сферу действия ресентимента. Параллельно ведь со всей этой ненавистью, канализированной в сторону Украины, был и другой нарратив. О том, что мы — самостоятельная страна, что мы не можем и не хотим плясать под дудку Америки, что мы должны иметь собственную политику, что мы — дети народа-победителя. Это очень заразительный, если не сказать заразный, нарратив.

И очень многое внутри меня соглашалось с этим. Мне хотелось, чтобы моя страна была сильнее, чтобы она вела самостоятельную политику. Но оказалось, что где-то тут и был зарыт дьявол, понимаете?

— Вы сказали, что не вернетесь в профессию. Никогда?

— Никогда не говори «никогда», но сейчас у меня просто нет на это ни сил, ни желания. Я burned out [выгорела], что называется.

— То есть на «Дождь» ведущей вечернего эфира вы бы не пошли?

Не знаю, но никаких предложений [от «Дождя»] у меня пока нет.

— Вы как бывший пропагандист считаете, что бывшие пропагандисты должны иметь право на работу на телевидении в новой России?

— (задумывается) Я думаю, что всё возможно. Но это как в Библии, знаете? Им нужно пройти какое-то чистилище, лимб. И если оно пройдено, то, наверное, и [можно работать].

Каждый ведь совершал ошибки, каждый, и когда человек признается в этих ошибках, когда пытается их исправить, и делает это искренне и убедительно, то вес слова этого человека, как мне представляется, становится очень значительным.

Но нужно пройти через чистилище. Может быть, я поэтому и не вижу себя в профессии, потому что внутренне еще не прошла эту стадию.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.