КомментарийОбщество

Призывной пунктик

Государство создаёт единую систему учёта военнообязанных на случай планируемой большой войны. Но работать этому ресурсу не дадут военкомы-взяточники

Призывной пунктик
Фото: Stringer / Anadolu Agency / Getty Images

Владимир Путин подписал указ о создании государственного информационного ресурса, содержащего сведения, необходимые для актуализации документов воинского учета граждан. Проще говоря, Путин приказал создать общий реестр россиян, состоящих на воинском учете, с указанием всех возможных данных о каждом человеке. Участвовать в создании этой базы данных будут министерства обороны и цифрового развития РФ, а также Федеральная налоговая служба. Кроме того, данные о гражданах должны будут предоставлять МВД, Минздрав, МЧС, Минобрнауки, Минпросвещения, Минспорта, ФСИН, ФССП, Центризбирком, Пенсионный фонд, Росгвардия и другие органы власти.

По мнению источников «Новой-Европа», такое решение давно назрело. Но будет ли оно выполнено — вот главный вопрос.

— Военкоматы — одна из немногих структур, где не наводили порядка последние 20–30 лет, — рассказывает «Новой-Европа» глава правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право» Сергей Кривенко. — Личные дела призывников до сих пор на бумаге. Существуют какие-то разрозненные списки, отрывочные базы. Их годами не актуализировали. Начавшаяся мобилизация выявила полнейший бардак в этой сфере. Начальство отреагировало и приказало всё собрать в единой базе. Кроме того, в случае начала большой войны с НАТО нужно иметь всю информацию о тех, кого можно мобилизовать.

Кривенко предполагает, что раньше создавать единую базу всех подлежащих мобилизации чиновникам от Минобороны было просто не нужно. О такой мобилизации еще недавно никто не думал.

Поворот к большой войне произошел сравнительно недавно. До этого во время призыва был достаточный выбор молодых людей.

— Вести дела в тени всегда выгоднее с коррупционной точки зрения, — объясняет правозащитник. — Можно брать деньги и с тех, кто хочет идти в армию, и с тех, кто не хочет. Культура делопроизводства в военкоматах на низшем уровне. Работников там не хватает. Информационный ресурс необходимо не только создать, но и постоянно обновлять. Компьютеры в кабинетах есть, но их же нужно объединять в сети, писать необходимые программы, давать права доступа и так далее.

Создание такого ресурса позволит, конечно, немного усовершенствовать систему мобилизации и розыска военнообязанных, но не настолько, чтобы довести ее до автоматизма. По мнению Кривенко, даже в случае, если реестр удастся создать и запустить в работу, коррупционная составляющая никуда не денется. Всегда найдутся уловки, чтобы обмануть систему.

— Про взятки до сих пор, скажем так, ведутся разговоры. Военной прокуратуре не удалось прижучить мздоимцев, хотя были и вспышки возбуждений уголовных дел на отдельных сотрудников военкоматов. Предполагаю, что за введением новых строгостей просто последует повышение суммы поборов. Больше всего весь этот проект похож на очередной блеф. Сделают всё коряво. А хватать людей будут, как всегда, на улице.

С тем, что сегодня реальный учет военнообязанных практически не ведется, согласны и другие наши собеседники.

— Сегодня личные дела призывников и мобилизованных пустые. А ведь там должна быть вся информация о человеке, — говорит «Новой-Европа» секретарь Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова. — Поэтому у нас и забирают в армию людей с тяжелыми заболеваниями. Документов о болезни в деле нет. А ведь правильно было бы создать для всех военнообязанных личные кабинеты на сайте Минобороны. Где каждый мог бы прикрепить необходимые данные. Но для руководителей Главного организационно-мобилизационного управления (ГОМУ) Минобороны люди — это стадо. Какой уж там персональный учет?! Раньше коррупция расцветала во время призыва, но теперь к этому добавилась еще и мобилизация.

По словам Мельниковой, комитеты солдатских матерей с 1990 года требовали создания базы компьютерного учета в военкоматах. В прошлом году начальник ГОМУ Евгений Бурдинский уже обещал создание подобной единой базы.

— Но им это невыгодно, — утверждает Мельникова. — Военком план не выполнит, премию не получит. Почему нигде не проводили при частичной мобилизации медицинские комиссии? Не хочешь служить — плати деньги, и твои документы рассмотрят. Так было, так есть и, судя по всему, будет.

Поэтому у меня большие сомнения, что информационный ресурс, действительно, заработает. Будут, как всегда, использовать другие методы — проводить облавы.

По словам Мельниковой, во время мобилизации требуется выборка по военно-учетным специальностям, по возрасту, по некоторым другим параметрам. Наличие единого реестра позволит такие выборки производить. Сегодня, к примеру, во время призыва на медкомиссии приглашается в десять раз больше военнообязанных, чем требуется по плану. По идее, к следующему призыву военкомы обязаны составлять поименные списки и персонально работать с каждым. Но важно же количество!

— Продолжат загребать по старинке, — уверена наша собеседница. — Так что никакого полного реестра, как мне кажется, не будет. Готова биться о заклад. По крайней мере, все сотрудники ГОМУ будут стоять насмерть против такой базы данных.

Сомневаются в реализуемости президентского указа и сами военные. В указе Путина сказано, что высшие должностные лица субъектов Федерации, Минобороны и Минцифры до 30 декабря 2022 года должны обеспечить преобразование сведений о гражданах из документов воинского учета военкоматов в электронно-цифровую форму.

— Это сделать практически нереально, — объясняет «Новой-Европа» офицер Минобороны, согласившийся говорить на условиях анонимности. — Нет аппаратуры, нет людей, нет времени: не успела завершиться мобилизация, как начался призыв. Так что тут мы точно не успеем. Скорее всего, попилят деньги на создание базы, а на остатки сварганят что-то, что можно издалека показать начальству. У нас вожди всё равно не сильны в компьютере. Так что их устроит.

По словам офицера, создаваемая база в любом случае не будет содержать сведений о многих россиянах. В России десятки миллионов мужчин не живут по своим адресам регистрации и официально не работают. Вот их сложнее всего мобилизовать. Так будут хватать по старинке — без всяких баз. В метро и на площадях.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.