Двадцать пять лет жители моногорода Закаменск на окраине Бурятии живут в зоне экологической катастрофы.
После закрытия градообразующего «Джидинского вольфрамо-молибденового комбината» в 1998 году люди остались без работы. 45 миллионов тонн опасных отходов так и остались лежать в городе. Хотя по закону государство должно ликвидировать ущерб.
Жители Закаменска стали чаще болеть и умирать. Растения и животные, по данным ученых геологического института Сибирского отделения РАН, тоже пострадали: реки и почва отравлены подземными шахтными водами и тяжелыми металлами.
В 2020 году природоохранная прокуратура подала иск в суд на правительство Бурятии и выиграла дело. До конца 2022 года чиновники обязаны сделать экологическую ситуацию в городе благополучной. Но денег в региональном бюджете на это нет.
Как живет Закаменск и на что надеются местные жители? Об этом в репортаже журналистки Анны Зуевой специально для «Новой газеты. Европа».
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.