КомментарийПолитика

Конкуренция — как обычно

На саммите G20 Джо Байден и Си Цзиньпин впервые встретились вживую как лидеры стран. Похоже, у них появился шанс уладить пост-трамповские конфликты

Конкуренция — как обычно
Председатель КНР Си Цзиньпин и президент США Джозеф Байден во время встречи на саммите G20. Фото: XINHUA / LI XUEREN

В понедельник на индонезийском острове Бали завершилась первая очная встреча председателя КНР Си Цзиньпина и американского президента Джозефа Байдена, проходившая в рамках саммита G20 («Группы двадцати»). Для Си Цзиньпина встреча стала полноценным возвращением в мировую политику: глава КНР не покидал страны со времени начала пандемии, и только в конце сентября впервые за два года выехал за границы КНР, чтобы поучаствовать в саммите Шанхайской организации сотрудничества, который прошел в узбекском Самарканде.

Джо Байден, получивший в наследство от предшественника в Белом доме чрезвычайно расстроенные отношения с Китаем, со времени избрания тоже не имел шанса очно увидеться с руководителем второй экономики мира — лидеры довольствовались редкими разговорами по телефону.

Впрочем, Си и Байден и без этого знают друг друга уже давно. Нынешний американский президент встречал будущего китайского коллегу более десяти лет назад, когда Си был вице-председателем КНР и только готовился занять высший пост в стране.

У политических обозревателей сохранялись надежды, что первая очная встреча лидеров на G20 поможет найти выход из тупика, в который отношения двух стран постепенно заходили на протяжении последних четырех лет. Судя по реакции американского президента, более чем трехчасовые переговоры отчасти оправдали эти надежды. По словам главы Белого дома, Си Цзиньпин «был искренен и прям по отношению к собеседнику по другую сторону [шахматной] доски». «Я абсолютно уверен, что нет нужды в новой холодной войне», — резюмировал Байден.

Генсек Компартии Китая Си Цзиньпин был чуть более сдержан в оценках. «Китайско-американские отношения сейчас в той ситуации, которая невыгодна обеим странам», — выразил он свои опасения. 

Переговоры проходили за закрытыми дверями, и об их содержании можно судить только по кратким официальным коммюнике, но итоги этой встречи уже вполне можно очертить.

Исходные позиции 

3 августа в толпе перед тайбэйским аэропортом «Суншань» звучал американский гимн. Так тайваньцы встречали Нэнси Пелоси, спикера Палаты представителей Конгресса США. За самолетом, в котором находился фактически третий человек в американской политической иерархии, следили сотни тысяч людей по всему миру. К северу от Тайваньского пролива к рабочему визиту Пелоси отнеслись воинственно — там такое поведение считают нарушением госграниц КНР.

Спикер Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси во время визита на Тайвань, 3 августа 2022 года. Фото: Taiwanese MFA / Anadolu Agency / Getty Images

Спикер Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси во время визита на Тайвань, 3 августа 2022 года. Фото: Taiwanese MFA / Anadolu Agency / Getty Images

Обменявшись после этого острыми выпадами, Вашингтон и Пекин на время свернули консультации. Но, кажется, сейчас демарш Нэнси Пелоси стороны хотят побыстрее забыть. В администрации американского президента оправдывались, что глава государства не может запретить конгрессменам совершать зарубежные поездки. А в материковом Китае скандал с Пелоси просто забылся — вся повестка КНР была посвящена подготовке к съезду Компартии.

И всё же споры вокруг Тайваня не поспособствовали снижению напряженности между двумя странами. Вашингтон продолжил наращивать санкционное давление: в октябре США ввели жесткий контроль за экспортом в Китай полупроводников, которые могут использоваться для производства оружия.

По оценке The New York Times, подобное «сдерживание» уже сопоставимо с действиями США в отношении СССР во времена Холодной войны. 

«Сдерживать» Китай хочет и Пентагон. В конце октября американское министерство обороны опубликовало новую версию «Стратегии национальной безопасности». В этом документе КНР удостоилась первого места в списке угроз: «Наиболее серьезная и всесторонняя угроза для США — это насильственные и всё более агрессивные попытки Китая перестроить отношения в Индо-Тихоокеанском регионе ради удовлетворения собственных авторитарных притязаний».

Об Украине — только осторожно

А вот Россия оказалась только на втором месте в топ-листе угроз по версии Пентагона. Правда, авторы «Стратегии» подчеркивают, что Москва перешла в фазу «упадка». А вот потенциал Китая, наоборот, возрастает. И в Вашингтоне опасаются дальнейшего сближения двух стран.

Если судить по итоговым официальным сообщениям, война в Украине не стала главной темой переговоров Си Цзиньпина и Джозефа Байдена в Индонезии. Стороны лишь в очередной раз заявили о недопустимости применения ядерного оружия.

Китай ограничивается аккуратными заявлениями, отказываясь поддерживать санкции против Кремля. В понедельник Китай оказался в числе 13 стран, которые на Генассамблее ООН проголосовали против резолюции о репарациях Украине.

И МИД, и партия — едины

На саммит G20 Си Цзиньпин приехал в качестве победителя. По крайней мере, во внутренней политике. В конце октября завершился XX съезд китайской Компартии, на котором действующий генсек смог заметно консолидировать свою власть. Правда, для этого ему пришлось сломать политическую традицию, заложенную еще Дэн Сяопином, которая требует оставлять посты после двух пятилетних каденций. Таким образом с 1980-х годов удавалось ротировать руководство страны и избегать геронтократии, свойственной режиму позднего Мао Цзэдуна или застойного Советского Союза.

Особенно необычно для обычно качественно срежиссированного съезда выглядела сцена, когда Ху Цзиньтао — предшественника Си — под руки вывели из президиума. Съезд переизбрал Си Цзиньпина на третий срок, а среди семи членов Постоянного комитета Политбюро (ПК ПБ) эксперты с трудом могут выделить явного преемника 69-летнего генсека.

Председатель КНР Си Цзиньпин перед рабочим совещанием в рамках саммита G20, 16 ноября 2022 года. Фото: Christoph Soeder / picture alliance / Getty Images

Председатель КНР Си Цзиньпин перед рабочим совещанием в рамках саммита G20, 16 ноября 2022 года. Фото: Christoph Soeder / picture alliance / Getty Images

Демонстративно расправившись с вероятными соперниками внутри партийной элиты, Си Цзиньпин решил не менять внешнеполитическую команду. Глава МИД Ван И, который был одной из ключевых фигур в разгар идущей с 2018 года американо-китайской торговой войны, пошел на повышение. Он возглавит аппарат комиссии ЦК по международным вопросам. В реалиях китайской политики с ее параллельными партийными и правительственными структурами эта должность считается более значимой, чем пост главы МИДа.

Начало коммуникации 

«Отвязать колокольчик с шеи тигра должен тот, кто его повесил», — так иносказательно комментирует прошедший саммит издание ЦК КПК «Хуаньцю шибао».

Китайскую поговорку можно истолковать так: заварил кашу — сам ее и расхлебывай. Естественно, это шпилька в сторону американцев. 

Примечательно, что это стало фактически единственной критикой в адрес Вашингтона, хотя «Хуаньцю шибао» считается газетой «ястребиной» партии в китайском политическом классе и обычно комментирует действия американских политиков в гораздо более жестких выражениях.

Еще недавно риторика властей Китая была куда смелее.

«Мы уверены, что Штатам необходимо изменить собственный образ и прекратить продвижение своей демократии в остальном мире», — заявлял глава комиссии ЦК по международным вопросам Ян Цзечи. При этом ключевой человек в системе принятия решений по внешней политике выступил с такой критикой в американском Анкоридже на встрече с госсекретарем Энтони Блинкеном.

Тем не менее, язвительные выпады в отношении американской внешней политики не привели к разрыву отношений между дипломатами двух стран. По итогам переговоров Си Цзиньпина и Джозефа Байдена стороны пришли к выводу, что сейчас самое время восстановить контакты, — по меньшей мере, на уровне глав министерств иностранных дел. Так, в начале следующего года американский госсекретарь Энтони Блинкен отправится с рабочим визитом в Пекин.

«Конкуренция не должна дрейфовать в сторону конфликта, — рассказал на G20 Байден. — США и Китай должны ответственно относиться к конкуренции и держать линии коммуникации открытыми».

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.